Найти тему
Эхо Победы

Конфликт главкома Автономова с ЦИК Кубано-Черноморской республики

Главком А.И. Автономов (в центре) с командирами штаба. Фото из открытых источников
Главком А.И. Автономов (в центре) с командирами штаба. Фото из открытых источников

14.04.1918г. в Екатеринодаре завершился 2-й Съезд Советов Кубанской области. На съезд прибыл 591 делегат – большевики, левые эсеры, анархисты, беспартийные. Кубанская область была провозглашена Кубанской Советской республикой (КСР) в составе РСФСР. Образован руководящий орган – Центральный Исполнительный комитет (ЦИК), в состав которого избраны: председатель – Я.В. Полуян, заместители – И.И. Гайченец и Л.Э. Скворцов, секретари – К. Корнилов и В.Ф. Черный. Народные комиссары: продовольствия – М.А. Коробкин, военный – Д.П. Швец, народного хозяйства – М.К. Марочкин, земельный – Е.Е. Вилямовский, труда – Л.В. Ивницкий, печати – Г.И. Татищев, внутренних дел Я.В. Полуян, финансов – С.К. Дунин, просвещения – Е.М. Полуян, юстиции – Н.Г. Выгриянов, путей сообщения – П.П. Соркин, призрения – Я.В. Озеров, здравоохранения – П.С. Гуменный, почт и телеграфа – П.Е. Жоров, по национальным делам – М.Х. Шовгенов. Главнокомандующим революционными войсками Северного Кавказа съезд утвердил А.И. Автономова, начальником штаба – С.К. Мацилецкого.

Если присмотреться к фамилиям руководящего состава, то заметна особенность – это всё люди из Кубанской области и близлежащих регионов – местные.

Весной 1918г. у КСР возникла внешняя угроза – германская оккупация. В нарушение Брестского мира германские войска начали оккупацию Украины. Немецкое командование считало, что большевики не контролируют значительную территорию страны, расколовшейся на независимые республики. В свою очередь, провозгласившие независимость Украинская народная республика (УНР) и Всевеликое Войско Донское (ВВД) заключили договорные отношения с Германской империей, признав её вассалитет.

13.03.1918г. прекратила существование Одесская Советская республика в связи с оккупацией Одессы австро-венгерскими войсками. Советские органы и красногвардейские отряды были эвакуированы в Севастополь. Прибытие деморализованных беженцев из Одессы развалило и вооруженные силы Таврической Советской республики (ТСР). Имея в Севастополе более 10.000 матросов и солдат, крымские большевики не смогли выставить даже полка для защиты Крыма от войск УНР полковника П.Ф. Болбочана, ограничившись посылкой разрозненных отрядов добровольцев. Председатель Совнаркома ТСР А.И. Слуцкий на собрании делегатов береговых и судовых частей, мастерских Севастопольской базы 17.04.1918г. заявлял: «Мы определенно заявляем о том, что республика полуострова Крым не входит в территорию Украины… Броситься в войну мы не можем, так как Красная армия в Крыму превратилась в банду мародеров». (К 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ ТАВРИДЫ. ВЫСТАВКА ДОКУМЕНТОВ К 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ ТАВРИДЫ (ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ). 18.04.1918г. кайзеровские войска при участии украинцев заняли Перекоп и вторглись в Крым. 30.04.1918г. ТСР прекратила существование, а Крым был оккупирован интервентами. С вывозом живой силы из Cевастополя в Новороссийск ввиду угрозы захвата немцами перешли и корабли Черноморского флота.

29.04.1918г. ЦИК КСР для организации отдельных отрядов в единую армию и усиления управляемости вооружённых сил образовал Чрезвычайный штаб обороны (ЧШО). Состав ЧШО: главком А.И. Автономов, председатель ЦИК Я.В. Полуян, Л.В. Ивницкий, П.Я. Балис, П.С. Гуменный, Н.П. Иванов, А.С. Турецкий.

