Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Пока единственный ходовой образец СТЗ-5

Рассказ о советском транспортом тракторе СТЗ-5, который восстановлен мастерской Евгения Шаманского Механизация стала одним из важнейших моментов в деле модернизации армий, проводившихся в межвоенный период. Началось всё еще в первую мировую, которая, конечно, была позиционной, но порой становилась маневренной. Да и общие уроки Великой войны говорили о том, что армию надо делать подвижной. У нас это ощутили в годы Гражданской войны, которая как раз была очень даже маневренной. И вопросам механизации артиллерии в нашей стране уделяли много внимания. Самое главное, что такое внимание принесло вполне ощутимые результаты. Советские гусеничные артиллерийские тягачи 30-х годов далеко не так известны, как танки, причем их довольно часто критикуют. Порой это делается незаслуженно, с позиции послезнания, что в корне неверно. На практике те решения, которые выбрали при создании отечественных тягачей 30-х годов, выглядели вполне прогрессивно. Скорее вопрос в том, что требовалась следующая ступень

Рассказ о советском транспортом тракторе СТЗ-5, который восстановлен мастерской Евгения Шаманского

Механизация стала одним из важнейших моментов в деле модернизации армий, проводившихся в межвоенный период. Началось всё еще в первую мировую, которая, конечно, была позиционной, но порой становилась маневренной. Да и общие уроки Великой войны говорили о том, что армию надо делать подвижной. У нас это ощутили в годы Гражданской войны, которая как раз была очень даже маневренной. И вопросам механизации артиллерии в нашей стране уделяли много внимания. Самое главное, что такое внимание принесло вполне ощутимые результаты.

На "Моторах Войны" в августе 2021 года.
На "Моторах Войны" в августе 2021 года.

Советские гусеничные артиллерийские тягачи 30-х годов далеко не так известны, как танки, причем их довольно часто критикуют. Порой это делается незаслуженно, с позиции послезнания, что в корне неверно. На практике те решения, которые выбрали при создании отечественных тягачей 30-х годов, выглядели вполне прогрессивно. Скорее вопрос в том, что требовалась следующая ступень развития, а взойти на нее помешала война. Как раз это можно сказать про СТЗ-5, ставший самым массовым советским гусеничным арттягачом специальной разработки в годы Великой Отечественной войны. Так получилось, что пока известен всего один такой быстроходный трактор (так он именовался официально), находящийся в ходовом состоянии.

Исодный облик СТЗ-НАТИ 2ТВ.
Исодный облик СТЗ-НАТИ 2ТВ.

История СТЗ-НАТИ 2ТВ (еще одно обозначение данного трактора) оказалась весьма так непростой. Причем в ней есть и английский след. Дело в том, что первоначально предполагалось осваивать советскую адаптацию английского быстроходного трактора Vickers-Carden-Loyd. Именовался он как "Карден-Лойд с мотором АМО-3", то есть вместо мотора Vickers ставился американский двигатель Hercules. Впрочем, судьба у этого трактора оказалась неудачной, что у нас, что за рубежом. Просто взять и сделать трактор из танка являлось сомнительной затеей.

Таким он был на момент запуска в серию.
Таким он был на момент запуска в серию.

В 1933 году появилась идея создания двух тракторов - один для сельского хозяйства, второй транспортных, то есть больше для военного назначения. Инициатива исходила от НАТИ (Научный Автотракторный Институт, ныне НАМИ). При этом следует отметить, что НАТИ явно сразу делал ставку на сельскохозяйственный трактор, известный как СХТЗ-НАТИ (или СТЗ-3, если в варианте для Сталинградского Тракторного Завода). А уже из него предполагалось делать трактор для военных.

Облик трактора с 1938 года.
Облик трактора с 1938 года.

По большому счету, полноценная история СТЗ-5 еще ждет своего исследователя, но в целом выглядела она довольно своеобразно. Перефразируя одно известное выражение, у НАТИ была какая-то тактика, и они ее придерживались. А если говорить прямо, то они взяли за основу концепцию трактора Vickers-Carden-Loyd и перенесли ее на агрегатную базу СХТЗ-НАТИ. Особенно хорошо это видно по самым ранним образцам СТЗ-НАТИ 2ТВ, у которых даже трак еще крупнозвенчатый.

СТЗ-5 выпуска 1941 года.
СТЗ-5 выпуска 1941 года.

Нельзя сказать, что в НАТИ ошиблись. Ибо трактор Vickers-Carden-Loyd,именно с точки зрения построения артиллерийского тягача, был сделан правильно. То есть у него имелась кабина, а также кузов для размещения расчета и боезапаса. Вопросы уже к шасси и особенно мотору, но само направление развития выбрали правильно. Собственно говоря, поэтому СТЗ-НАТИ 2ТВ получил компоновку "двигатель в кабине", что сохранял необходимый для арттягача кузов.

Начало 1945 года. СТЗ-5 уже давно не выпускаются, но продолжают исправно служить.
Начало 1945 года. СТЗ-5 уже давно не выпускаются, но продолжают исправно служить.

А вот дальше начинались нюансы. Прежде чем ругать СТЗ-5, следует задуматься над одним важным вопросом. И именно какой трактор на СТЗ был главным. И если ваш ответ "СТЗ-5", то очень сильно ошиблись. Пальма первенства принадлежала СХТЗ-НАТИ, который по быстроходности примерно равнозначен Сталинцу С-65. Ему скорость была нужна примерно так же, как рыбе зонтик. Это мирный трудяга, который в мирное время пахал. Конечно, их тоже забривали в армию, но отнюдь не от хорошей жизни.

Впервые трактор показали весной 2016 года, еще в виде "заготовки".
Впервые трактор показали весной 2016 года, еще в виде "заготовки".

За всё время тракторов семейства СХТЗ-НАТИ (включая и СТЗ-3) сдали 191 тысячу штук. То есть почти в 16 раз больше, чем СТЗ-5. Можете сами себе представить, в каком приоритете, при такой ситуации, был транспортный трактор для Красной Армии. Причем надо заметить, что внешний облик СТЗ-5 еще в 1937-38 годах существенно видоизменялся. Более-менее привычный вид он приобрел в 1939 году, как раз в это время был изготовлен трактор, который является героем данного материала.

Он  же год спустя.
Он же год спустя.

То, что трактор в войсках подвергся критике, удивляться не стоит. Правда, прежде чем повторять документы и прочее, стоит задуматься над двумя моментами. Первый заключается в том, что любая, без исключения, боевая машина вызовет критику со стороны тех, кто эксплуатирует технику в войсках. Ибо полигонные испытания и войсковая эксплуатация - это две большие разницы. Второй момент заключался в том, что один из пунктов критики, а именно требование сделать трактор "носатым", образовался только в 1940 году. Возникает вопрос - а где товарищи военные были как минимум с 1935 года?

В своей стихии.
В своей стихии.

Поэтому вместо того, чтобы выливать на СТЗ-5 ушаты критики, стоит задуматься, а что же в итоге получилось? И если убрать послезнание, то выяснится немало интересного. Для начала, НАТИ и СТЗ совместно создали машину, которая была максимально адаптирована под производство на заводе, который выпускал, прежде всего, гражданскую технику. И это стало главной составляющей успеха СТЗ-5. Никто же не вспоминает, почему выпуск ничуть не менее важного тягача корпусной артиллерии перенесли из Харькова в Челябинск? Если забыли, придется напомнить. Да, Сталинец С-2 был крайне сомнительным артиллерийским тягачом, но за 1941 год объем их выпуска составил 2/3 от выпуска "Коминтернов".

Кеттеншлеппер, дер по лужам, дер шлёп, дер шлёп, дер шлёп.
Кеттеншлеппер, дер по лужам, дер шлёп, дер шлёп, дер шлёп.

Дальше больше. Безусловно, хочется всего и сразу, но если мы посмотрим на то, что из себя представлял СТЗ-5, а потом посмотрим на то, что же было в других странах. И обнаружим мы там весьма так любопытную ситуацию. У англичан ситуация с гусеничными тягачами явно не задалась, у остальных объемы выпуска тягачей данного класса выглядели так себе. Часть поставила на полугусеничные тягачи, часть на колесные тягачи. Но во время Второй мировой войны выяснилось, что тягач должен не только ехать быстро, но и в принципе ехать. А еще их должно быть много.

Декабрь 2025 года, после сервисных работ.
Декабрь 2025 года, после сервисных работ.

И вот тут СТЗ-5 начинает смотреться в совсем другом свете. Для начала, по состоянию на 1 января 1941 года было сдано 4121 тягач данного типа. За 1941 год сдали 4510 тягачей, еще 3197 успели сдать за январь-август 1942 года. Итого почти 12 тысяч штук, что сделало СТЗ-5 самым массовым гусеничным тягачом Красной Армии специальной разработки. Причем 2969 штук числилось на 1 июня 1945 года, из них 2249 в строю. С учетом огромных потерь первых двух лет Великой Отечественной войны, результат очень приличный.

Заслонка на радиаторе поднята.
Заслонка на радиаторе поднята.

Далее, именно как артиллерийский тягач машина получилась вполне приличной. Помимо расчета, она тащила основной спектр артиллерии дивизионного уровня, а порой и чего побольше. Более того, часть СТЗ-5 пустили на изготовление систем залпового огня М-13. Минус в виде тракторного мотора 1-МА оказался скорее плюсом, поскольку машина оказалась весьма тяговитая. Исходно, кстати, предполагался мотор ЗИС, но от него отказались. Самое же главное, что СТЗ-5 оценил противник. Причем трофейные СТЗ-5 ценили выше, чем созданный под его влиянием Steyr RSO. Последний называли "австрийской местью".

Ходовая часть СТЗ-5 более приспособлена к быстрой езде.
Ходовая часть СТЗ-5 более приспособлена к быстрой езде.

Не менее интересно выглядела ситуация с тем, какой именно тягач заменил СТЗ-5. Создать сменщика удалось не сразу, причем НАТИ-Д, породивший Я-11/Я-12/Я-13/М2, имел проблему в виде мотора. Не говоря уже о том, что данный тягач периодически пихали, от "бедности", в корпусную артиллерию. Затем, после войны, появился АТ-Л, созданный по концепции "АТ-Т поменьше". И у него также имелись свои проблемы, в том числе и с мотором. Так или иначе, но еще до начала Великой Отечественной войны имелось понимание - требуется быстроходный артиллерийский совсем иной конструкции. Но удалось сделать его массовым только в тот момент, когда появились производственные возможности.

Касается это и траков. Мелкозвенчатая гусеница лучше подходит для высоких скоростей.
Касается это и траков. Мелкозвенчатая гусеница лучше подходит для высоких скоростей.

В случае с СТЗ-5 не менее интересен тот факт, как именно он оказался в войсках. Официально на снабжение Красной Армии его приняли 19 декабря 1939 года, вместе с Т-34, КВ, Т-40 и рядом других машин. Но на самом деле его производство началось раньше - с 1937 года. И если в 1937-38 годах эксплуатация была скорее опытной, то за 1939 год сдали не менее 1256 штук. Именно в этот год был построен трактор, который восстановила мастерская Евгения Шаманского.

Сцепное устройство.
Сцепное устройство.

Ценность данного экземпляра в том, что он собирался безо всяких послевоенных вкраплений. Дело в том, что после войны конструкция СХТЗ-НАТИ продолжала развиваться, на свет появились ДТ-54, ДТ-75 и другие модели. В ходе восстановления нередко берут запчасти от них (так случилось с М-13 в Новомосковске), либо вообще делают реплику, используя послевоенное шасси. Тут же честный СТЗ-5, собранный в основном из деталей раннего типа.

Штатно СТЗ-5 оснащался тентом для кузова.
Штатно СТЗ-5 оснащался тентом для кузова.

Восстановили данный трактор весной 2017 года, но это, можно сказать, был первый этап. Трактор превратился из обломков в полноценную машину, но имелись, как обычно, свои проблемы. Некоторые из них требовали времени и поиска необходимых деталей. К тому же трактор плохо поворачивал влево. Автор данного материала на слёте "Моторы Войны" в августе 2021 года едва не въехал на нем в шатер, ибо поворачивать влево трактор не хотел. Единственное, что оставалось делать в данной ситуации, это убрать ногу с педали газа.

Место механика-водителя.
Место механика-водителя.

В 2025 году мастерская Евгения Шаманского провела большой объем доводочных работ, благодаря чему СТЗ-5 стал более уверенно запускаться, и ничуть не менее бодро управляться. На сегодняшний момент он остается единственным "эталонным" образцом СТЗ-5. Кстати, модель "Звезды" делалась как раз с него. Постоянным местом дислокации машины остается выставка "Моторы Войны". Ныне СТЗ-5 стоит со своим собратом - шасси бронетрактора ХТЗ-16, появилось оно на выставке в 2025 году.

Другие статьи по советским гусеничным тягачам, а также машинам на их базе.

Рассказ про советский артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" из коллекции Евгения Шаманского, который сейчас можно увидеть на выставке "Моторы Войны"

Тягач "Комсомолец" с острова Матуа

Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5

Проекты транспортных тракторов, которые должны были заменить в производстве СТЗ-5

Рассказ об артиллерийском тягаче "Коминтерн", единственный ходовой образец которого находится на выставке "Моторы Войны"

Рассказ о гусеничном тракторе Сталинец С-60 из коллекции Музея Техники Вадима Задорожного

Рассказ о гусеничном тракторе Сталинец С-60, новинке мастерской Евгения Шаманского

Рассказ о военном варианте трактора Сталинец С-65, новинке мастерской Евгения Шаманского

История гусеничного артиллерийского тягача Сталинец С-10, который так и не смог заменить С-2 и С-65

Попытка Ирбитского Мотоциклетного Завода создать гусеничный мотоцикл на агрегатах М-72

История бронетрактора ХТЗ-16, принятого на вооружение Красной Армии 80 лет назад

Рассказ о шасси бронетрактора ХТЗ-16, новинке выставки "Моторы Войны", а также о тракторах на базе данного бронетрактора

Бронированная кабина для танкового эвакуатора "Ворошиловец"

Самоходная артиллерийская установка СУ-С2 на базе шасси трактора Сталинец С-2

Проект многоцелевой инженерной машины 212 (С.Т.), которая должна была использоваться в качестве тяжелого танкового эвакуатора

Проект бронированного тягача, который прорабатывался в начале 1942 года с учетом опыта работы по тягачу А-42 (АТ-42)

Рассказ о проекте артиллерийского тягача АТ-К, разработанного в 1944-45 годах КБ завода №75 (г. Харьков)

Попытки создания на заводе №183 в Нижнем Тагиле тяжелого артиллерийского тягача с использованием базы Т-44

Ситуация вокруг советских тягачей в годы Великой Отечественной войны и почему предложение выпускать их вместо легких танков лишены смысла