Найти тему
Эхо Победы

1-й Кубанский Ледяной поход. Штурм Екатеринодара

11.04.1918г. уже с рассветом советская артиллерия, пристрелянная по местности, открыла губительный огонь по цепям добровольцев, срывая атаки и заставляя прижиматься к земле «свирепых офицеров». Продвижения бригада Богаевского не имела никакого и исход боя должна была решить, подходившая из Елизаветинской бригада Маркова.

Генерал Корнилов перенес свой штаб на ферму, стоявшую у пересечения дорог на отвесном берегу Кубани. С импровизированного наблюдательного пункта просматривалась вся западная часть Екатеринодара. Красные артиллеристы, замечая скопление и перемещение добровольцев спорадически – при отсутствии более важных целей обстреливали ферму. Начштаба генерал Романовский указывал Корнилову об опасности, однако тот, видя, что обстрел бессистемный и рассчитывая, что фронт быстро переместится вперед и штаб вступит в предместье Екатеринодара, считал угрозу временной и терпимой.

Корнилов считал перспективным направлением атаки артиллерийские казармы на берегу Кубани. Так как бригада Богаевского после двух дней боев была ограниченно боеспособной, то первым номером должна была выступить бригада Маркова. Днём марковцы начали производить смену частей на направлении главного удара – двухкилометровый участок от Кубани до дороги на Елизаветинскую. Партизанский полк Казановича, сдав позиции, перегруппировался севернее на участок Корниловского полка.

В 17:00ч. началось наступление всеми силами Добровольческой армии на Екатеринодар.

Бригада Маркова опрокинула 1-й Екатеринодарский полк Демуса, захватила артиллерийские казармы, но случилось, то к чему командование Добровольческой армии было не готово – красногвардейцы не бежали в панике, а продолжили организованно вести бой. Дальнейшее продвижение белых от артиллерийских казарм блокировалось резервами переброшенными Сорокиным – оборона красных уплотнилась. Более того бригада Маркова в казармах сама оказалась в полуокружении. С севера и востока добровольцам преграждали продвижение красногвардейцы, засевшие в домах и кустарниках, а с юга прижатые к берегу Кубани, также вели огонь остатки красного отряда. Марков приказал закрепляться на занятом рубеже, так как для развития наступления необходимо было решить вопрос с красногвардейцами, засевшими на берегу реки и стрелявшими добровольцам в спину.

Контратака красногвардейцев. Кадр из х/ф «Хождение по мукам», 2017г.
Контратака красногвардейцев. Кадр из х/ф «Хождение по мукам», 2017г.

Атаку марковцев поддержала и бригада Богаевского в атаку перешли Корниловский и Партизанский полки. Результаты боя на их участке оказались даже скромнее чем у марковцев – плотным артиллерийским и ружейно-пулеметным огнём красногвардейцы заставили залечь стрелковые цепи добровольцев. Командир Корниловского полка подполковник Неженцев был убит, поднимая цепи мобилизованных казаков. Управление было дезорганизовано, а атака полка захлебнулась. Одной из причин неуспеха атаки была невысокая мотивация мобилизованных елизаветинских казаков, включенных в состав Корниловского полка, которые неохотно шли в бой.

Конница Эрдели, как и днём ранее вошла в сады, и вновь была атакована конными отрядами Мироненко и Кочубея. Результативность белых кавалеристов была такой же, как и у пехоты – незначительной!

Схема боя под Екатеринодаром 11.04.1918г.
Схема боя под Екатеринодаром 11.04.1918г.