В апреле советские войска из Крыма были эвакуированы в Новороссийск, а из Северной Таврии в Ейск. Украинские отряды Красной гвардии и черноморские матросы пополнили вооружённые силы КСР, а их командиры возглавили боевые участки.

08.05.1918г. немецкие войска, вступив в Ростов, фактически вышли к границам КСР. Власти КСР начали прилагать максимум усилий для предотвращения возможного германского вторжения. Началась мобилизация в вооружённые силы казаков и крестьян. Главком Автономов, пытаясь консолидировать общество и усилить вооруженные силы республики офицерскими кадрами, вступил в переговоры с будущими лидерами белого движения офицерами Я.А. Слащёвым и А.Г. Шкуро по вопросу противодействия германской агрессии.

Вернемся немного назад. После установления Советской власти в Новороссийске 08.12.1917г. съезд Советов Черноморской губернии избрал коллегиальный руководящий орган – Черноморский губернский ЦИК, в котором преобладали большевики, а ведущую роль играл заведующий административным отделом А.А. Яковлев. Заведующим финансовым отделом был избран единственный еврей А.И. Рубин – участник вооруженного восстания в Петрограде. В бою под Энемом погибли сразу два человека из руководства Черноморского ЦИК – А.А. Яковлев и И.А. Серадзе. С образованием ЧСР начинает восходить звезда Абрама Рубина – его избирают председателем Черноморского ЦИК.

Ещё 13.03.1918г. 3-й съезд Советов Черноморской губернии, проходивший в Туапсе, образовал Черноморскую Советскую республику (ЧСР). На съезде также обсуждался вопрос объединения с кубанцами. В марте произошло объединение Кубанской и Черноморской организаций РКП(б).

Угроза вторжения интервентов и развитие местных антисоветских движений способствовали объединению Кубанской и Черноморской республик в единое государственное образование. 19.05.1918г. на заседании исполкома Советов Кубани и Черноморья был образован объединённый ЦИК будущей Кубано-Черноморской советской республики (КЧСР). Объединение двух республик, безусловно, было прогрессивным решением, но таило в себе и неприятные последствия. Главная угроза существованию Советской власти на Северном Кавказе шла не от немцев и даже в значительной мере не от объединённых сил Добровольческой армии, донской и кубанской казачьей контрреволюции, а от деморализованных красногвардейских отрядов, работников и служащих советских органов и учреждений, вытесненных немцами с территории Украины, Крыма и Донской области.

В марте 1918г. из Одессы начинают прибывать пароходы с деморализованными советскими беженцами» Большое количество прибывших евреев активно включается в политическую борьбу в Черноморье и благодаря протекции Рубина занимают руководящие посты в ЧСР. В апреле-мае начинается процесс слияния Кубанской и Черноморской республик, что становится звёздным часом для одесситов – Екатеринодарский комитет РКП(б) возглавляет Крайний-Шнейдерман Моисей Израилевич (1898г.р., студент Одесского университета, член РСДРП(б) с 1914г., член Одесского комитета РСДРП(б) и ревкома). Стремительно на руководящие должности в партийном и советском аппарате выдвигаются Б.Г. Рожанский, С.А. Дунаевский, М.Ф. Власов-Богоявленский, младший брат Крайнего-Шнейдермана и др.

С появлением в руководстве Кубанской Советской республики пришлых пламенных революционеров резко поднимается градус напряженности между советскими, партийными органами с одной стороны и военными властями с другой стороны. В войсках пролезшие в руководство «одесситы» авторитетом не пользовались, и неудивительно – они бросили свои советские республики фактически без сопротивления, а Кубань для них являлась лишь временной остановкой перед дальнейшим бегством вглубь России.

