И речь в этой истории идёт не о речном трамвайчике, а о настоящем корабле, несущем службу возле границы страны. Проделки хищника — по случаю оказавшегося на борту медвежонка — до поры до времени забавляли молодых моряков, но потом косолапый даже помог задержать шпиона. Это сюжет фильма «Егорка», вышедшего в 1984 году и сильно раскритикованного киноведами. Но сейчас, надо отметить,
лента смотрится мило, хотя сюжет её всё же малореалистичен, а герои выглядят действительно добрыми и дружными, пусть и немного безотвествестнными.
Ностальгия по лучшему и советское кино — в новом формате! Присоединяйтесь к Клубу «Советские фильмы» в Telegram!
Кто же такой Егорка? А это тот самый медвежонок, которого спасли моряки сторожевого катера. Медведь оказался в море после сильного урагана, но, к счастью, люди его заметили. Мишку передали на большой корабль, но по настоянию кока Наливайко, сибиряка, хорошо знающего дикую природу, решили временно не отпускать не берег, а подождать, пока он окрепнет. И даже дали ему имя — Егорка. Но возникла проблема:
придирчивый и строгий боцман Игнат Петрович, сторонник дисциплины и порядка, наверняка будет против.
Молодые моряки воспользовались тем, что у боцмана плохое зрение, а очки он не носит, так что издали вполне может принять медвежонка, наряженного в форму, за человека. Из-за этого возникала масса курьёзов, а боцман засомневался было в собственном здоровье.
Но в итоге обман был раскрыт, Егорку приказано было списать на берег, а сделать это поручили его «покровителю» Наливайко. И вот на берегу случилось неожиданное: Егорка напугал высадившегося с аквалангом шпиона, и тот вынужден был ретироваться. Но, увы, предварительно выстрелив в Егорку. Чем завершились приключения, узнайте из фильма.
Снимал фильм режиссёр-дебютант Александр Яновский. Вообще-то в кино Александр Яновский работал уже больше 15 лет и успел стать опытным и востребованным оператором. Теперь же он решился попробовать себя в ином качестве — как режиссёр (но под руководством Эльдора Уразбаева, тогда руководившего киностудией имени Горького, где и создавался «Егорка»). Сценарий написал Всеволод Егоров, взяв за основу одноимённую повесть Петр Гаврилова. Кстати, повесть вышла за семь лет до войны, но в сценарии и в фильме действие перенесено в современность.
Роли в картине получили как маститые актёры во главе с Михаилом Пуговкиным (боцман), так и начинающие, имена которых вскоре зазвучат громко.
В фильме можно увидеть Геннадия Воронина (капитан корабля, где обжился Егорка), Сергея Десницкого (судовой врач), Бориса Гитина (шпион).
Новое поколение артистов представляли Геннадий Фролов в роли кока Наливайко (на счету совсем ещё молодого исполнителя тогда было уже несколько громких ролей),
Алексей Весёлкин в роли матроса Шуткина, Игорь Бочкин в роли матроса, заметившего мишку в море. А ещё тут можно увидеть совсем-совсем зелёных дебютантов Александра Балуева (капитан сторожевого катера),
который хоть и появился уже на экране пару раз, но совсем не запомнился и впервые играл более-менее заметную роль, и малоузнаваемого Игоря Золотовицкого.
Занятная история сложилась с выбором «актёра» на роль Егорки. Артиста, точнее артистку, нашли в цирковой группе «Танцующие медведи». Это была сообразительная и общительная медведица, которую звали Груша.
Разумеется, на площадке Грушу всё время сопровождали дрессировщики, но участник съёмок научились прекрасно ладить с медведицей, а особенно с ней подружился Геннадий Фролов. Когда съёмки окончились, Груша пошла на повышение — её пригласили в московский цирк на проспекте Вернадского.
Снимали «Егорку» на юге, в ялтинском филиале киностудии Горького, а ради некоторых сцен задействовали и настоящие пограничные корабли. Правда, завоевать симпатии критиков это не помогло: им лента не понравилась. Сценарий упрекали в надуманности, режиссёра — в притягивании эпизодов за уши, а сам фильм — в беспомощности. Сценарист Дмитрий Оганян разгромил ленту в газете «Советская культура», написав:
«С трудом досмотрел я ленту, испытывая чувство неловкости, похожее на то, какое бывает, когда видишь плохо подготовленного жонглёра».
Из-за критики или просто поняв, что режиссура — это не его, Александр Яновский вернулся к работе оператора и снял ещё ряд успешных картин, а в середине девяностых покинул страну.
Что касается зрителей, то они были настроены куда более благожелательно. «Егорка» — это семейная история, которую интересно смотреть и взрослым, и детям, и в прокате она показала себя не так уж плохо. Любопытно, что и сегодня, через сорок лет после премьеры, «Егорка» вызывает в основном положительные отклики. Что, в общем-то, справедливо: фильм и в самом деле симпатичный, а проделки шкодника-медведя заставляют улыбаться (хотя, признаться, я сочувствовала матросам, напоказ аппетитно евшим борщ, в который Егорка высыпал полную пачку соли).
Исполнитель одной из главных ролей Михаил Пуговкин ленту назвал слабой, отметив, что режиссёр не справился со своей задачей. А вы согласны с актёром? Как вам «Егорка»?