Ну и вишенкой на торте стал бессмысленный на тот момент рейд Партизанского полка Казановича (около 250 чел.) в Екатеринодар. В сумерках, используя складки местности, без боя (боевые порядки и обороняющихся и наступающих на 8 км фронте были достаточно разряженными) отряд Казановича незаметно пересек линию окопов и вошел в Екатеринодар. Такое стало возможным ввиду ночной ротации красногвардейских отрядов – одни уходили в тыл на отдых, а другие их сменяли на передовой. Без выстрелов, выдавая себя за красногвардейский отряд, белогвардейцы проследовали до центра города с целью поддержать атаку ударом с тыла красных. Но как, оказалось, поддерживать не кого – добровольческие части были отбиты и ночью зализывали раны. К рассвету нахождение на Сенной площади отряда Казановича внутри боевого построения Красной гвардии представляло смертельную угрозу уже для самих белогвардейцев. Не дожидаясь восхода солнца, отряд Казановича ретировался за линию окопов и соединился с частями Добровольческой армии, прихватив по пути несколько повозок с боеприпасами.

Итак, подводим итог: решительная атака на Екатеринодар завершилась. Результаты – захват артиллерийских казарм были более чем скромные, а надежды на захват города окончательно рухнули. Расчёты на неустойчивость красногвардейцев в бою оказались ложными. Белое командование выдавало желаемое за действительное. Иллюзорными оказались и моральное и тактическое превосходство Добровольческой армии над Красной гвардией. А нехватка боеприпасов и отсутствие поддержки местного населения делало продолжение штурма авантюрой. Добровольческий генералитет оказался в тупике – что делать дальше?

Теперь о действиях красного командования. Автономов стремился создать наиболее благоприятные условия для своих войск, поставив при этом противника в наименее благоприятные. В полевом сражении хорошо организованная Добровольческая армия крыла плохо дисциплинированные и управляемые отряды Красной гвардии «как бык овцу». Поэтому Автономов изменил тактику борьбы с добровольцами – следовало лишить оперативного маневра Корнилова. Была верно определена цель всего похода добровольцев – Екатеринодар, куда для обороны стянуты почти все наличные силы. В условиях уличного боя свобода манёвра была ограничена, и преимущество добровольцев в индивидуальной подготовке во многом сводились на нет. Фортификационные сооружения, пристрелянные на местности орудия и пулеметы, значительно усиливали устойчивость Красной гвардии в обороне. Добровольцам пришлось идти в атаку на красные пулеметы, которые их уже загодя ждали. То, что Корнилову дали спокойно переправиться на правый берег, означает, что Автономов не хотел спугнуть добровольцев. В результате неудачной переправы белые могли бы просто уйти, и вновь двигаться по Кубани, возмущая местное население. Нет, господа офицеры, на пулеметы! На пулеметы! Заигрывающий бой красногвардейского отряда в направлении Елизаветинской, а затем его ложное отступление – всё для того, чтобы господа офицеры поверили в себя и уверенно шли в расставленный для них капкан.

Заметна в этом бою и разная военно-профессиональная подготовка добровольческого и советского командования. Если добровольческий генералитет действовал по всем канонам военной науки, то советское командование – чисто логически из складывающейся обстановки. Отсутствие генеральского образования у советского главкома освободило его от военного «догматизма» в принятии решений. Именно этот разный подход к ведению боевых действий и определил победную тактику Автономова.

И конечно в решающий момент штурма Екатеринодара Автономов, Сорокин и другие красные командиры проявили необходимую решительность и твёрдость в управлении войсками. «…При обороне города я видел Сорокина в боевой обстановке. Верхом на лошади, в серой черкеске, сверкая оружием, он в сопровождении двадцати конвойцев объезжал боевые порядки.

Помню, на четвёртый день боёв наш отряд, крепко потрёпанный непрерывными атаками, с каждым часом терял боеспособность. В этот момент в расположении батальона появился Сорокин.

– Держаться, во что бы то ни стало! Ни шагу назад! Расстреляю! – кричал он, сверкая усталыми, покрасневшими от бессонных ночей глазами и размахивая неразлучной плетью. В такие минуты один вид этого человека внушал страх…» (Хижняк Иван Лукич. Годы боевые, 1957). Железная воля красного командира Сорокина стальным обручем стянула в единое целое разрозненные красногвардейские отряды и позволила выдержать удар свирепых офицеров.

Продолжение:

1-й Кубанский Ледяной поход. Загадочная гибель генерала Корнилова

По теме:

Главнокомандующие Красной армии на Северном Кавказе

Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.