Мы продолжаем серию познавательных материалов, и сегодня расскажем об одном из основоположников двигателестроения нашей страны — профессоре, инженере и увлеченном до мозга костей профессионале — Николае Романовиче Брилинге.
Николай Брилинг был одним из ведущих отечественных учёных-автомобилистов, крупным специалистом в области теплотехники, дизелестроения, динамики машин. Он являлся основоположником теории поршневых двигателей, автором фундаментальных работ по паровым и газовым турбинам, теплопередаче, а также основателем отечественной школы специалистов по теории и конструированию автотракторных двигателей внутреннего сгорания.
Материал подготовлен благодаря водителю АТП Краснодар и большому поклоннику автомобильной истории Алексею Кузнецову!
Юность и учеба в Германии
Николай Брилинг родился в городе Клин 1 (13) октября 1876 года. Среднее образование Николай Романович Брилинг получил в училище при Михайловской евангелическо-лютеранской церкви. Затем поступил в Московское высшее техническое училище (1897). Будучи студентом, дважды подвергался аресту и высылке за распространение нелегальной литературы и участие в деятельности революционных кружков.
В связи с арестами ему пришлось покинуть Россию для продолжения образования: сначала отправился на обучение в Штутгарт, затем — в Карлсруэ, где он специализировался по электротехнике и сопротивлению материалов, а также изучал автомобильное дело в Берлине. В 1904 году он вернулся в Россию, но не был допущен к защите дипломного проекта из-за нового ареста — снова отправился за границу, где в 1906 году окончил Дрезденское техническое училище.
В этом же году он защитил в Московском техническом училище дипломный проект по двигателям внутреннего сгорания. В 1907 году защитил докторскую диссертацию "Потери в лопатках паротурбинного колеса", в которой впервые были освещены все факторы, определяющие коэффициент полезного действия паротурбинного колеса.
Возвращение в Россию и преподавательская деятельность
Вернувшись в Россию в 1908 году, Николай Романович был приглашен в Московское высшее техническое училище для преподавания новых дисциплин — «Двигатели внутреннего сгорания» и «Паровые турбины». В 1915 году он заложил основы подготовки специалистов по транспортным двигателям в нашей стране.
В период с 1914 по 1917 годы при его участии был создан отдел автомобильного хозяйства при Всероссийском земском союзе и Земгоре. Разработана техническая организация автомобильного дела в стране, приняты технические нормы эксплуатации и ремонта автотранспорта, а также организована подготовка шоферов и командного состава на базе МВТУ.
Послереволюционный период
Революционные события развивались стремительно, что повлияло на дальнейшую судьбу Николая Брилинга. После революции его назначили заместителем председателя Центральной автосекции в Москве. В задачи автосекции входило восстановление всего автомобильного парка — гражданского и военного — а также обеспечение запчастями Красной Армии.
Уже в 1918 году он организовал и возглавил научно-исследовательскую автомобильную лабораторию (НАЛ) при научно-техническом отделе (НТО) ВСНХ. В 1921 году она была преобразована в Научный автомобильный и моторный институт, директором которого он оставался до конца 1928 года. Одновременно он преподавал в МВТУ, Ломоносовском институте, входил в состав членов технического совета Военно-воздушных сил РККА, а также был членом советов автомобильных и авиационных трестов ВСНХ РСФСР.
Аресты и дальнейшая судьба
В 1922 году он был арестован за «контрреволюционную деятельность» и должен был быть принудительно выслан за границу в составе группы «антисоветской интеллигенции», однако по стечению обстоятельств сумел избежать изгнания. Позже он проходил по «делу Промпартии» и в 1930—1933 годах находился в заключении, работая в Особом техническом бюро ОГПУ над созданием дизельного двигателя для грузовых автомобилей. Именно в это время был создан дизельный двигатель «КоДжу», который был испытан на автомобилях ЯГАЗ.
С 1932 года Николай Брилинг занимал должность заведующего кафедрой «Автомобили и автотранспортные двигатели» Московского автодорожного института (МАДИ). В 1935—1938 годах он состоял одновременно в нескольких промышленных организациях. Он являлся членом Технического совета Наркомата тяжелой промышленности СССР и руководил Топливной комиссией Академии наук СССР.
Во время Великой Отечественной войны Н. Р. Брилинг продолжил свою деятельность в Военной академии бронетанковых и механизированных войск Красной Армии (1941—1948), оставаясь руководителем кафедры двигателей МАДИ. После войны, с 1948 по 1959 годы, он был начальником и главным конструктором ОКБ Министерства машиностроения СССР.
С 1946 года он был заслуженным деятелем науки, а с 1947 года — Действительным членом Академии артиллерийских наук. 23 октября 1953 года его избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР по специальности «теплотехника» Отделения технических наук.
С 1953 по 1961 год он работал в Лаборатории двигателей АН СССР: сначала в должности заведующего сектором газобаллонных автомобильных двигателей, затем — заведующего отделом транспортных двигателей, а с 1959 года — старшим научным сотрудником.
Научные достижения и награды
Николай Брилинг был награжден двумя орденами Ленина (1951, 1956), орденом «Знак Почета» (1944), орденом Трудового Красного Знамени (1946), а также медалями «За победу над Германией» (1945) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946).
Он выдвинул теорию быстроходных дизелей. В 1942 году он научно обосновал целесообразность и возможность практического применения высокооборотных короткоходных дизельных двигателей. В своей работе он подробно проанализировал возможность осуществления рабочего процесса в быстроходном дизеле и привел все связи, определяющие преимущества использования дизелей с повышенной частотой вращения коленчатого вала.
Кроме того, он принимал участие в создании первого советского малолитражного автомобиля НАМИ-1, о котором мы уже говорили ранее. Николай Романович был постоянным руководителем многих автомобильных и аэросанных пробегов, в том числе известного международного пробега 1934 года на автомобилях с дизелями.
Николай Романович Брилинг скончался в Москве 15 марта 1961 года.
Понравился наш материал?
Читайте также: