В очередной раз убедился, что если в фильме есть хороший душевный герой, которому приятно сопереживать (а лучше двое, как во франшизе «Смертельное оружие», а совсем хорошо — когда целая россыпь харизматов, как в «Форсаже» или «Мстителях»), то больше ему для хорошей кассы особо ничего и не нужно — ни внятного сценария, ни убедительной режиссуры, ни даже проникновенной музыки. Нет, ну, в «Зверополисе» Шакира, конечно, но я в целом не поклонник такого музыкального оформления.
Пару обаятельных героев мы в этом мульте имеем без сомнений. Суперправильную сексуальную заечку Джуди, которая, поступив в полицию Зверополиса в соответствии со своей детской мечтой («Первая крольчиха в полиции!!!»), как в старом советском фильме «Королева бензоколонки», гиперактивно начинает утирать носы окружающим мужланам, всяким офицерам-буйволам и инспекторам-носорогам, и показывать им, почем фунт лиха в тех местах, где раки зимуют.
А также ее невольного напарника, плутоватого лиса Ника, который тихонечко обтяпывает свои нехитрые мошеннические гешефты, и которого в этой связи офицеру полиции Джуди несложно брать за жабры, шантажировать и вообще всячески иметь и вертеть — как и всякого жуликоватого осведомителя в нашем мире. Остап Бендер в популярном произведении жизненно необходим, без него скучно. Как демонстрируют кассовые хиты, когда один герой архиправильный, второй на контрасте непременно должен быть холеричным плутоватым маргиналом, особенно если его играет Мел Гибсон, иначе несчитово.
Нет, в обаятельной сексуальной заечке нет ровно ничего дурного. Мальчикам полезно воспитывать свое половое чувство на правильных примерах, а не на бодипозитивных уродливых бегемотихах в пачках балерин, как в последнее время модно в американских мультах. Да и лис здесь — вполне подходящий красавец для девочек. Вполне понятно, почему мульт имел такую славную кассу.
Да и феминоповесточка практически не ощущается, благо Ник — маскулинный, уверенный в себе, ехидный мужик, отлично работающий в тандеме со своей прекрасной напарницей. Его не приходится ежеминутно спасать, как всякого беспомощного мужчинку в феминистическом кино. Подруга не унижает его регулярно, как по умолчанию следует поступать со всяким самцом, а если и высмеивает, то совсем по другим причинам, а не по признаку пола. Из них выходит довольно гармоничная пара партнеров, удачно дополняющих друг друга.
В свое время моя пытливая дочка, в сотый раз посмотрев фильм «Мама», настойчиво допытывалась у меня: а когда Волк-Боярский с Козой-Гурченко поженятся? Будучи совсем маленькой, она безошибочно считала витающие вокруг них бешеные эротические флюиды: хоть герои и изображали врагов, но их явно тянуло друг к другу со страшной силой. «Зверополис» она посмотрела уже младшей школьницей, поэтому, как девочка умная, уже ничего не спросила. Но, полагаю, лет пять назад ее непременно заинтересовало бы: когда же поженятся Ник и Джуди? Уж больно искрящее между ними электричество проскакивает в кадре.
На этом плюсы «Зверополиса», в общем-то, заканчиваются, и начинаются суровые будни. Создается впечатление, что на любопытном концепте истории работа профессиональных сценаристов закончилась, и в дело вступили мексиканские нелегалы, которых наняли на ближашей нелегальной бирже.
Короче, окончившая полицейскую академию юная крольчиха Джуди едет в Зверополис. Он напоминает сказочный град на холме, и это, конечно, в представлении американской студии блаженный Нью-Йорк, о чем свидетельствуют и многие дальнейшие городские виды. Поэтому он имеет все минусы реального Нью-Йорка. (Я был в этом граде на холме дважды и смею вас уверить: минусов там гораздо, гораздо больше, чем показано в мульте — не одни лишь практически бумажные стены без особой звукоизоляции). Но это все-таки Зверополис, поэтому он разделен на, как бы это сказать, чтобы никого не обидеть, дистрикты: пустыня, тундра, влажные джунгли. Где, соответственно, проживают те животные, которые привыкли к таким условиям в природе.
И тут начинается традиционная игра слабой киноистории в поддавки, основанная на кривом мексиканском сценарии. Сценарии мексиканских нелегалов, еще раз подчеркну на всякий случай, отнюдь не пытаюсь оскорбить мексиканское кино в целом.
Скажем, очеловеченным лису и заечке глубоко покласть на условия обитания, они живут в нью-йоркских каменных джунглях как обычные люди и прекрасно себя там чувствуют. Примерно так же относятся к дистриктам и все остальные животные: типа живем мы тут, в нашей диаспоре, но кроме привычного общества, привычные жизненные условия нам на хрен не нужны.
