Найти в Дзене
X5 Transport

Советская легенда: как появился первый советский автобус Я-6?

История автобусостроения в СССР начинается с разработки ярославского государственного автомобильного завода, который стал пионером в производстве тяжёлой автомобильной техники. Сегодня мы расскажем, как появился на свет первый советский автобус — Я-6 и по каким параметрам он смог обогнать свой британский аналог. Как всегда, помог нам в этом водитель АТП Краснодар Алексей Кузнецов! База для первого автобуса и нюансы производства Ярославский Государственный Автомобильный Завод был первым в Советском Союзе предприятием, которое выпускало тяжёлую автомобильную технику — как грузовую, так и пассажирскую. Первый автобус, выпущенный в Ярославле, — Я-6, был создан в 1929 году на базе удлиненного на 580 мм шасси грузовика Я-5. Цифра 6 в индексе грузовых шасси обозначала грузоподъемность в тоннах, а в шасси для автобуса — модель. Важно уточнить, что Ярославский завод не изготавливал автобусы полностью, а только шасси. Обусловлено это было тем, что у завода не было помещений, оборудования и спец
Оглавление

История автобусостроения в СССР начинается с разработки ярославского государственного автомобильного завода, который стал пионером в производстве тяжёлой автомобильной техники. Сегодня мы расскажем, как появился на свет первый советский автобус — Я-6 и по каким параметрам он смог обогнать свой британский аналог. Как всегда, помог нам в этом водитель АТП Краснодар Алексей Кузнецов!

База для первого автобуса и нюансы производства

Ярославский Государственный Автомобильный Завод был первым в Советском Союзе предприятием, которое выпускало тяжёлую автомобильную технику — как грузовую, так и пассажирскую. Первый автобус, выпущенный в Ярославле, — Я-6, был создан в 1929 году на базе удлиненного на 580 мм шасси грузовика Я-5. Цифра 6 в индексе грузовых шасси обозначала грузоподъемность в тоннах, а в шасси для автобуса — модель.

Важно уточнить, что Ярославский завод не изготавливал автобусы полностью, а только шасси. Обусловлено это было тем, что у завода не было помещений, оборудования и специалистов для изготовления довольно трудоёмкого по тем временам автобусного кузова. После сборки шасси их отправляли для создания 27-35-местных кузовов автобусов, которые строили в авторемонтных мастерских в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону (авторемонтные мастерские «Союзтранса»), Харькове, Тифлисе (кузовные мастерские «Закавтопромторга»).

Я-6, собранные в мастерских разных городов, немного отличались друг от друга, поскольку каждая мастерская по-своему изготавливала кузов — отсутствовал единый стандарт или документация по сборке кузовов. Поэтому Я-6 в каждом городе выглядел по-своему. Каркас представлял собой решетчатую деревянную конструкцию, обшитую снаружи стальным листом или, иногда, фанерой. Обшивка салона выполнялась из фанеры, крышу обтягивали дермантином.

В Ростове-на-Дону авторемонтные мастерские «Союзтранса» в 1930 году изготовили 14 закрытых и 16 открытых автобусов. Их каркас — решетчатую конструкцию — набирали из деревянных брусков разного сечения и обшивали снаружи стальным листом или фанерой. Обшивку салона делали из фанеры, планок типа «вагонка» и кожзаменителей.

Я-6 — первый советский автобус
Я-6 — первый советский автобус

Технические характеристики и сравнение с «Лейландом»

Автобусы Я-6 сравнивают с британскими автобусами Лейланд, которые ранее закупал СССР, поскольку первый советский автобус являлся полноценной заменой британского. По некоторым параметрам Я-6 превосходил «Лейланд».

Вместимость Я-6 составляла 35 человек, против 29 у «Лейланд». Английский автобус приходилось заводить вручную, а ярославская машина получила электрический стартер, что на тот момент было большим достижением.

Двигатель Я-6 был вдвое мощнее и развивал скорость до 50 км/ч, в то время как «Лейланд» достигал максимум около 30 км/ч.

Сцепление Я-6 включалось не так резко, как на «Лейланд», а нажатие на педаль требовало от водителя гораздо меньших усилий.

Технические характеристики Я-6:

  • Годы выпуска: 1929—1932 г.
  • Количество посадочных мест: 35
  • Масса: около 5,5 т.
  • Двигатель: Hercules
  • Мощность двигателя: 93 л.с.
  • Максимальная скорость: 50 км/ч
  • Расход топлива: 45 л/100 км
  • Длина: 7750 мм
  • Ширина: 2460 мм
  • Высота: 3000 мм
Британский аналог — автобус Leyland, курсировавший по улицам Москвы
Британский аналог — автобус Leyland, курсировавший по улицам Москвы

Дальнейшая судьба Я-6

Выпуск Я-6 был завершён в 1932 году из-за прекращения поставок американских двигателей Hercules-YXC. Ярославский автозавод был вынужден перейти на установку московского двигателя АМО-3 мощностью 60 л.с. и московской коробки передач, которые оказались недостаточно мощными для автобусов. Всего с 1929 по 1932 годы было выпущено 364 автобусных шасси.

Я-6 можно по праву считать первым советским автобусом. До этого в СССР производились небольшие автобусы, устанавливаемые на шасси грузовика АМО-Ф-15, но Я-6 стало первым шасси, созданным Ярославским автозаводом специально для автобуса.

-4