Шесть лет назад, в 2019 году, в издательстве «Абрикобукс» вышла книга Тамары Михеевой «Мия» — первая часть цикла «Семь прях». В августе 2025 мы наконец держим в руках «Школу дорог и мостов» — седьмую, финальную, книгу о девушках-пряхах, обладающих силой разрушать или хранить миры.
Все книги, кроме последней, названы именем главной героини. У каждой — особенный характер, удивительная история и своя непростая дорога, на которой ждут испытания, катастрофы и открытия — и внутри семикнижья автор мастерски перекидывает мосты между девушками и их судьбами.
В этой статье мы расскажем о каждой героине «Семи прях» и том, как Тамара Михеева придумывала своих героинь.
Мия
Для многих этот цикл начался с неё, но, поскольку первые четыре книги достаточно самостоятельны, не для всех она стала именно первой пряхой — кто-то начинал читать с другой истории.
🧭 Мия Гаррет — дочь смотрителя маяка. У неё три старших брата (Марк, Дик и Санди), три младшие сестры (Лиза, Миса и Тина) и почти никаких шансов однажды уехать из дома, ведь нужно помогать маме Эрли с домашними делами.
🧭 Мия обожает свою бабушку Элоис — та умеет мастерить лодки так, как никто другой, и рассказывает сказки, которые хочется слушать снова и снова. А ещё Мия влюблена в море 🌊
Каждое утро Мия шла на берег моря. Туда, где лежала выбеленная морской солью и солнцем коряга. Мия садилась на неё, обхватывала руками колени и смотрела в море. Она думала о земле и о солнце, о больших дождях, что шли в прошлом месяце бесконечной чередою, о китах и о чайках, о море, которое она любила как большого доброго зверя, как верного честного друга. Она молча смотрела в лицо горизонту, и это молчание было похоже на песню. Она видела росчерк утра, и ей казалось, будто море несёт её неслышную песню куда-то, где она никогда не была и не будет, где растут невиданные деревья и живут чудесные звери, где большие города с большими домами, где много долгих дорог, по которым кочуют бродячие артисты…
🧭 Мия всегда мечтала путешествовать, но была уверена, что для неё это невозможно... Пока не встретила агибов — бродячих артистов, — попросивших её помощи, и не поняла, что может читать таинственную книгу, в которой на первый взгляд нет ничего, кроме пустых страниц.
🧭 У девушки тихий, спокойный характер. Живя в большой семье, она привыкла больше молчать и мечтать, глядя на море или перелистывая страницы книги. Но чем дальше дорога уводит её, тем больше внутренней силы и решимости она в себе открывает.
🧭 Однажды Мия спасает от уличной шпаны тулукта — похожее на рысь создание с кисточками на больших острых ушах, вытянутой мордой и чёрной полосой на носу. Обычно люди тулуктов ненавидят и считают предвестниками беды, но у Мии другое мнение.
Мия думала, что теперь у неё появился кто-то маленький и беззащитный, но всё чаще ей казалось, что внутренне тулукт старше, умнее и независимее её на целые века. Взгляд его темных глаз будто говорил: «Ты ещё маленькая, моя девочка, совсем маленькая, тебе ещё столько предстоит узнать».
Тамара Михеева рассказывает, что история Мии началась с рисунка художницы Ольги Брезинской, увиденного в соцсетях. На картинке беловолосая девочка сидит в темноте и внимательно слушает темноволосого мальчика. Мы нашли этот рисунок и публикуем его с разрешения художницы.
«И сразу увиделось имя и история этой девочки. И почему она так внимательно слушает этого мальчика, широко открыв глаза», — вспоминает Тамара Михеева.
🧭 Изначально у издательства «Абрикобукс» была идея давать иллюстрировать все части разным художникам, ведь каждая из прях уникальна. Но Юлия Биленко так идеально ухватила характер мира и его героинь, что от этой идеи отказались. В результате Юлия проиллюстрировала весь цикл, чему мы бесконечно рады.
🧭 Пожалуй, на фоне историй остальных девочек книга о Мии — самая лёгкая относительно тем, которые в ней поднимаются, и наименее фэнтезийная. Да, в ней есть драконы и магические существа, но в целом история Мии — камерная и «тихая».
