Найти в Дзене
X5 Transport

Как Россия начала создавать свои автозаводы

Мы продолжаем рассказывать об эпохе становления автомобилестроения в нашей стране. Сегодня мы расскажем о ключевых инициативах, положивших начало отрасли, а также о судьбе первых автопредприятий Российской империи. Помог нам в этом, как всегда, водитель АТП Краснодар и большой любитель автомобильной истории — Алексей Кузнецов. 1916 год стал определяющим для развития автомобилестроения в России. В этот период страна впервые приняла решение об организации массового производства автомобилей, прежде всего, для обеспечения потребностей армии во время Первой мировой войны.
21 февраля 1916 года (по старому стилю) Совет Министров России принял решение о выделении кредитов на строительство новых автомобильных заводов. Согласно указу царского правительства, проект, утверждённый лично царём Николаем II, предусматривал строительство шести заводов в разных городах Российской империи: Общая производственная мощность этих предприятий должна была достигнуть 10 500 автомобилей в год, что являлось амби
Оглавление

Мы продолжаем рассказывать об эпохе становления автомобилестроения в нашей стране. Сегодня мы расскажем о ключевых инициативах, положивших начало отрасли, а также о судьбе первых автопредприятий Российской империи.

Помог нам в этом, как всегда, водитель АТП Краснодар и большой любитель автомобильной истории — Алексей Кузнецов.

Ключевой год: начало строительства заводов

1916 год стал определяющим для развития автомобилестроения в России. В этот период страна впервые приняла решение об организации массового производства автомобилей, прежде всего, для обеспечения потребностей армии во время Первой мировой войны.

21 февраля 1916 года (по старому стилю) Совет Министров России принял решение о выделении кредитов на строительство новых автомобильных заводов. Согласно указу царского правительства, проект, утверждённый лично царём Николаем II, предусматривал строительство шести заводов в разных городах Российской империи:

Общий вид РБВЗ в начале XX века
Общий вид РБВЗ в начале XX века
  • Завод Рябушинского (позже — АМО, сейчас — ЗИЛ) в Москве;
  • Завод Лебедева в Ярославле (ныне — ЯМЗ);
  • Русско-Балтийский завод в Филях;
  • Завод Аксая в Ростове-на-Дону;
  • «Русское Рено» в Рыбинске;
  • Завод КЗВС на Ярославском шоссе (сейчас — г. Королёв).

Общая производственная мощность этих предприятий должна была достигнуть 10 500 автомобилей в год, что являлось амбициозным планом для тех лет.

К началу революции 1917 года более половины планируемых заводов уже были готовы. Однако события революции прервали их строительство и развитие. После революции все шесть предприятий перешли под контроль большевиков, но автомобили выпускали только два завода: АМО (позже — ЗИЛ) и Лебедева (ЯМЗ).

Судьба предприятий в советский период

АМО (ЗИЛ) стал одним из ведущих в СССР по выпуску грузовых автомобилей. Совсем скоро мы подробнее расскажем о судьбе завода и его продукции.

Завод Лебедева (ЯМЗ) начал производить грузовики, а потом и военную технику. Сегодня это один из крупнейших в России производителей двигателей.

Другие заводы существенно изменили профиль своей деятельности или остались неосуществлёнными:

Например, «Руссо-Балт» сначала стал бронетанковым предприятием, а затем и вовсе авиационным заводом. Завод в Аксая не выпускал автомобили, а производил сельскохозяйственную технику, а завод «Русский Рено» не произвёл ни одного автомобиля и стал исключительно авиационной производственной площадкой. Еще одно предприятие — завод КЗВС превратился в ЗИК и был преобразован для производства армейской продукции.

FIAT 15-Ter, собранный на заводе АМО, модель 1916 г. Источник: gruzovikpress.ru
FIAT 15-Ter, собранный на заводе АМО, модель 1916 г. Источник: gruzovikpress.ru

Создание предприятий по выпуску запчастей и научно-исследовательских институтов

В 1916 году в Москве был основан завод по производству подшипников. Ранее каждый завод делал их самостоятельно, однако с ростом автопрома возникла необходимость в специальных предприятиях для их массового производства. Уже после революции этот завод стал называться ГПЗ-2.

В 1918 году был основан первый автомобильный институт — научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии. 16 октября 1918 года была создана Научная автомобильная лаборатория «НАЛ», а 14 марта 1920 года она преобразовалась в Научно-исследовательский автомобильный и моторный институт (НАМИ), ставший первым в России научно-исследовательским центром в данной области. НАМИ и по сей день продолжает свою работу, активно ведутся исследования и разработки.

Ученые и инженеры НАЛ (ныне НАМИ), 1919 год. Источник: nami.ru
Ученые и инженеры НАЛ (ныне НАМИ), 1919 год. Источник: nami.ru