Найти в Дзене
Эхо Победы

Мятеж батьки Жлобы

В критический момент мятежа 3-й колонны в Невинномысскую прибыл из Царицына Д.П. Жлоба, находившийся в командировке почти два месяца. Он доставил на Северный Кавказ на 10 автомашинах 200.000 патронов, и привез главкому Сорокину приказ Военсовета СКВО, в котором говорилось: «Командующему Кубанскими войсками. С получением сего Военный совет Северокавказского военного округа приказывает вам немедленно продвигаться по направлению к Царицыну на Волге по указанию командированного Военным советом тов. Жлобы. Военный совет Северокавказского военного округа. 22 августа 1918 г.». Приказ привел в явное недоумение советское, партийное руководство и чрезвычайного комиссара Юга России Г.К. Орджоникидзе, которые не были информированы, о решении оставить Северный Кавказ. Не ясны были причины. В Москве также не знали о приказе на отвод войск к Царицыну, и никаких директив относительно оставления Северного Кавказа не направляли. Фактически приказ Военсовета СКВО об оставлении Северного Кавказа и отводе
Художественный образ Д.П. Жлобы. Изображение из открытых источников
Художественный образ Д.П. Жлобы. Изображение из открытых источников

В критический момент мятежа 3-й колонны в Невинномысскую прибыл из Царицына Д.П. Жлоба, находившийся в командировке почти два месяца. Он доставил на Северный Кавказ на 10 автомашинах 200.000 патронов, и привез главкому Сорокину приказ Военсовета СКВО, в котором говорилось: «Командующему Кубанскими войсками. С получением сего Военный совет Северокавказского военного округа приказывает вам немедленно продвигаться по направлению к Царицыну на Волге по указанию командированного Военным советом тов. Жлобы. Военный совет Северокавказского военного округа. 22 августа 1918 г.».

Приказ привел в явное недоумение советское, партийное руководство и чрезвычайного комиссара Юга России Г.К. Орджоникидзе, которые не были информированы, о решении оставить Северный Кавказ. Не ясны были причины. В Москве также не знали о приказе на отвод войск к Царицыну, и никаких директив относительно оставления Северного Кавказа не направляли. Фактически приказ Военсовета СКВО об оставлении Северного Кавказа и отводе войск к Царицыну был самоуправством. Более того приказ устарел и не отвечал текущему моменту, так как отдавался по обстановке на начало июля 1918г. К началу сентября оперативная ситуация на Северном Кавказе для советских войск изменилась – кризис миновал и фронт стабилизировался по реке Лаба. Сорокин, как грамотный полководец, ознакомившись с приказом из Царицына, выполнять его не стал, как не отвечающий обстановке. Главком назначил Жлобу командиром 3-й колонны, а ушедшие с фронта полки распорядился вернуть обратно на позиции. Жлоба немедленно выехал в украинские красные полки, где красноармейцы приняли его как своего батько. Жлоба задержал части 3-й колонны в пути следования и развернул их на линии Невинномысская – Курсавка. За бои под Невинномысской против 2-й пехотной дивизии Боровского Жлоба был награжден ЦИК Северокавказской республики строевой лошадью.

Попробуем поставить себя на место главкома Сорокина. На войне легко оставлять территорию, но гораздо труднее отвоевывать у противника. Отступить с Северного Кавказа означало: добровольно отдать контрреволюции всю экономическую базу Северного Кавказа – людские и продовольственные ресурсы, топливо, конское поголовье. Опираясь на эти ресурсы, Деникин мог резко усилиться и обрушиться на Южный фронт, начав поход на Москву уже в 1918г. Решение главкома Сорокина сражаться на Северном Кавказе до последней возможности, было абсолютно правильным, к тому же Красная армия Северного Кавказа численно превосходила Добровольческую армию, а ее моральный дух восстанавливался.

В связи с несогласием Сорокина выполнить приказ Военсовета СКВО Жлоба отправился в Пятигорск, для доклада ЦИК Северокавказской республики. В Пятигорске он также не встретил поддержки и вернулся в Невинномысскую, где и решился на открытый мятеж. Для доклада Военсовету СКВО о создавшейся обстановке ЦИК направил двух делегатов.

Опасаясь возможности повторного ухода полков 3-й колонны уже под командованием Жлобы с фронта, Сорокин поставил перед ним задачу – двумя полками выступить в район Георгиевска для наступления на Прохладную – Моздок против терцев. Но Жлоба решил саботировать приказ главкома, а выполнить приказ Военсовета СКВО об отводе войск к Царицыну.

Как бы выполняя задачу, поставленную Сорокиным, Жлоба 08-10.09.1018г. погрузил полки 3-й колонны в эшелоны и двинул их якобы в Георгиевск. В действительности же части Жлобы по железной дороге направлялись в Святой Крест. Вслед за полками Жлобы начали самовольно сниматься с фронта другие украинские части и походным порядком двигаться в район Святого Креста и села Благодарное. В этом стихийном движении украинских полков с Северного Кавказа к Царицыну отражалось их нежелание сражаться на чужом для них Северном Кавказе. Луганский слесарь Клим Ворошилов, командовавший под Царицыном, казался им своим, родным, нежели кубанец Сорокин. С военной точки зрения – это для войск было явное дезертирство, а для Жлобы воинское преступление. Дмитрий Жлоба в трудной борьбе Северокавказской Красной армии с деникинцами повел себя не как красный командир, а как атаман-анархист из повстанческой армии батьки Махно. Если Военсовет СКВО вдали от ТВД, не зная текущей обстановки, отдал ошибочный приказ, то Жлоба на месте видел сформировавшийся фронт обороны и сознательно выдернул из него большую группу войск.

