Найти в Дзене

Лидерство и университет

Лидерство и университет

Ожидание в аэропорту не прошло даром …. Результаты исследования «О чём молчат лидеры трансформации»натолкнули меня на дискуссию о лидерстве, особенно как фактора успеха или неудачи развития университета.

1. Лидерство это не врожденное качество для университета: университетская культура традиционно построена на принципе самоорганизации через широкую представленность коллегиальных органов, выборность, академических свобод, самовыражения и самоопределения. Это, в большей степени, коллективное управление. В тоже время оргструктуры, бизнес-процессы и лидерство, как качество, которому можно научить – это все из корпоративного мира. И сегодня мы наблюдаем интеграцию этих двух миров.

2. Ошибка назначения лидера: Из предыдущего тезиса следует, что главные вопросы про лидерство в университете - Откуда лидер берется? Как проявляется? Как он ассоциирован с должностями и административной работой? Во многом, данная тема остается недооцененной потому что лидер, зачастую, не выбирается командой, не проявляется в деятельности, а «назначается» на тот или иной трансформационный проект. И затем по мере реализации проекта он проявляется (или не проявляется) с теми или иными лидерскими моделями, что безусловно отражается на успехе. Следовательно, в университете нужно создавать культуру лидерства и полигоны проявления лидерских качеств.

3. Один в поле не воин: С точки зрения трансформации одного лидера мало, их должно быть много на разных уровнях управления, чтобы действительно трансформировать университет с учетом его масштаба деятельности и длительного жизненного цикла процессов.

4. Конфликт администратора и лидера: Любая трансформация - это риск, а следовательно работает против лидера как администратора. Например, лучшая образовательная программа, по умолчанию, это более дорогая в реализации программа. Научная лаборатория и исследовательская ставка может реализоваться только через 3–5 лет, а может не реализоваться вовсе. Вывод технологии на рынок может увязнуть в бюрократии на несколько лет (проверено на себе).

5. Лидер – гарант права на ошибку: но должен сделать все, чтобы ее избежать. Изменения это долго, и «долго» тут не только про временной промежуток, а про постоянное изменение окружения, кризисы, смену людей, усталость. И чем больше неопределенность, тем больше роль лидеров.

Мораль: в университете не каждый доктор наук – лидер, не каждый лидер – доктор наук. А самая главная работа руководителя – выбор людей.

P.S. Лидер, доктор наук тоже существует! :)