🧭 Именно Мия в дальнейшем будет появляться в каждой книге, связывая истории воедино.
Кьяра
Кьяра Дронвахла — дерзкая, умная и свободолюбивая бунтарка. Она не боится подвергать сомнению то, что все привыкли безропотно принимать как данность.
💎 Кьяра живёт в городе Суэк. Его невозможно покинуть без корабля или лодки: в воде поджидают огнёвки — ярко-красные ядовитые медузы, которые смертельно жалят своих жертв.
Суэк — огромный город и единственный в нашей стране. Одним краем он жмётся к Таравецкому лесу, а другим врезается в море, топчется в нём причалами, молами, мелями и мысами. Большой мыс ускользнул в море так далеко, что достаёт до синей воды, он вырвался бы из пояса огнёвок, красной клетки, в которую посадила Суэк сама природа. На этом мысу стоит королевский дворец и храм Семипряха, и красивее этого места нет в Суэке.
💎Суэком правит король, который защищает его от дикарей и нападений (которых, правда, давно не случалось). А ещё каждый год он выбирает ту, кто станет «силой короля». Что происходит с девушками после этого, никто не знает.
💎 В Суэке стоит храм Семипряха — бога, которому поклоняются жители города. Там Кьяра встречает безумную пряху, которая уже известна читателям «Мии», но теперь мы узнаем чуть больше об этой старухе.
💎 У Кьяры необычная внешность. Девушка очень похожа на маму: смуглая, темноволосая, а глаза светлые, сине-зелёные — цвета моря.
💎 Кьяру ждёт непростая судьба: потерять всё и всех и остаться жить в мире, где твоё слово — пустой звук. Несмотря ни на что, она продолжит сопротивляться, а ещё узнает страшный секрет всеобщего благоденствия — тайну «силы короля» — и... совершит нечто ужасное.
💎 Если Мию сопровождает таинственный тулукт, похожий на крупного кота, то спутник Кьяры — туатлин. Это древнее морское существо, которому поклоняются жители Хотталара.
Я увидела округлую голову размером с дом, два тёмных глаза в кожистых складках, тупой нос и приоткрытую пасть, полную острых зубов. <...> Чудовище дышало тяжело, шумно. Два небольших отростка, то ли уши, то ли рожки, двигались в такт дыханию. <...> Он не был красивым, этот морской исполин. Но и уродливым не был. Он был просто другой. Иной.
💎 Кьяра носит на груди самое дорогое, что у неё есть, — серёжку своей матери.
Все серёжки, которые я видела у женщин Суэка, — в форме какого-нибудь цветка или листа. А у мамы были совсем другие. Прозрачный, как застывшая капля росы, камень в тонком милевировом ободке — вот какие у мамы были серёжки. С одной странностью, которую никто, казалось, не замечал, только я. Может быть, потому, что каждый вечер, когда мы с мамой сидели у окна и ждали с работы папу, её серёжка качалась у самых моих глаз. И я понимала, что камень в маминой серёжке — прозрачный, но сквозь него ничего не видно. Не видно маминой кожи, и если я возьму серёжку в руку, через камень не будет видно моих пальцев. И вместе с тем — он остаётся прозрачным. Будто это какой-то туннель, ведущий в неизвестные миры, где плещется такая же прозрачная вода с золотыми искрами.
💎 Серёжка-кулон не простая — за ней большая и сложная история. Да и история самой Кьяры начинается с этого украшения.
Вот что Тамара Михеева рассказывает о том, как она придумала героиню:
«Я просто ехала в машине и крутила в руках подвеску. И вдруг подумала, пришла такая ассоциация — серёжка моей матери. Эта подвеска не имеет никакой личной истории, всё — бурная фантазия автора. И я сразу зацепилась за то мыслью: почему серёжку матери можно носить как кулон? Что в ней такого, что случилось? Так постепенно появилась история Кьяры».
Мы попросили Тамару показать тот самый кулон, который послужил ей вдохновением для книги. Вот он:
💎 Книга о Кьяре — одна из самых эмоционально тяжёлых и сложных во всём цикле. В ней много боли, но ещё больше — красоты и силы.