Тогда зачем это вообще надо? Звери свободно перемещаются из района в район, работают вне своих жизненных зон, никто в чужих местах никаких проблем с жизнедеятельностью не испытывает, образуй диаспору где угодно. То есть создатели мульта придумали, как оно в принципе чисто умозрительно должно работать в городе зверей, а вот более глубокой и внятной мотивацией не озаботились. Или просто не сумели ее придумать. У дилетантов обычно придумывалки маловато.
Еще сильнее смущают соседствующие районы для огромных животных и районы для животных крошечных. То есть в одном живут слоны, а в другом землеройки, и заечке Джуди, которая ведет преследование преступника в кварталах мышей, приходится через жителей этих кварталов перешагивать.
И не только через жителей — через их дома и крошечные балюстрады метрополитена тоже. Представляете, сколько сразу сложностей в городе, где проживает хотя бы три вида жителей разных размеров? А в Зверополисе их гораздо больше — там и жирафы, и белые медведи, и волки, и куницы, и суслики. Видов транспорта и домов понадобится намного больше, чем три.
На этом, кстати, строится одно из мошенничеств лиса — он покупает слоновое мороженое размером с самого себя, растапливает его и разливает по крошечным формочкам, в результате чего получается множество мороженых для леммингов. До лиса, получается, никто из зверей не додумался, что за мороженое для слона можно выручить гораздо больше денег, если разбить его на множество мелких порций — в общем, обычное соотношение опта и розницы. У подавляющего большинства животных, выходит, нет совсем никакой деловой хватки. Ну, или они, как в СССР, считают покупку оптом и продажу в розницу предосудительным делом, спекуляцией и преступлением. Странно, американцы вроде бы гордятся своей частной инициативой, которая обеспечила благосостояние их страны, часто мошенническим образом. Впрочем, в последние годы у демократов модны псевдосоциалистические мотивы плана «всё отнять и поделить».
Или такой момент: эскимо для слонов стоит 35 баксов. Это хоть и не на порядки, но сильно превосходит реальную цену человеческого мороженого — слоновье эскимо все-таки большое. Наверняка так происходит и со всеми остальными продуктами для больших животных. Но при этом ни разу не упоминается, что слоны зарабатывают какие-то бешеные деньги — они точно такие же работники на ресепшн и продавцы, как и все остальные, едва ли им платят больше за то же самое.
Чтобы как-то оправдать дисбаланс между величиной продуктов, похоже, что слоновье мороженое могут покупать только слоны: Джуди приходится пустить в ход удостоверение полицейского, чтобы жулик Ник и его фейковый сыночек (который на самом деле старше, чем сам Ник, просто такой карликовый лемур) смогли приобрести слоновье эскимо, а лису еще пришлось дополнительно надавить на жалость окружаюшим. Чё, серьезно?! Лютая дискриминация разных слоев населения в Зверополисе решается вот именно такими средствами, или просто сценаристы-мексиканцы в очередной раз катастрофически не продумали мир своего сценария?
Следует заметить, что младенец, выбирающийся из коляски, чтобы закурить сигару, хватить стопку водки и хриплым прокуренным голосом сказать что-нибудь матное — тоже не изобретение сценаристов «Зверополиса». Это из «Кто подставил кролика Роджера?» Я не считаю заимствование плагиатом, конечно,как делает это большинство неофитов-зрителей, плагиат имеет четкое определение в законе об авторском праве, и это не он. А без заимствований невозможно никакое творческое развитие — Шекспир соврать не даст. Без заимствований у нас останутся семь античных первосюжетов вроде опасного путешествия или осады крепости, да и те, если верить Борхесу, вполне можно свести к четырем основным архетипам.
Это я не о заимствованиях как таковых, а к вопросу о прискорбной квалификации сценаристов. Которые без заимствований не способны даже выстроить простейшую историю.
И нет, я не придираюсь. Я понимаю, что это такая сказка, что надо расслабиться и получать удовольствие, как рекомендуют в подобных случаях специалисты по сказкам. Но в сказках подобные пассажи обычно делают в сатирических целях. В «Зверополисе» же определенно любуются Нью-Йорком и проводят параллели со светлым городом зверей, стараясь выстроить непротиворечивы мир. Но получается не очень. Получается, когда нам выгодно, имеем в виду реальность; когда не выгодно, вспоминаем, что у нас сказка, мы в домике, никакие претензии не принимаются.
Однако мультик должен демонстрировать малышам хотя бы какие-то минимальные экономические реалии, как это, к примеру, делают российские «Смешарики. Пин-код» или «Фиксики», чтобы на подкорке оставалось хоть что-нибудь о реальном соотношении предметов и понятий в мире. В «Зверополисе» же с этим полный хаос.
Или такой момент. В оригинале фильм вообще-то называется «Zootopia» - типа «Звериная утопия». Потому что хищники Зверополиса в какой-то момент преодолели свои дикие инстинкты и стали жить в мире с травоядными, как в настоящей утопии. А что они теперь кушают?
Маленький ягуар гордо заявляет, что теперь ему не нужно убивать для пропитания, как его предкам. Что он хочет зарабатывать на жизнь, работая нотариусом.
Для справки: в нашем, человеческом мире нотариусы, кроме гарнира, кушают стейки, жареную курицу и печеную индейку, свиную корейку и рульку, телячью вырезку, бараньи отбивные, рыбные котлеты, яйца и еще много всякого животного. Пьют молоко. Носят обувь и аксессуары из кожи животных. И это еще люди, которые, как их предки обезьяны, способны воспринимать и животную, и растительную пищу. А как с этим дело у нотариусов-хищников, которым требуется исключительно мясо? Небось, смиренно отказались от всего этого, да?
Нет, может быть, все хищники Зверополиса едят исключительно вегетарианское. Но тогда невольно вспоминаются хиппи из «Футурамы», которые приучили льва есть водоросли. Он выжил, конечно, хоть и с трудом, но приобрел зеленый цвет и изможденный вид. И старчески беспомощно выкашливал съеденное. В Зверополисе же все хищники вроде пышут здоровьем и определенно хорошо питаются, явно не водорослями. Соевое мясо? Ну, гм...
Ладно, если угодно, давайте будем считать, что я придираюсь. Давайте тогда разберем другой сценарный подвиг из «Зверополиса». Оказавшись в клетке с одичавшим хищником, которую вот-вот обыщут вражеские охранники, наши напарники сбегают оттуда довольно остроумным способом: через унитаз. Гидрозатвор, в котором намертво застрянет всё крупнее лягушки? Не, не слышали. Унитазный сток, естественно, ведет не в канализацию, что было бы сложно и негигиенично для дальнейшего сюжета, а прямо в реку — с большой высоты через дырку в скале, которая даже не забрана решеткой. Хищники Зверополиса, конечно, питаются радугой и какают ромашками, но вот об экологии не заботятся совсем, что для западного мульта более чем странно. А сценаристы фильма не способны даже к минимальному мыслительному усилию, чтобы побег из безвыходного положения не выглядел так беспомощно и смехотворно.
И да: кто-нибудь может мне объяснить, что вообще делает унитаз в клетке одичавшего хищника, которому теперь, как и его диким предкам, положено гадить где придется? Причем унитаз, невероятно огромный для плененного хищника размером с барсука, видимо, слоновий?
Нелегалы. Чертовы мексиканские нелегалы, запоровшие такой многообещающий сюжет, который мог бы стать занятным, если бы не приходилось всё время спотыкаться о всякие «не верю!». Может, оно и хорошо срабатывает в США, где массовая школьная программа готовит гражданина стать образцовым потребителем и не дает ненужных для этого знаний о структуре экономики и окружающем мире, где некоторые школьники к пятому классу читают по складам. Но для российских детей, которых учат большему, это довольно скудно.
Можно было бы, конечно, отвлечься фантастическими хитросплетениями сюжета. Но, как уже было многократно сказано, неумелые сценаристы. Сюжет прямолинеен, незамысловат и не блещет интересными «вотэтоповоротами». В Зверополисе начинают появляться дикие хищники с диким инстинктами, которые хотят сырого мяса. И заечке Джуди с примкнувшим к ней лисом Ником придется расследовать, кто этим занимается. Интересно? Ну, наверное, могло бы стать. Но когда я предложил пытливой дочке сходить в кино на вторую часть, она отказалась. Что будет в этой истории дальше, ее совсем не увлекло. Пожалуй, это уже статус. Или вот еще есть хорошее слово: приговор.
Впрочем, западному зрителю мульт вполне зашел. Шакира опять же. Вторая часть, сказывают, вообще разорвала достаточное количество всяких кассовых рекордов. Дай бог каждому, что называется. У них там свои понятия о прекрасном.
И да, я в курсе, что зайцы и кролики различаются, спасибо, что подсказали. Но «заечка» звучит гораздо милее, чем «крольчиха»: первое определенно намекает на красивую и стройную юную девушку, а второе — на располневшую бабищу с целым выводком крольчат. В английском всё с точностью до наоборот: «банни» - ласковое обращение к любовнице, а зайка — что-то худое, серое и непонятное. Но у нас как есть,так есть.
Другие тексы автора: