Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Последний вздох тягача АТ-42

Проект бронированного тягача, который прорабатывался в начале 1942 года с учетом опыта работы по тягачу А-42 (АТ-42) О том, что необходимы бронированные средства эвакуации танков, в Красной Армии задумались в 1940 году. До того считалось, что проблему эвакуации с поля боя можно решить либо силами обычных тракторов (например, "Коминтерн"), либо с помощью сцепки с другими танками. К слову, всевозможные приспособления для сцепки танков были весьма распространены в 30-е годы. Но после того, как на вооружение Красной Армии приняли средний танк Т-34 и тяжелый танк КВ, ситуация изменилась. Появилось понимание, что требуется что-то иное, нежели простой трактор. В 1940 году начались работы по двум машинам. Кировский завод разрабатывал многоцелевую инженерную машину 212 (С.Т.), которая достигла стадии полноразмерного макета. Ее забраковали, а далее концепция шасси 212 легла в основу САУ "212", или "212А". Несколько лучшие обстояли дела с А-42 (АТ-42), артиллерийским тягачом на базе танка Т-34, к

Проект бронированного тягача, который прорабатывался в начале 1942 года с учетом опыта работы по тягачу А-42 (АТ-42)

О том, что необходимы бронированные средства эвакуации танков, в Красной Армии задумались в 1940 году. До того считалось, что проблему эвакуации с поля боя можно решить либо силами обычных тракторов (например, "Коминтерн"), либо с помощью сцепки с другими танками. К слову, всевозможные приспособления для сцепки танков были весьма распространены в 30-е годы. Но после того, как на вооружение Красной Армии приняли средний танк Т-34 и тяжелый танк КВ, ситуация изменилась. Появилось понимание, что требуется что-то иное, нежели простой трактор.

А-42 (АТ-42) должен был выглядеть подобным образом.
А-42 (АТ-42) должен был выглядеть подобным образом.

В 1940 году начались работы по двум машинам. Кировский завод разрабатывал многоцелевую инженерную машину 212 (С.Т.), которая достигла стадии полноразмерного макета. Ее забраковали, а далее концепция шасси 212 легла в основу САУ "212", или "212А". Несколько лучшие обстояли дела с А-42 (АТ-42), артиллерийским тягачом на базе танка Т-34, который разработали на заводе №183. Опытные машины даже построили, правда, их испытания оказались неоднозначными, а в определенный момент работы просто встали. Тем не менее, как выяснилось, последние активности по теме АТ-42 датированы аж 1942 годом.

И это тоже АТ-42. А вот фото тягача с испытаний пока нет.
И это тоже АТ-42. А вот фото тягача с испытаний пока нет.

Надо сказать, что судьба АТ-42 отлично вписывается в фразу "что такое не везет". Достаточно сказать, что до сих пор не удалось найти ни единой фотографии данной машины. Есть ее эскизный проект, который является наиболее достоверным изображением машины. Также существует эскиз машины, который заметно отличается от проекта, хотя и он вполне настоящий. То есть машина точно была, точно испытывалась, но до сих пор ни одной фотографии. Такая вот мистика.

Реинкарнация АТ-42 (А-42) начала февраля 1942 года.
Реинкарнация АТ-42 (А-42) начала февраля 1942 года.

И эта проблема не только с самим АТ-42. В 1941 году тягач стал всерьёз рассматриваться как база для самоходной артиллерийской установки. Она даже получила индекс - А-46. При этом КБ завода №183 разрывалось между двумя разработками - АТ-42, у которого с серией всё выглядело неоднозначно, и "Ворошиловцем", который как раз в серии был. При этом военные (прежде всего ГАБТУ КА) выступали скорее за АТ-42, который для таких целей выглядел более интересным.

Так он должен был выглядеть, согласно ТТТ. Реконструкция Александра Калашника, г. Омск.
Так он должен был выглядеть, согласно ТТТ. Реконструкция Александра Калашника, г. Омск.

Итог всех этих попыток оказался закономерным. Дальше эскизных проектов, которые не сохранились, дело не продвинулось, а осенью 1941 года завод №183 был эвакуирован в Нижний Тагил. На этом прекратилась не только разработка АТ-42, но и выпуск "Ворошиловцев". Считается, что на этом АТ-42 окончательно прекратил своё существование. Но оказалось, что казалось. По крайней мере на бумаге машина прожила немного дольше, хотя уже не совсем в том виде, как предполагалось изначально.

По ТТТ было два пулемета ДТ. Второй, скорее всего, кормовой.
По ТТТ было два пулемета ДТ. Второй, скорее всего, кормовой.

В начале 1942 года тема средств эвакуации бронетанковой техники с поля боя снова стала актуальной. Кроме того, на данном этапе от выпуска "Ворошиловца" (точнее, тягача аналогичного назначения) отказываться не собирались. Несмотря на то, что согласно директиве НКТП (наркомата танковой промышленности) завод №183, эвакуированный в Нижний Тагил, полностью переключили на выпуск Т-34, имели место попытки возобновить выпуск тягачей.

Толщина лобовой брони достигала 60 мм.
Толщина лобовой брони достигала 60 мм.

Впервые попытки прощупать почву Автотракторное Управление предприняло в январе 1942 года, тогда был дан отказ. Однако 5 февраля 1942 года начальник 2-го управления НКТП С.А. Гинзбург подготовил тактико-технические требования на опытный образец бронированного тягача. При этом за основу брался, казалось бы, позабытый АТ-42. Правда, с рядом нюансов. Начиная с того, что теперь тягач имел весьма солидную броневую защиту - 60 мм в лобовой части и корме, а также 45 мм по бортам.

Сзади предполагалась рубка, открытая сверху.
Сзади предполагалась рубка, открытая сверху.

Метаморфозы происходили и с точки зрения платформы. От исходной конструкции платформы отказывались, ее защищали броней по периметру, оставляя открытой только крышу. Самое интересное, что теперь внутри платформы могли размещать вооружение в виде либо 37-мм зенитной автоматической пушки 61-К, либо 45-мм противотанковой пушки. В связи с тем, что главной задачей новой боевой машины становилась эвакуация танков, экипаж сокращался до 4-5 человек.

В ней, по ТТТ, могла быть 45-мм противотанковая пушка.
В ней, по ТТТ, могла быть 45-мм противотанковая пушка.

Таким образом, вместо тяжелого артиллерийского тягача получался специализированный танковый эвакуатор. Казалось бы, такая конструкция будет проще, чем возобновлять выпуск "Ворошиловца". Но на самом деле нет. Дело в том, что заводу №183 предстояло выпускать новую боевую машину на базе Т-34. АТ-42 повторял базовый танк лишь по агрегатам, для него требовалось выпускать новые корпуса. С учетом требований выпускать больше Т-34, финал работ оказался предсказуем. Даже если завод №183 начал заниматься данной боевой машиной, ее быстро отправили в корзину.

Спустя 2 дня появились требования на тягач с компоновкой по типу Т-34. Так начинался будущий АТ-45.
Спустя 2 дня появились требования на тягач с компоновкой по типу Т-34. Так начинался будущий АТ-45.

В заключение стоит отметить, что на этом работы на заводе №183 совсем не остановились. 7 февраля 1942 года появились тактико-технические требования на проектирование "арттягача на базе танка Т-34, с компоновкой по типу трактора "Ворошиловец". Это была более универсальная машина, впрочем, в марте 1942 года исходный проект забраковали, поскольку он не обеспечивал эвакуацию тяжелых танков. Работы двинулись дальше, позже на свет появился арттягач АТ-45. Что же касается бронированных танковых эвакуаторов, то их получили более простым способом - переделкой ремонтных Т-34. Строить такие машины с нуля у промышленности ресурсов не имелось.

Автор благодарит Александра Калашника (г. Омск) за помощь в подготовке материала

Список источников:

ЦАМО РФ

РГВА

Другие статьи по советским гусеничным тягачам, а также машинам на их базе.

Рассказ про советский артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец" из коллекции Евгения Шаманского, который сейчас можно увидеть на выставке "Моторы Войны"

Тягач "Комсомолец" с острова Матуа

Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5

Проекты транспортных тракторов, которые должны были заменить в производстве СТЗ-5

Рассказ об артиллерийском тягаче "Коминтерн", единственный ходовой образец которого находится на выставке "Моторы Войны"

Рассказ о гусеничном тракторе Сталинец С-60 из коллекции Музея Техники Вадима Задорожного

Рассказ о гусеничном тракторе Сталинец С-60, новинке мастерской Евгения Шаманского

Рассказ о военном варианте трактора Сталинец С-65, новинке мастерской Евгения Шаманского

История гусеничного артиллерийского тягача Сталинец С-10, который так и не смог заменить С-2 и С-65

Попытка Ирбитского Мотоциклетного Завода создать гусеничный мотоцикл на агрегатах М-72

История бронетрактора ХТЗ-16, принятого на вооружение Красной Армии 80 лет назад

Рассказ о шасси бронетрактора ХТЗ-16, новинке выставки "Моторы Войны", а также о тракторах на базе данного бронетрактора

Бронированная кабина для танкового эвакуатора "Ворошиловец"

Самоходная артиллерийская установка СУ-С2 на базе шасси трактора Сталинец С-2

Проект многоцелевой инженерной машины 212 (С.Т.), которая должна была использоваться в качестве тяжелого танкового эвакуатора

Рассказ о проекте артиллерийского тягача АТ-К, разработанного в 1944-45 годах КБ завода №75 (г. Харьков)

Попытки создания на заводе №183 в Нижнем Тагиле тяжелого артиллерийского тягача с использованием базы Т-44

Ситуация вокруг советских тягачей в годы Великой Отечественной войны и почему предложение выпускать их вместо легких танков лишены смысла