Добровольческая армия была самой боеспособной контрреволюционной угрозой, противостоявшей красной Кубани. Руководимая подготовленным генералитетом, имеющая ядро из кадрового офицерства, опирающаяся на зажиточное донское и кубанское казачество, снабжавшаяся воинским снаряжением немцами через атамана Краснова, представляла грозную силу. Противостоять добровольцам могла только дисциплинированная и имеющая квалифицированное командование армия. Но такой армии главком Автономов не имел. Попытки Автономова реорганизовать партизанские отряды в регулярную армию начали разбиваться о непонимание руководящего состава республики в военном строительстве. Красная Армия весной 1918г. начинала переход от партизанских формирований к регулярным войсковым соединениям. Правилом в ней еще было обсуждение приказов на митингах, а требование дисциплины воспринималось как возврат к «царской муштре». Более двух десятков командиров Красной гвардии объявили себя «главковерхами» всевозможных фронтов, армий и т.д. Ни один не желал никому подчиняться, каждый воевал, с кем хотел, и когда считал нужным. «Главковерхи» стремились не утратить своей самостоятельности, и на каждый приказ Автономова в ЦИК и партийные органы летела жалоба на главкома. Количество жалоб накапливалось и должны были следовать оргвыводы. А если учесть, что главком Автономов бывший офицер, привлекает офицеров на службу, вводит воинскую дисциплину, попирая «революционные порядки», то он для пламенного революционера Крайнего-Шнейдермана становился как красная тряпка для быка. Конфликт стал неизбежен, когда решения главкома стали блокироваться членами ЧШО.

Обстановка стала обостряться и 19.05.1918г. ЦИК КЧСР отстранил главкома Автономова от руководства войсками. Блестящее кадровое решение накануне вторжения немцев и добровольцев! Автономов не подчинился, и началось противостояние, к счастью бескровное.

В советской историографии действия главкома А.И. Автономова получили нарицательное название – Автономовщина, причины которой возлагались только на склонность главкома Автономова к диктатуре и личной власти. Взгляд плоский, примитивный и уводящий в сторону от истинных причин конфликта. Попробуем разобраться в реальных причинах Автономовщины и будущего поражения Советской власти на Кубани.

Что представляли собою люди, выдвинувшиеся в советское (А.А. Рубин) и партийное (М.И. Крайний-Шнейдерман) руководство Кубанской республики? Это были недоучившиеся студенты, профессиональные революционеры, сознание которых было настроено на разрушение, а не на созидание; теоретики, усвоившие из марксизма лишь постулаты о диктатуре пролетариата, чужие люди для казачества, которого они не знали и не понимали; политики, не способные решать жизненные вопросы. Могли ли эти люди терпеть рядом людей, имевших иные взгляды, пользующихся популярностью в армейской среде?

Разгром Добровольческой армии мог положить конец Гражданской войне на юге России, что сберегло бы миллионы жизней. Чтобы разгромить Добровольческую армию, следовало навести порядок в кубанской Красной армии, которой приходилось одновременно заниматься и реорганизацией войск и драться с белыми. Автономов отменял выборность командиров – его обвиняли в «бонапартизме»; он требовал железной дисциплины – ему вменяли в вину непонимание «революционной войны» и приверженность к «золотопогонному» прошлому; он назначал командирами бывших офицеров – их подозревали в измене. Основную ставку в создании регулярной армии Автономов делал на казачество – обученное военному делу сословие, которому, по его мнению, нечего было делить с Советской властью. И если главком Автономов понимал это, ища союза с казачеством, составлявшим почти половину населения Кубани, то партийные и советские власти придерживались иной политики. Считая казачество реакционной контрреволюционной силой, они делали ставку на малочисленный пролетариат, иногороднее крестьянство, горские народности. Казаков-добровольцев, приходивших служить в Красную гвардию, отправляли обратно домой, заявляя, что не доверяют им.

Классовый подход был подменен сословным! Пришлые партийные и советские вожди рыли могилу Советской власти на Кубани собственными руками!

Конфликт между гражданскими и военными властями был улажен на съезде 28.05.1918г., но осадок как, говорится, остался. Разбиравший конфликт Г.К. Орджоникидзе признал «правоту» и «неправоту» обеих сторон, но не смог вскрыть порочную политику, сознательно направленную против кубанского казачества. По просьбе Орджоникидзе Автономов был отозван в Москву, а затем направлен во Владикавказ в его распоряжение.

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.