Численность отошедших к Святому Кресту войск достигла 15.000 чел. Они были реорганизованы Жлобой в Стальную дивизию. 16.09.1918г. Стальная дивизия через села Благодарное и Дивное, Ставропольской губернии выступила на Царицын.

Краском Д.П. Жлоба с командирами штаба. Фото из открытых источников
Краском Д.П. Жлоба с командирами штаба. Фото из открытых источников

Самовольный уход с фронта 15-тысячной группировки образовал в советской обороне обширные бреши. Главком Сорокин направил в войска телеграммы о задержании и разоружении полков Жлобы, но на пути следования Стальной дивизии не было частей Северокавказской армии, способных выполнить приказ. Для закрытия бреши в обороне под Невыномысской Сорокин приказал перебросить из Курганной и Михайловской 1-ю внеочередную дивизию А.Н. Науменко и Некрасовскую колонну Г.И. Мироненко.

Видя активное перемещение советских войск вдоль линии фронта, Деникин приказал Боровскому ударить в тыл Армавирской группе советских войск, захватить Невинномысскую и перерезать единственную железнодорожную коммуникацию Северокавказской армии. Одновременно с этим главком Сорокин приказал командующему Северо-Восточным фронтом И.И. Гайченецу наступать на Ставрополь на участке Барсуковская – Темнолесская, с охватом с востока конницей.

15.09.1918г. 2-я пехотная дивизия Боровского атаковала Невинномысскую и после упорного боя овладела ею, а партизанская бригада Шкуро, выйдя южнее, овладела станцией Барсуки, разрушив там путь. В Невыномысской находились ряд штабов и тыловых учреждений, которые в беспорядке отступали. Управление войсками нарушилось. Были захвачены Добровольческой армией станицы Темнолесская, Убеженская и Прочноокопская. Советские войска на правом берегу Кубани были расчленены на две части и прижаты к берегу Кубани. В ожесточенных боях сражались полки Я.Ф. Балахонова и И.А. Кочубея, белогвардейцы были остановлены и не смогли развить тактический успех. Боровский, опасаясь за свой правый фланг, оставил в Невинномысской пластунскую бригаду, а главные силы перевел в хутор Темнолесский.

Взятие Невинномысской означало, что советские войска, зажатые между Лабой и Кубанью, лишались возможности отступления через Невинномысскую и Ставрополь на Царицын. 17.09.1918г. с подходом войск Науменко и Мироненко, был проведен контрудар. Части Добровольческой армии под Невыномысской были разгромлены, в плен было взято около 2.000 белогвардейцев. Сообщение с Владикавказом и Минводами было восстановлено.

18.09.1918г. Деникин прибыл в войска Боровского в Ново-Екатериновку. Учитывая важность разрыва сообщения по Владикавказской железной дороге, он приказал 2-й пехотной дивизии вновь атаковать Невинномысскую.

20.09.1918г. Боровский, перегруппировавшись и подтянув резервы, атакой Корниловского полка овладел станцией Барсуки. Развивая наступление, белые захватили мост через Кубань и начали переправу войск. 21.09.1918г. 2-я пехотная дивизия атаковала Невинномысскую с трех сторон и захватила её, отбросив советские войска на запад. Удар добровольцев был неожиданным для советского командования и штаб армии не успел эвакуироваться из Невинномысской, и вся его документация и отданный накануне приказ о наступлении на Ставрополь, оказались у белых. Попавшие в руки Деникина документы раскрыли ему план сосредоточения в районе Невинномысской советских войск для наступления на Ставрополь. Деникин срочно приказал произвести перегруппировку войск и усилить оборону в районе Ставрополя. Советские войска, приведя себя в порядок, завязали бои, пытаясь отбить Невыномысскую.

Это была цена самовольных и преступных действий Дмитрия Жлобы. В советской исторической и художественной литературе поступок Жлобы не осуждался и даже поддерживался – он якобы выполнял приказ Военсовета СКВО. Но приказ отдавался в расчете, что фронт советских войск на Северном Кавказе рухнул и откатывается в горы, а в действительности уже была организована оборона по реке Лаба и фронт стабилизировался. Приказ уже не соответствовал действительности и был достаточно спорным. Но члены Военсовета СКВО были далеко и не владели обстановкой, а Жлоба был полностью осведомлен и сознательно принял преступное решение, чем поставил Красную армию Северного Кавказа на грань военного поражения.

По теме:

Мятеж 3-й колонны Красной армии Северного Кавказа

Мятеж батьки Жлобы. Поход Стальной дивизии на Царицын

Куда пропала Стальная дивизия Жлобы

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.