Тайрин
Тайрин Литтэр — юная хофоларка. В Риле её народ считается одним из исчезнувших. Таким, как она, нельзя говорить на своём языке, молиться своим богам, учиться грамоте. Но Тайрин всё-таки научилась и теперь читает запрещённые книги и хранит Хофоларию в своём сердце.
На берегу реки Рилы был возведён город Рила и основана гильдия книжников — следить за порядком в городе и хранить истории. Сюда же, в Рилу, из века в век стали свозить побеждённых. Кто-то же должен строить музеи и Библиотеку, подметать улицы и выращивать хлеб.
🎋 У Тайрин есть брат-близнец Тинбо, названный в честь давно погибшего деда. Близнецы совсем не похожи, но очень дружны и не мыслят жизни друг без друга.
Тинбо — смуглый, темнокудрый, с глазами синими, как озёра Хофолалии. Тайрин же родилась темноглазой и медно-рыжей, как белка. И такой же порывистой и легкой. <...> Когда Тинбо пошёл, Тайрин научилась танцевать.
🎋 Тайрин работает в библиотеке, хотя мечтала попасть в театр. Но дети побеждённых народов не имеют права выбирать свой путь сами.
Тайрин вспомнила всё, что слышала о Библиотеке. Она — единственная в Империи, в ней хранятся все книги страны. Книги древние, как мир, и совсем новенькие, недавно написанные и сданные сюда авторами. Книги в единственном экземпляре и те, что есть в каждом доме книжников. Книги, рассказывающие волшебные невероятные истории, от которых захватывает дух, и книги, перечисляющие сухие факты. Книги, все как одна прославляющие Империю и её императоров, от первого до ныне здравствующего.
🎋 Тайрин танцует при луне на лесных полянах и так призывает весну, помогает деревьям и травам, отводит беды. Тайрин называют белкой, и эти зверьки и вправду часто её сопровождают — спускаются с ветвей, чтобы утешить, помочь или вместе потанцевать.
🎋 Тайрин, в отличие от многих других, видит и может общаться почти со всеми бьюи — неведомыми человеку существами вроде тулуктов и туатлина.
🎋 В Библиотеке Тайрин встречает Джангли — хранителя этого места.
Он был огромный. С длинными мускулистыми руками и ногами, каждый палец заканчивался выразительно острым когтем. Большие уши, горбатый нос и кустистые брови. Шевелюра ... плавно переходила в зубцы на спине, а седые усы — в пышную короткую бороду. Он разглядывал их маленькими чёрными глазками в морщинистых веках и улыбался клыкастой улыбкой.
🎋 История Тайрин — очень личная для Тамары Михеевой, ведь вся компания друзей этой героини — Бьеке, Аута, Тинбо, Мэтл, Лайпс — и сама Тайрин списаны с друзей отрочества автора.
🎋 На создание образа Библиотеки Тамару вдохновила библиотека Незримого университета Плоского мира, придуманная Терри Пратчеттом.
🎋 Мы всегда говорим, что книги о пряхах можно читать в любом порядке и нередко советуем начинать именно с этой, третьей, истории. Отчасти потому, что Тайрин была самым первым заданием Саши Сидоровой (крошки Си) — об этой таинственной героине мы расскажем в самом конце.
Уна
У этой девочки нет игрушек, а поначалу нет и имени, а из других людей на острове — лишь старик, который вырастил её. Он почти не разговаривает с ней, а только бесконечно молится старой книге и ведёт записи в толстых тетрадях.
Узкая полоска песка у воды, камни, обкатанные морем и ощетинившиеся мидиями, огромные валуны, земля, которая к середине лета становится твёрже камня, но на которой почему-то всё равно умудряются расти колючки, чахлая трава, мох и горьковатые красные ягоды. Остров карабкается вверх, будто замёрз сидеть в холодной морской воде и хочет погреться на солнце. Разве он не знает, что наше старое уставшее солнце не может никого согреть?
💔 Острова нет ни на одной карте, мимо не проплывают ни корабли, ни рыбацкие судёнышки, лишь иногда течение несёт лодки к Воротам смерти.
