Найти в Дзене
Абрикобукс

Сюжеты детско-подросткового фэнтези: от поиска себя к спасению мира

Детская и подростковая фэнтези-литература зачастую — особенно неподготовленным читателем и не специалистом взрослым — воспринимается в лучшем случае как исключительно развлекательная, а потому маркируется «второстепенной», повезёт если «подготовительной» по сравнению с «более серьёзной и полезной», а в худшем — как попросту низкосортное чтиво. Однако современное детско-подростковое фэнтези является полноправным наследником великих литературных традиций, и внутри неё текут всё те же ручьи, что на протяжении тысячелетий питают океан мировой литературы начиная с античной. Для доказательств обратимся к концепции аргентинского писателя и мыслителя Хорхе Луиса Борхеса, который свёл всю мировую литературу к четырём базовым, вечным сюжетам, и покажем, как эти фабулы-архетипы воплощаются в современном детско-подростковом фэнтези, делая эти тексты ничем не хуже «Одиссеи» или «Илиады» Гомера. В1972 году в сборнике «Золото тигров» Борхес опубликовал короткое, но революционное эссе «Четыре цикла»,
Оглавление

Детская и подростковая фэнтези-литература зачастую — особенно неподготовленным читателем и не специалистом взрослым — воспринимается в лучшем случае как исключительно развлекательная, а потому маркируется «второстепенной», повезёт если «подготовительной» по сравнению с «более серьёзной и полезной», а в худшем — как попросту низкосортное чтиво.

Однако современное детско-подростковое фэнтези является полноправным наследником великих литературных традиций, и внутри неё текут всё те же ручьи, что на протяжении тысячелетий питают океан мировой литературы начиная с античной.

-2

Для доказательств обратимся к концепции аргентинского писателя и мыслителя Хорхе Луиса Борхеса, который свёл всю мировую литературу к четырём базовым, вечным сюжетам, и покажем, как эти фабулы-архетипы воплощаются в современном детско-подростковом фэнтези, делая эти тексты ничем не хуже «Одиссеи» или «Илиады» Гомера.

Эссе Борхеса

В1972 году в сборнике «Золото тигров» Борхес опубликовал короткое, но революционное эссе «Четыре цикла», в котором заявил:

«Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде».
-3

Давайте кратко вспомним, что же это за сюжеты, и посмотрим, как они воплощаются в современном детско-подростковом фэнтези на примере книг издательства «Абрикобукс», которое специализируется именно на такой литературе.

Сюжет 1. Осада города

Самый древний сюжет — о героях, которые защищают укреплённый город, зная, что обречены. Защитники понимают цену своей борьбы, а самый прославленный из завоевателей знает, что погибнет, не дожив до победы. Это прежде всего «Илиада» Гомера, история Трои, но также это и любая история о противостоянии добра и зла, герои которой сражаются не за победу, а за принципы.

В фэнтези сюжет чаще всего выглядит как борьба добра против зла, защита от тьмы. В финальных книгах о Гарри Поттере происходит осада Хогвартса силами Воландеморта — это реализация именно первого борхесовского сюжета в прямом смысле: школа магии становится последним оплотом света.

В каких фэнтези-историях мы видим этот сюжет

-4

«Тайны Чароводья» Юлии Ивановой (12+)

Семь островов архипелага, пронизанного особой силой камней, оказываются сначала под неявной, а потом под явной угрозой использования силы во зло.

«Рубеж Стихий» Екатерины Коробовой (12+, 16+)

Более сложная, эпическая, антиутопийная версию этого сюжета. Могущественная Империя Элемента, основанная на магии четырёх стихий, веками казалась непобедимой. Юные творцы оказываются теми, кто должен понять, что в основе этой мощи лежит разрушительная ложь, и бросить вызов всей системе, зная о неизбежности жертв.

«Наследники Триглава» Игоря Свинина (12+)

История показывает противостояние между древними силами магии и современной государственной машиной Равновесия. Герой оказывается в центре давней борьбы, где каждая сторона уверена в своей правоте.

Сюжет 2. Возвращение домой

Это сюжет об Одиссее и о путешествии заблудшей души к истокам. Герой преодолевает множество препятствий, чтобы вернуться туда, откуда начал путь, но уже другим человеком, прошедшим через испытания и обретшим мудрость.

В детско-подростковом фэнтези этот сюжет может выглядеть по-разному:

  • как поиск пути домой в прямом смысле;
  • как плутание между мирами;
  • как прохождение через существенные испытания к обретению нового себя.

И в каждой такой фэнтези-истории путешествие — это не просто приключенческое перемещение в пространстве, но и внутренняя трансформация героя.

В каких фэнтези-историях мы видим этот сюжет

-5

«Восьмирье» Марины Ясинской (6+, 12+)

Это самое буквальное воплощение второго сюжета Борхеса, это абсолютная одиссея. Вика попадает в параллельный мир, разлетевшийся на осколки, пространство между которыми заполняет опасное Тумарье, и ищет путь домой и своих родителей. Как и Одиссей, она возвращается изменившейся, обретя друзей и поняв важные истины о мире и о себе.

Читайте у нас на Дзене:

«Дженни Далфин и Скрытые земли» Алексея Олейникова (12+)

История юной акробатки, которая, узнав о своём магическом предназначении, не по собственной воле отправляется в длительное и опасное путешествие. Её путь лежит через самые разные миры, и цель — вернуться не столько в место, которое звалось её домом, в цирк «Магус», а в само ощущение дома и семьи.

Читайте у нас на Дзене:

Сюжет 3. Поиск

Во многом это вариация предыдущего сюжета: герой отправляется на поиски сокровищ, артефактов, истины или самого себя. Это Ясон и аргонавты, ищущие золотое руно; это персидские птицы, летящие к мифическому Симургу, чтобы увидеть в озере лишь собственное отражение и понять, что бог есть совокупность всего сущего, включая и самих птиц.

В современной интерпретации такие поиски часто обречены на неудачу. Капитан Ахав находит своего белого кита, но тот его уничтожает.

В детско-подростковом фэнтези часто ищутся предназначение, собственная уникальная самость, что соответствует психическому запросу возраста, а сам поиск сопряжён с обретением важных артефактов, имеющих символическое значение, и с раскрытием тайн прошлого.

В каких фэнтези-историях мы видим этот сюжет

-6

«Семь прях» Тамары Михеевой (12+, 16+)

Это семь глубоких метафорических историй о поиске. Девушки-пряхи, обладающие силой создавать и латать миры, ищут своё предназначение и заодно ключи к собственной внутренней силе. Мия ищет свободу, Кьяра — справедливость, Тайрин — свою истинную природу. Каждый путь уникален, но все они ведут к принятию ответственности за свои способности.

Читайте у нас на Дзене:


«На Онатару» Екатерины Коробовой (12+)

Цикл рассказывает о Николе, последнем человеке во Вселенной, который летит на космическом корабле, населённом иномирцами. Его поиск — это поиск своего места в мире, где для него не предусмотрено места и где его считают воплощением зла.

Читайте у нас на Дзене подборку статей о цикле Екатерины Корбовой «На Онатару»

Сюжет 4. Самоубийство бога

Под богом имеется в виду Герой с большой буквы, бог истории и в широком смысле богоподобное существо, а под самоубийством — беззаветная жертва.

Таким образом, этот сюжет о том, как герой жертвует собой ради высшей цели или всеобщего блага. Это история Иисуса Христа на кресте, скандинавского Одина, пригвоздившего себя к древу ради обретения мудрости, и Прометея, прикованного к скале и обречённого на вечные муки за дарованный огонь. Это история о том, что истинное величие достигается только через жертву.

В детско-подростковой фэнтезийной литературе мы по понятным причинам редко увидим жертвоприношение в прямом смысле. Скорее всего, это будет отказ от сверхценности, власти или награды, а общечеловеческое благо будет осмысляться как благо друзей и близких.

Сюжет жертвы мы увидим буквально в любом тексте детско-подросткового фэнтези, и этот архетип приобретает особую глубину: герои жертвуют не жизнью, но детством, беззаботностью, наивным восприятием мира, принимают на себя роль взрослых — и в этом смысле это в том числе реализация древнейшего обряда инициации: перехода в новое мировоззренческое бытие под давлением понимания ответственности за судьбу мира.

В каких фэнтези-историях мы видим этот сюжет

-7

«Великая река» Алёны Малухиной (12+)

Здесь сюжет о самоубийстве бога представлен особенно явно. Это космогоническая история о готовности пожертвовать собой ради разгадки великой тайны, которая приводит к пониманию того, что за некоторые истины нужно платить слишком высокую цену и порой лучше отказаться от собственных притязаний.

Читайте у нас на Дзене:


* * *

Проследив, как вечные сюжеты Борхеса составляют метаоснову сюжетов детско-подросткового фэнтези, мы приходим к выводу о том, это не упрощённая или только лишь развлекательная литература, а полноценное воплощение вечных литературных архетипов в увлекательной нарративной форме.

Детское фэнтези решает ту же задачу, что когда-то решала «Одиссея» для своих современников: упаковывает глубокие экзистенциальные темы в доступную, захватывающую форму. Вопросы о добре и зле, о цене выбора, о взрослении и ответственности, о поиске своего места в мире — все они ведущие в книгах для детей.

-8

Более того, детское фэнтези выполняет важнейшую культурную функцию, формируя читателя, прививает ему вкус к взрослой литературе через знакомые и понятные сюжетные структуры. Подросток, полюбивший историю о поисках себя в «Семи пряхах», будет готов к восприятию «Одиссеи». А встав вместе с героями «Тайн Чароводья» на сторону света в непримиримой борьбе добра и зла, сможет понять глубину «Илиады».

Детское фэнтези — это не подготовка к «настоящей» литературе, это и есть настоящая и важная литература, говорящая с читателем на языке его поколения, но о вечных вещах.

Борхес был прав: историй действительно всего четыре. И современные авторы детского и подросткового фэнтези мастерски пересказывают их для нового поколения читателей, доказывая, что великие сюжеты бессмертны, а литература — едина в своём многообразии.

Текст: Дарья Анацко

Статья была написана для выступления на конференции «Фантастика и фэнтези для детей и подростков», организованной электронным журналом «Чтение детям», 14 октября 2025 г.