Найти в Дзене
X5 Transport

Легендарный АМО: как появился прародитель завода ЗИЛ?

В начале XX века Россия остро нуждалась в развитии автомобильной промышленности, что привело к основанию нескольких крупных заводов, среди которых особое место занимает московский завод АМО — предшественник легендарного завода ЗИЛ. В новой статье расскажем о возникновении предприятия, его первых массовых моделях машин и значении для отечественного автопрома. Как всегда, помог нам разобраться в истории водитель АТП Краснодар Алексей Кузнецов. В 1916 году, когда Россия нуждалась в автомобилях, было принято решение о строительстве шести заводов, один из которых размещался в Москве. 18 мая 1916 года император Николай II утвердил устав «Товарищества на паях Автомобильного московского завода». 20 июля 1916 года (по старому стилю) или 2 августа 1916 года (по новому стилю) на южной окраине Москвы, в Тюфелевой роще недалеко от Симонова монастыря, состоялась закладка завода – день, который считается датой основания завода АМО, будущего Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачёва (АМО
Оглавление

В начале XX века Россия остро нуждалась в развитии автомобильной промышленности, что привело к основанию нескольких крупных заводов, среди которых особое место занимает московский завод АМО — предшественник легендарного завода ЗИЛ. В новой статье расскажем о возникновении предприятия, его первых массовых моделях машин и значении для отечественного автопрома. Как всегда, помог нам разобраться в истории водитель АТП Краснодар Алексей Кузнецов.

Основание завода АМО

В 1916 году, когда Россия нуждалась в автомобилях, было принято решение о строительстве шести заводов, один из которых размещался в Москве. 18 мая 1916 года император Николай II утвердил устав «Товарищества на паях Автомобильного московского завода».

20 июля 1916 года (по старому стилю) или 2 августа 1916 года (по новому стилю) на южной окраине Москвы, в Тюфелевой роще недалеко от Симонова монастыря, состоялась закладка завода – день, который считается датой основания завода АМО, будущего Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачёва (АМО ЗИЛ). Перед предприятием открывалась действительно богатая история.

Первые годы и влияние исторических событий

Планировалось, что весной 1917 года на заводе начнётся производство грузовиков типа «фиат» массой в полторы тонны. Однако продолжающиеся военные действия и две революции значительно затруднили строительство завода и оснащение его необходимым оборудованием. До 1924 года АМО в основном занимался ремонтом автомобильной техники и выпуском двигателей для самых первых советских танков.

В марте 1924 года советские хозяйственные органы приняли решение о запуске производства полуторатонных грузовиков АМО-Ф-15. 7 ноября того же года, в очередную годовщину Октябрьской революции, по Красной площади в колонне прошли первые десять автомобилей, изготовленных на заводе.

В 1925 году завод был переименован в «ГАЗ» (1-й Государственный автомобильный завод), хотя на самом деле эта аббревиатура вовсе не имела отношения к Нижегородскому заводу, который ещё не был основан. При этом продукция по-прежнему выпускалась под маркой «АМО».

-2

АМО-Ф-15 — первый отечественный грузовик

Первым серийным автомобилем завода стал грузовик АМО-Ф-15 грузоподъемностью 1,5 тонны, выпускавшийся с 1924 по 1931 годы. Модель была основана на итальянском FIAT-15 Ter и сначала собиралась из привозных комплектующих.

После революции завод вернулся к производству автомобилей лишь в 1924 году, освоив собственное изготовление большей части агрегатов. Тогда же были выпущены первые советские грузовики с правосторонним расположением органов управления. Несмотря на официальные заявления о полном отечественном происхождении деталей, к советским элементам относился лишь капот, изменённый радиатор, открытая кабина с цельным лобовым стеклом и заграничный карбюратор.

Серийное производство развернулось в марте 1925 года. К концу года капот стал ниже, и более плоским, появилась жёсткая закрытая кабина и упрощённый деревянный кузов, внедрён электрический стартер, а рулевое колесо перенесли на левую сторону. За семь лет было собрано около семи тысяч автомобилей.

-3

Специализированные модели

На базе АМО-Ф-15 создавались практически все виды специальных машин военного назначения, которые ранее отсутствовали в вооружённых силах СССР.

Одной из первых стала штабная версия АМО-Ф-15Ш 1926 года с открытым четырехдверным кузовом, задним багажником и глухим брезентовым тентом с целлулоидными стеклами. Внутри кузова были предусмотрены откидной столик и карманы для карт; фары комплектовались двумя дополнительными маленькими фонарями. Скорость загруженного автомобиля не превышала 42 км/ч.

-4

Также на базе стандартного шасси выпускались санитарные машины для Красной армии, однако они оказались неудобными из-за жёсткой подвески грузовика, что усложняло перевозку больных и раненых.

С 1927 года на базе АМО-Ф-15 завод № 6 Автопромторга, известный как Миусский завод пожарных машин, собирал простые пожарные автомобили с водяными насосами, лестницами и рукавными катушками. Такие машины обслуживали противопожарные команды крупных предприятий и городов. Аналогичные машины собирал ленинградский завод «Промет».

-5

Таким получилось начало славного пути важнейшего в истории страны автомобильного завода, который позже будет переименован в ЗИЛ (Завод имени Лихачёва).