Рыбаки не доплывают до нас, киты стадами идут мимо. Чайки не летают дальше нашего острова. Все они боятся Ворот смерти — двух чёрных скал посреди воды, что стоят недалеко от нашего острова. <...> Иногда мимо нашего острова проплывают лодки. Их несет в сторону Ворот смерти, они плывут туда, покорно следуя течению. В этих лодках не бывает гребцов, и я не знаю, как они плывут и зачем. Старик всегда кланяется им вслед, и я тоже не понимаю зачем.
💔 Своих родителей девочка не помнит: мама лежит на дне морском, а про папу и вовсе ничего неизвестно. Она совсем ничего о себе не знает.
Моя мать с камнем на шее лежит на дне морском. Она повесила себе на шею огромный булыжник, чёрный, как ночь, и спрыгнула со скалы, когда поняла, что я готова родиться. Но мы с ней не успели лечь на дно, я выскочила из неё и всплыла наверх, вытолкнутая водой.
💔 Единственное близкое существо для Девочки-без-имени — птенец с переломанным крылом, которого она выхаживает и называет Птицей.
Однажды на берегу я нашла птенца с перебитым крылом. Он был совсем крохотный, бесстрашно разевал рот и шипел на меня. Я не понимала, чей это птенец, он не был похож ни на одну птицу, которую я знала. Серое брюшко и спинка, серая шея и голова, а крылья — черные до синевы. И синий хохолок на голове. А клюв — жёлтый. Так много красок в одном существе заворожили меня.
💔 Однажды старик умрёт и странник Человек-Солнце заберёт её с острова. Этот человек скажет, что она пряха, хотя прясть Девочка-без-имени не умеет. Покинув остров Веретено, она наконец обретёт дом, узнает историю своей семьи, станет Уной, пройдёт через воды озера Тун и соединит мостами истории героев предыдущих книг о пряхах.
💔 Уна умеет слушать мир вокруг, поэтому для неё нет чужих языков. Она понимает общеимперский, хофоларский, атуанский, животных, птиц, даже язык холмов.
💔 Её бабушка Пата — целительница и пряха Семи островов, что годами ведут неравную борьбу с Империей. С их историей Уна окажется тесно связанной.
💔 Первая часть книги называется «Девочка без имени», и Тамара Михеева действительно очень долго не могла его придумать. В итоге пришлось проводить опрос в телеграм-канале и просить помощи у друзей и читателей. Имя предложила Полина Романова — ей и посвящена книга.
💔 «Уна» написана в разгар пандемии 2020-го года. Тамара рассказывает, что этот текст помог ей пережить карантин и изоляцию: «Книги об Уне не было в планах, это был почти транс — я просто начала писать».
Лита
Хотя «Лита» стала пятой в цикле о пряхах, в каком-то смысле именно с истории этой рыжеволосой девочки берут начало мосты и дороги всего мира Пятиземелья.
🍃 Лита выросла в доме в лесу, среди ралут — древних священных деревьев — и никогда не была в городе. Она умеет слышать ветер и предпочитает ходить босиком, чтобы чувствовать тепло земли. Одно из призваний Литы — приводить в этот мир новую жизнь.
Сколько помнит себя Лита, столько есть в её памяти этот лес. Бесконечно тянулся он по всей земле, и не было ему ни конца ни края. В холмах он будто делал передышку, а потом начинался вновь. Множество еле заметных глазу тропинок, что разбегались от их дома, могли привести к земляничным полянам, ореховой роще, роднику, маленькому и почти круглому озеру, к скале над тихой медленной рекой, у которой росла черета. Всё это тоже был лес, и ничего, кроме него, на земле не было.
🍃 Лита помогает ухаживать за ралинами — собаками священной породы, которых разводят Вальтанас и Диланта. Именно в их доме живут Лита с мамой и младшей сестрёнкой Кассионой. А ещё — Ойра с сыном Харзой, ровесником Литы. Лита обожает своего отца Травника, но он лишь изредка приходит навестить их с мамой и сестрой и никогда не остаётся надолго.
🍃 Лес ралут расположен на Альтиде. Этот остров огромен. Когда-то здесь стояло четыре процветающих города.
