Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Абсурдистский фильм знаменитого советского актёра (и дебют Евгения Миронова в кино)

Александр Кайдановский был одним из самых востребованных актёров, но всегда мечтал сам заниматься режиссурой. В начале восьмидесятых он окончил Высшие режиссёрские курсы и сразу начал ставить ленты, причём зачастую сценарии тоже писал самостоятельно. Так случилось в 1988 году: Кайдановский написал фантасмагорический сценарий о странной жизни в странном городе, который воплотился в фильм «Жена керосинщика».

Кадр из фильма «Жена керосинщика»
Кадр из фильма «Жена керосинщика»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Жанр «Жена керосинщика» поначалу мыслился как психологический детектив, в котором

настоящее переплетается с прошлым, а события так плотно связаны друг с другом, что их сложно отделить одно от другого.

Александр Кайдановский решил прикоснуться к невероятно популярной тогда теме сталинских репрессий и их последствий для страны, причём посмотрев на всё через призму психологии, проникнув в души персонажей.

Фото со съёмок. Александр Балуев
Фото со съёмок. Александр Балуев

Это было своего рода переложение истории о Каине и Авеле, и именно поэтому главные герои фильма — братья-близнецы Удальцовы, один из которых крупный местный чиновник, другой — опустившийся керосинщик.

Удальцовых Кайдановский представлял как зло и добро, сосуществующее рядом и нераздельно, как две грани единого образа.

Для этой роли нужен был актёр, который одинаково хорошо воплощал бы и ангельское, и демоническое начало, и выбор режиссёр остановил на молодом, но уже известном среди театралов артисте Александре Балуеве. Александр уже несколько раз снялся в кино, хотя роли не были особо выдающимися. В «Жене керосинщика» он чуть ли не впервые стал центральным персонажем, и после этой работы его заметили.

Кадр из фильма. Александр Балуев
Кадр из фильма. Александр Балуев

Роль Ольги, той самой роковой жены, получила молодая актриса Анна Мясоедова, дебютантка без опыта съёмок. Анне предстояла непростая работа (в том числе и потому, что «Жена керосинщика», как и любой позднесоветский фильм, включала весьма пикантный эпизод), но в целом ей всё удалось. Правда,

работала в кино Анна недолго: довольно скоро она уехала из СССР и продолжила карьеру в Европе.

В образе флейтиста, немного наивного, чувственного, не лишённого ребячества, возлюбленного Ольги, Кайдановский хотел увидеть артиста безвестного, но возвышенного, интеллигентного. Претендента нашли в Школе-студии МХАТ. Это был студент Евгений Миронов, которого после проб и утвердили.

Кадр из фильма. Анна Мясоедова и Евгений Миронов
Кадр из фильма. Анна Мясоедова и Евгений Миронов

Кстати, в кадре Евгений появляется брюнетом и смотрится это весьма необычно. «Жена керосинщика» стала первым шагом в кинокарьере для актёра, режиссёры оценили его дарование, а уже совсем скоро Валерий Тодоровский пригласит Евгения в драму «Любовь», которая станет для него первым звёздным часом.

Кадр из фильма. Евгений Миронов и Анна Мясоедова
Кадр из фильма. Евгений Миронов и Анна Мясоедова

Также в кадре появились начинающий тогда Сергей Векслер в образе уголовника (это амплуа надолго прилипнет к нему), Галина Стаханова, непрофессиональная актриса, героиня эпизодов, которая снимается с начала шестидесятых.

Отдельно отмечу Станислава Чуркина, ленинградского актёра, сыгравшего в «Жене керосинщика» священника. Станислав давно всерьёз интересовался религией и думал о церкви. Александр Кайдановский познакомился с ним, работая над дипломной лентой, экранизацией повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича» (фильм, созданный в 1985 году, получил название «Простая смерть…»).

Там Чуркин тоже сыграл священника и в том же образе перешёл в новую картину Кайдановского. «Жена керосинщика» стала его последней киноработой, в начале девяностых Станислав Чуркин окончательно посвятил себя религии.

Кстати, из «Простой смерти…» Кайдановский прихватил в «Жену керосинщика» и актёров Витаутаса Паукште и Михаила Данилова.

Фото со съёмок. Николай Исполатов, которого озвучил сам Александр Кайдановский
Фото со съёмок. Николай Исполатов, которого озвучил сам Александр Кайдановский

Призрачным, полуреальным-полуфантастическим городом, где разворачиваются мистические события, стал Калиниград, а часть сцен сняли в Гвардейске, небольшом городке поблизости. Как и замышлял Кайдановский, на экране

город получился разрушенным, мёртвым, удушающим всех, кто там находится.
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Фильм вообще снят в тёмной, болотно-пыльной гамме, а фон зачастую оказывается нечётким, немного размытым. Такое оформление призвано было подчеркнуть разлагающую атмосферу времени, растерзанность душ, обесчеловечивание человека.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Когда «Жена керосинщика» увидела свет, отзывы оказались ожидаемо противоречивыми. Кто-то счёл картину чрезмерно авторской, другие увидели в ней явное подражание Андрею Тарковскому, третьи не оценили замысла в целом. Я, пожалуй, отнесу себя к третьим и соглашусь с мнением критика:

«Пишут же о живописцах — буйство красок, смешение стилей, жанров, манер, течений, направлений.<...> У Кайдановского все это как бы есть — смешения, смещения, переплетения, краски... Но он так несвободен в отношениях с собственной свободой, что получается слишком красиво, слишком запутанно, слишком глубокомысленно».

А вы смогли разгадать ребусы и загадк, которые задал Александр Кайдановский?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: