Найти тему

Мультфеминизм (о мультсериале «Время приключений», седьмой сезон, «вампирская арка»)

– Бог создал динозавров. Бог уничтожил динозавров. Бог создал человека. Человек уничтожил Бога. Человек создал динозавров.

– Динозавры съедают мужчин, и женщины наследуют мир.

(кинофильм «Парк Юрского периода»)

– Мне кажется, Финна опять бьют.

– Он справится. Ему двенадцать.

(мультсериал «Время приключений»)

-2

Вновь, как уже бывало не раз, пытливая дочка, отважно пробирующая всякое, заставила меня по-новому взглянуть на некоторые привычные объекты культуры.

Сегодня речь пойдёт, внезапно, о мультсериале «Время приключений».

Напомню, что он повествует о подростке-супергерое и его волшебном говорящем псе (скорее циничном приятеле, нежели питомце), которые регулярно воюют с чудовищами и великанами – в общем, такая мальчишеская мечта раннего пубертатного периода. Это абсурдистская пародия на фэнтези: совершенно дикие герои и причудливые монстры, безумные болезненные сюжеты, нарочито детское рисование. Сериал похож на произведение душевнобольного ребенка лет тридцати. Порой авторы затрагивают совсем недетские вопросы и проблемы, но всё это снимается простодушной непосредственностью героев. Конечно, до рафинированного безумия мультсериалов Мэтта Майелларо «Время приключений» обычно не поднимается, на это нужны уникальные талант и наглость, но все же продукт получается достаточно безумным, чтобы получить рейтинг 12+ и стать культовым среди великовозрастных хикикомори-айтишников.

-3

Финну, в соответствии с многочисленными обмолвками, двенадцать. В одном из эпизодов утверждается, что Джейку двадцать восемь, в другом, парой сезонов позже – что двадцать девять (это похоже на правду – по ходу сериала он женится и заводит кучу смышленых детишек). С другой стороны, еще в одном эпизоде показано, что Финн и Джейк воспитывались во младенчестве папой Джейка, будучи примерно одного возраста. Может быть, авторы тем самым демонстрируют, что собачий век гораздо короче человеческого. Однако двенадцать лет для пса – вовсе не срок зрелости, как постулируется во «Времени приключений», скорее стремительно приближающаяся старость. В общем, анализировать данный сериал с точки зрения обычной человеческой логики бессмысленно.

-4

С другой стороны, данный мультсериал, построенный по всем правилам классического фэнтези с элементами вестерна и нуара (есть даже специальные «нуарные» эпизоды), довольно чётко замотивирован и залегендирован – даже если его герои и ведут себя как полные придурки на основе исковерканной логики, смотреть его вполне можно как обычное фэнтези. Во всяком случае, детям он в этой связи очень нравится.

В подобных популярных мультсериалах для взрослых всегда есть некий стержень, который удерживает внимание зрителя. Как в вестернах, которые, пожалуй, первыми, еще до нуара, продемонстрировали, что герой сколько угодно может быть ублюдком и негодяем, убивать компаньонов и продавать собственную мать, но ради интереса публики у него обязан наличествовать некий свод моральных правил. Скажем, если ему попадается на пути обиженная женщина или ребенок, герой обязан помочь им, даже ценой собственного благополучия и жизни.

-5

Особой популярностью у моих детей пользуются четыре сдвоенных серии седьмого сезона «Времени приключений», с шестой по тринадцатую, которую я условно называю «вампирская арка». Эти эпизоды мы уже пересматривали раз двадцать.

Заставка «вампирской арки», кстати, вполне красноречива: если в обычных сериях ее сопровождает текст «Там Джейк – он пёс и Финн – парнишка», то в нашей арке это «Там Финн и Джейк, и Марселин, с принцессой Бубль-Гум – идите к нам». Но только после четвертого просмотра я, будучи тупым мужланом, понял, что это означает: передо мной «гёрл пауэр» в полный рост. Главные роли исполняют две девушки – одна справедливый вампир-супергерой Марселин Абадир, которая защищает людей от других кровососов, после убийства супервампиров забирает у них суперспособности и к финалу становится столь крутой, что готова бросить вызов несокрушимому Королю вампиров. Вторая – ее хорошая подруга Бонабель Бубль-Гум, гениальный изобретатель, открытия и оружие которой часто помогают первой в ее нелегком деле.

-6

Главные герои сериала плавно отходят на второй план, давая второстепенным женским персонажам проявить себя в борьбе с высшими вампирами. Трюк тут в том, что особо это и незаметно – Финн и Джейк по-прежнему ведут себя, как плохо воспитанные мальчишки. Только в этот раз на фоне крепкой женской дружбы и феминизированных образов главных героинь. И вдруг ловишь себя на мысли, что для этой сюжетной линии герои-мужчины вовсе не нужны и исполняют просто роли комических придурков для заполнения пауз между основными номерами.

А еще внезапно понимаешь, что это абсолютно фиолетово. Женщина запросто может играть главную роль, как в «Чужом» или «Терминаторе». Даже две женщины могут играть главные роли, как в «Тельме и Луизе». Даже три, как в старых «Ангелах Чарли». Сильных женщин с разных противоборствующих сторон вообще может быть много, как в «Звездном десанте» или «Вспомнить всё». И это смотрится более чем нормально, пока динозавры вдруг волюнтаристским образом не съедают мужчин и женщины не наследуют мир.

-7

Вампирская арка седьмого сезона выглядит очень неплохо. Колыбельная мамы Марселин про «бедную вещицу», забытую в саду, даже вошла в наш семейный фольклор. В жизни всякого популярного сериала наступает момент, когда продюсеры, задумчиво глядя на зашкаливающие рейтинги этого дурацкого шоу, нанимают ему высокопрофессиональных сценаристов. Скажем, такое явно случилось с «Гриффинами» и «Южным Парком», которые в первых сезонах совершенно очевидно спотыкались о собственные ноги, а затем стали крутым массовым продуктом.

Судя по всему, произошло такое и в вампирской арке «Времени приключений». Во всяком случае, образы героев, антагонистов и второстепенных персонажей проработаны достаточно глубоко, история интересная и многоуровневая, со множеством ответвлений и погружением в предысторию, диалоги и гэги великолепны, логика повествования вполне поддерживается – насколько вообще можно говорить о логике в абсурдистском пародийном мультсериале для взрослых. Но, в принципе, все действия героев и злодеев закономерно вытекают из случившегося ранее, и сценаристы крепко держат историю в руках, не давая ей увильнуть ни влево, ни вправо. То есть шедевральные эпизоды случались и раньше, однако впервые за весь сериал рассказана такая длинная и продуманная история, в которой важно, что происходило в предыдущих сериях.

-8

Находится ли арка победившего феминизма «Времени приключений» в русле общей для Запада тенденции «позитивной дискриминации» и эмансипации якобы угнетенных меньшинств, либо это – просто остроумная пародия неполиткорректного мультсериала для взрослых на подобные потуги, заполнившие мировой экран?

Очень хочется думать, что просто остроумная пародия. Сериал изначально был пародийным – в первую очередь глумление шло над классическим фэнтези, однако осмеянию подвергались также классический нуар, гонконгские кунфу-боевики, фильмы ужасов, полицейские драмы и многое другое.

-9

Надо сказать, что прежде по сериалу уже были рассыпаны эпизоды, в котором все женские образы представлены мужчинами, а все мужские – женщинами. Якобы один из персонажей, сексуально озабоченный Снежный король, пишет о происходящем вокруг нескончаемую книгу, в которой, в соответствии со своей фрустрацией, заменяет героических раздолбаев Финна и Джейка не менее героическими женскими персонажами – Фионой и кошкой Пирожком; соответственно, меняются гендером и все остальные персонажи, что выглядит довольно забавно. То есть «вампирская арка» – далеко не первый и не последний «гёрл пауэр», встречающийся в сериале.

И тем не менее смотрится «вампирская арка» ровно так же: интересно и забавно. Вне зависимости от.

-10

Несмотря на то, что феминистические фильмы раз за разом проваливаются в прокате – перезапуск «Охотников за привидениями», перезапуск «Людей в черном», перезапуск «Терминатора», перезапуск «Ангелов Чарли», «Хищные птицы», «Темный Феникс» – кинематографисты с упорством, достойным лучшего применения, продолжают их клепать. Такое возможно в единственном случае: когда идеология важнее денег.

Или, что гораздо хуже, когда кинематографисты получают свои деньги от правильного показа правильной идеологии другими, внеэкономическими путями – посредством всяких льгот и премий, не связанных непосредственно с коммерческим результатом правильного фильма. Мы всё это уже проходили, примерно полвека назад, американцам же еще предстоит как следует отведать идеологического кина (начало гибельному процессу уже давно положено – когда правильные ответы на политические, расовые и гендерные вопросы важнее всего остального).

-11

И «вампирская арка» мультсериала «Время приключений», сдаётся мне, наглядно демонстрирует, в чём же, собственно, дело. Не в шовинистах, массово отказывающихся смотреть на достижения героических женщин. Совсем нет.

В своё время один классик заметил: «Для детей нужно писать так же, как для взрослых. Только лучше». И вот эта формула, мне кажется, вполне годится и для всего остального. Если ты снимаешь феминистический манифест, то делай это, ради всего святого, как всякое нормальное кино, только лучше – да хотя бы так же. Без всяких скидок на то, что тебе все должны и твой опус, невзирая на качество, обязаны посмотреть все освобождённые женщины и распропагандированные мужчины, как позволила себе заявить режиссёрка новых «Ангелов Чарли».

-12

В конце концов, почему не вызвали такого хейта, издевок и кассового провала, к примеру, «Чужой» и «Терминатор-2», почему они не выглядят женским манифестом – хотя, если задуматься, таковыми их несомненно можно признать? Да потому что крепкая история сцементирована в данных случаях не менее крепкой режиссурой и неординарной актёрской игрой, и в таких условиях уже совсем неважно, кто играет здесь главную роль – женщина или мужчина. (Тут самое время вспомнить о том, что в первоначальном сценарии Рипли был мужчиной, но приглашение на главную роль Сигурни Уивер стало очень точным ходом, одной из составляющих успеха этой – и последующей – ленты).

В любом случае, это более плодотворный путь, чем путь «Ангелов Чарли», «Хищных птиц» и нового «Терминатора»: именно так и стоило бы выглядеть феминистическим произведениям, претендующим на кассовые сборы – без непременной уродливой «позитивной дискриминации» и динозавров, съедающих мужчин. И именно таким путём идёт «вампирская арка» из «Времени приключений»: в ней первична хорошо поставленная классная история с классными запоминающимися персонажами, в том числе и отрицательными; а то, что это фактически «гёрл пауэр» – оно при таких условиях уже совершенно не важно.

-13

Впрочем, я понимаю, конечно, что «Жизни черных имеют значение» – лозунг дня, а «Все жизни имеют значение» – расизм. Поэтому особых иллюзий на данный счёт не питаю.

Ну, и в связи с вышесказанным самое смешное, вишенка на торте, из-за которой я и полагаю, что в этом мультсериале воинствующий феминизм в лучшем случае юридически ничтожен, а скорее предмет для пародии. Во «Времени приключений» нет никого, хотя бы отдаленно напоминающего афроамериканца. Условные азиаты есть, когда авторам нужно спародировать гонконгский боевик. А похожих на негров, хотя бы по поведению, нет. Не знаю, как авторы собираются с этим справляться.

-14

Помнится, совсем недавно в Сети имела место бурная дискуссия о том, что черные актеры вполне могут играть магических сущностей средневековой европейской мифологии. Никто-де в этих вымышленных мирах не был и в связи с этим не может утверждать, будто черных русалок не существует. Весьма спорный аргумент – вроде того, что всю мировую культуру якобы создали тонко чувствующие геи. Ведь в средневековой Европе, когда эта мифология создавалась, чернокожие действительно были запредельной экзотикой.

Но в любом случае этот аргумент – палка о двух концах: раз никто из современников там не был, то никто не может наверняка утверждать и обратное – будто среди вымышленных магических существ были чёрные. Что мультсериал «Время приключений» блистательно и демонстрирует, может быть, с перегибом в другую сторону, как фильм «Амели» или первая "Малефисента" – полностью вычёркивая негров из своей реальности. Многочисленные причудливые существа, населяющие сериал, все эти высшие вампиры, люди-конфеты, демоны, рыцари-хотдоги, разумные лимоны, марсиане, антропоморфные чудовища и огненные создания в основном имеют внешние и поведенческие черты белой расы. Сожалею.

Василий Мидянин

-15
Супергеройская романтика (о фильме «Леди Баг и Супер-Кот: Пробуждение силы», 2023).
Фантомас разбушевался3 сентября 2023