Там нет зимы, и суровые ветра <...> лишь изредка проносятся над этим благословенным местом, одетым девственными лесами, в глубине которых прячутся кристальные озёра и шумные горные реки. Круглый год здесь цветут и плодоносят деревья, одаривая людей, зверей и птиц щедро и не требуя усиленной заботы в ответ, а море полно рыбы <...> Может, потому люди здесь дружелюбны и приветливы, что им не надо каждую минуту думать о том, как раздобыть пропитание и согреться? Недаром альтийцы считают, что их земля — любимица богов.
🍃 Однажды у короля и королевы Альтиды родилось четыре сына. Братья не желали уступать корону друг другу, и разразилась страшная бойня. Много людей было убито, а из всех городов уцелел только Золотой. Королям Альтиды теперь запрещается иметь больше одного ребёнка, хоть с той войны и прошло уже двести лет.
🍃 Жители Альтиды верят, что у Всеобщей Матери Природы четверо детей:
🌞 Рал — бог солнца и огня, страсти и борьбы;
🌊 Айрус — богиня Океана, мать всех озёр и рек, всего движущегося и меняющегося;
🌲 Гета — богиня земли и плодородия;
💨 Тимирер — бог неба и ветра, которому послушны облака, птицы и все песни, что поют на земле и на небе.
🍃 Друг Литы — рыжий пёс с белоснежной отметиной на лбу и глазами аметистового цвета. Лита уверена, что в него воплотился бог неба и ветра Тимирер.
Щенок был огненного цвета, сам весь — огонь <...> Но на лбу у него сияла отметина — белоснежный вихор, похожий на маленький смерч. Живот и кончик хвоста тоже были белыми <...> Лите стало жарко. Она не смела пошевелиться, не знала, что ей делать: упасть на колени, заговорить, бежать прочь? Но она не может бежать: Тимирер — её покровитель вместе с Гетой, она не должна убегать от него. Но разве Тимирер приходит вот так, к обычной девочке?
🍃 Тамара Михеева придумала Литу задолго до того, как замыслила цикл о пряхах. Писательнице тогда было пятнадцать или шестнадцать лет. Первую версию истории о Лите Тамара писала в общей тетрадке на 98 листов.
«Всё ради неё и всё из-за неё», — признаётся писательница.
🍃 История Литы — одна из самых масштабных. Девочка пройдёт множество испытаний, узнает тайну своего рождения, поймёт, что её руки могут нести не только жизнь, но и смерть, и получит имя Тимирилис — «возлюбленная ветра».
Тайрин
💧 Дочь лучшего охотника Края — Тэмулгэна из Дома Рыси — и внучка мудрой Тхоки, которую все в Краю уважают и слушают.
Он назвал её Джалар — «соль земли», «основа», «опора». Имя это никому не нравилось, казалось чужим, странным, хотя на самом деле было исконно здешним, просто очень древним, забытым. Соседи недоумевали, хмурились, но Тхока кивнула, довольная, и сказала:
— Это имя всегда будет ей защитой, как сама земля под ногами.
💧 В Краю, где живёт Джалар, всё подчиняется строгой логике, один круг сменяет другой. По берегам Олонги живут люди четырёх домов: Рыси, Щуки, Лося и Утки — и везде ведут простую жизнь, охотятся, рыбачат, собирают травы.
Жили две сестры — Вода да Земля. Жили они дружно и весело. Раз снесла Земля яйцо и долго его высиживала. Раскололось яйцо, вышли оттуда лось да рысь. Снесла Вода яйцо, долго высиживала, а когда пришло время, раскололось яйцо, и вышли оттуда щука да утка…
💧 В Край непросто попасть, это место словно спрятано от остального мира. С одной стороны у него бескрайнее озеро Далеко, а с другой — горы, с которых и течёт могучая Олонга, дающая жизнь всему Краю.
Даже лютый мороз не может сковать буйную Олонгу льдом <...> Она будто вобрала в себя все реки мира, как ребенок вбирает черты родителей, бабушек и дедушек, весь свой род. А может, это она была праматерью всех рек, все они вышли из неё, растеклись по земле.
...Олонга рождалась в горах, но не было человека ни здесь, в Краю, ни за горами, кто дошел до истока и мог похвалиться, что точно знает, где она берет начало. Джалар казалось, что поэтому в её реке столько силы.
💧 Иногда к Тхоке приходят люди, присланные из дальних земель её внуком Севруджи. С ними она отправляется в лес и там учит прясть.
…он [Севруджи] считал, что здесь исходная точка не времени, а всех миров, некий узелок, в который завязаны многие пространства. Отсюда они расходятся, разбегаются, как реки из одного озера, — у каждой свой путь, но все они имеют один исток, одно начало.
💧 Когда Джалар было девять, она заблудилась в зимнем лесу и её чуть не забрала к себе Навь. Пережить ночь и найти дорогу обратно девочке помогли две оленихи — согрели и вывели к дому. С тех пор отец Джалар никогда не охотился на оленей, что бы ни говорили соседи.
💧 Джалар обладает силой, которая пугает даже самого Тэмулгэна, — она может разговаривать с могучей Олонгой, а река отвечает и помогает девушке.
Джалар поворачивала руку в воде то так, то эдак, перебирая пальцами речные струи, точно струны, и течение замедлялось, будто не хотело с ней расставаться, оплетало её кисть и каждый палец, река заворачивала воронку вокруг руки Джалар, водила хоровод. Река любила эту девочку с глазами цвета дикого мёда, радостно играла с ней, отдыхая от своих важных дел.
💧 Тамара Михеева рассказывает, что на создание Джалар её вдохновил реальный человек — американка Джулия Хилл. Чтобы спасти лес многовековых деревьев от вырубки, она два года жила на тысячелетней секвойе, не спускаясь на землю.
История Джулии далека от темы книги, но именно благодаря ей изначально появилась Джалар.
Анилу
Не все пряхи, осознав свою силу, выбирали созидание, были и те, что предпочли построить мосты и дороги, ведущие к огню и разрушению.
Её называют по-разному: Сбрендившая пряха, Навь, жрица Семипряха, но настоящее имя — Анилу. О ней нет отдельной книги, но так или иначе она появляется в каждой.
🔥 Анилу родилась почти за двести лет до начала истории, рассказанной в «Мии» и других книгах цикла, в любящей счастливой семье. Однако намерение отца выдать её замуж ради политического союза ожесточило сердце девушки и толкнуло на страшные мысли, а потом и поступки.
🔥 Мы знаем, что когда-то Анилу была очень красива, но на момент встречи с Мией, Кьярой и остальными она превратилась в древнюю старуху, которую многие принимают скорее за жуткий призрак, чем за живого человека.
Пряха подошла ко мне совсем близко. Я увидела, что по светло-голубой, почти белой радужке её глаз плавали жёлтые пятна. Её кожу испещрили такие глубокие морщины, будто это был не человек, а дерево. Сквозь возраст и дурное настроение проступала женщина, которая когда-то была очень красивой и очень могущественной. От неё не пахло старым человеком. Пахло землёй. Травой. Ветром.
🔥 Анилу — самый таинственный персонаж цикла Тамары Михеевой. Чёрной пугающей тенью она является Мии, поджидает Кьяру в храме Семипряха, ведёт охоту на Джалар, а в Лите видит отражение юной себя (или ей так только кажется).
🔥 С каждой книгой о пряхах история Анилу обретает всё больше подробностей. Завеса тайны над ней постепенно рассеивается, но лишь в «Школе дорог и мостов» мы увидим её путь полностью.
🔥 Тамара Михеева признаётся, что фрагменты про Анилу давались ей сложнее всего. Писать было физически тяжело — настолько сильна ненависть, переполняющая этого персонажа.
🔥 Кажется, то, что случилось с Анилу, хорошо описал директор ШДиМ Сергей Алёхин, размышляя о силе прях:
Сила, которой мир наделял их, не всем по плечу. Иногда она накрывает с головой; кажется, что ты вечен, всесилен, всемогущ. Тебя захлёстывает ощущение собственной значимости и — безнаказанности. И тогда достаточно одного щелчка, одного неверного шага, чтобы из той, что обязана хранить миры, держать их на привязи, ты превратилась в ту, что разрушает.
Саша Сидорова
Мы рассказали вам о каждой из прях Пятиземелья — мира, созданного Тамарой Михеевой. Но наш разговор был бы неполным без упоминания этой героини. Пусть она не стала одной из прях, её история очень плотно вплелась в мосты и дороги каждой из девушек, умеющих разрушать или хранить миры.
🌟 Саша Сидорова, или, как её называют в Пятиземелье — Си. Она — следопыт и ученица Школы Дорог и Мостов (ШДиМ).
🌟 Светловолосая, улыбчивая, с короткими волосами и большими глазами, Саша кажется младше своих лет (ей было почти двенадцать, когда она начала учиться в ШДиМ). Благодаря этому — и выдающимся способностям, конечно — её и отправили на задание в библиотеку Рилы, где она встретилась с Тайрин. Обычно учеников не отпускают на полевую практику так рано, но в этот раз была необходима девочка, выглядящая очень юно.
🌟 В ШДиМ Саша попала благодаря умению пройти любой лабиринт и всегда найти выход. Она выбрала для себя мастерскую Следопытов и училась отыскивать дорогу к любой цели.
🌟 Один из главных навыков Саши — умение разговаривать с людьми и находить подход почти к любому собеседнику.
Мне интересно наблюдать за людьми — будто разматываешь клубок разноцветных сложнотекстурных ниток, ведь у каждого своя история.
У крошки Си был дар разговаривать с людьми. Она не боялась ни учителей, ни полицейских, ни чиновников, ни министров. Она бы даже короля, наверное, не испугалась. Потому что твёрдо знала: все люди на земле… просто люди. Даже самые важные. Поэтому это было её дело — ходить по кондитерским, разговаривать, расспрашивать, искать след. Крошка Си сама себя называла Следопытом. А что? Имела полное право!
🌟 Саша подружилась с каждой из встретившихся ей прях и стала особенно близка с Мией и Тайрин.
Мия поражалась, насколько они похожи. Они были одного роста и могли носить одну одежду, что и делали. У них был один цвет глаз и одинаково маленький размер ноги. Они любили одни и те же вещи и находили вкусными одни и те же блюда. У Мии никогда не было подруг, а тут она будто нашла своё отражение, только улучшенное: всё, что говорила и делала Крошка Си, казалось ей значительным, важным и правильным. (Из «Мии»)
Си была яркой вспышкой в ее жизни. Она открыла ей тайны, научила читать между строк, показала, что мир не такой плоский, как думалось раньше. (Из «Тайрин»)
🌟 На самом первом уроке в ШДиМ Саша с одноклассниками учились писать письма от руки, выбрав себе бумагу из огромного многообразия вариантов.
Саша выбрала тонкие листы светло-серой неразлинованной бумаги. «Потребительская», — было написано на пачке. «Ладно, буду потреблять».
Тамара Михеева рассказывала, что именно на такой серой «потребительской» бумаге она и написала весь цикл о семи пряхах.
🌟 Сашу часто принимают за пряху, но она себя таковой не считает и выбирает свой, личный путь.
Она [Тшула] глянула на притихшую Си:
— Хочешь, я научу тебя?
— Меня? Нет, я же не пряха. Я следопыт, моё дело — дороги, — рассеянно сказала Си.
Она явно размышляла о чем-то таком, что было для нее важнее Тшулы и всех прях мира.
— Иногда, — улыбнулась Тшула, — мы просто не разрешаем думать о себе как-то иначе, чем привыкли. И если честно, твое дело вовсе не дороги, а люди.
🌟 «Школа Дорог и Мостов» похожа на дневник, и это действительно так. Часть книги — это дневник-скетчбук Саши, в который она записывала и зарисовывала происходящее с ней во время путешествий в Пятиземелье.
🌟 У каждой из прях есть своя Книга Судеб, содержание которой открывается владелице далеко не сразу. Примерно так и работала над циклом сама Тамара Михеева — лишь пройдя часть пути, она внутренне понимала, какой из всех многочисленных вариантов развития сюжета — единственно верный.
Историей ученицы ШДиМ Саши Сидоровой мы завершаем наш рассказ о героинях цикла «Семь прях».
💚 Погружайтесь вместе с нами в мир, созданный Тамарой Михеевой, и читайте книги, чтобы узнать больше о судьбах Мии, Кьяры, Тайрин, Уны, Литы, Джалар, Саши и Анилу.
💛 Читайте у нас на Дзене статьи, посвящённые финальной книге цикла «Семь прях»: