Владимир Грамматиков начинал как режиссёр добрых семейных комедий. Его дебютная лента «Усатый нянь» (1977) моментально стала популярной, а упрочила славу Грамматикова комедия «Шла собака по роялю» (1978). После режиссёр продолжил работу в том же жанре, но в начале восьмидесятых сделал резкий поворот, сняв драматичный музыкальный фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (1982), а спустя два года — не менее напряженную ленту «Вера. Надежда. Любовь» (1984) о временах Гражданской войны.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий «Солдат и поэт» написал писатель Валерий Залотуха.
Это был его дебют как кинодраматурга и, как оказалось, удачный.
В руки режиссёра сценарий Залотухи попал случайно, но сразу его заинтересовал. Фильмов о Гражданской войне в советском кино было много, в том числе о историй о детях на войне, бывших очевидцами, а то и участниками тех событий.
Грамматикову хотелось сделать собственную картину, но не похожую на другие, с собственной интонацией, направленностью, со своим особым языком, стилем.
Сценарий «Солдат и поэт» отлично вписался в представление режиссёра о будущей драме, так что он с удовольствием взялся за экранизацию.
Первыми в съёмочную группу попали оператор Александр Антипенко, с которым Грамматиков познакомился и сработался на предыдущих съёмках, и композитор Алексей Рыбников, постоянный соратник режиссёра, уже неоднократно писавший музыку для его фильмов. А вот подбор актёров шёл с трудом.
Сначала нашли героиню, 16-летнюю Соньку, приютившую главных героев. Её роль получила Марина Левтова. Правда,
Марине было уже 23, но она по-прежнему сохраняла девичью хрупкость, так что образ совсем юной девушки ей удался.
Потом в ансамбль попали Наталья Хорохорина (в титрах — Харахорина), Александр Филиппенко, Виктор Шульгин, Леонид Белозорович. Одну из первых ролей у Грамматикова сыграл Алексей Весёлкин, в будущем — телеведущий. Но исполнителей центральных ролей, юного поэта и солдата, так и не было.
Сюжет фильма «Вера. Надежда. Любовь» построен как трудное путешествие мальчика Вани, у которого деревенский учитель обнаружил поэтический дар, и его 40-летнего спутника Сорокина, обычного русского мужика-солдата, в Москву.
По пути они сталкиваются с белыми, красными, бандитами, сельчанами и горожанами, нечаянно встречаются с той самой несчастной Соней, которую продали за мешок картошки офицеру, лишь бы не голодала семья. И в итоге до столицы всё-таки добираются.
Эти двух персонажей очень не хватало, Владимир Грамматиков искал артистов придирчиво и без колебаний отвергал неподходящих, хотя пора было начинать съёмки.
На помощь неожиданно пришла Виктория Токарева, с которой режиссёр познакомился, работая над картиной «Шла собака по роялю». Она посоветовала сходить на спектакль «Порог» в театр имени Станиславского, где ей приглянулся один из актёров.
Грамматиков совету последовал и действительно сразу же понял, что мужик Сорокин теперь есть. Актёром, сыгравшим эту роль, стал Владимир Стеклов. Тогда он был ещё начинающим, снялся в паре картин во второстепенных ролях, а в «Вере. Надежде. Любви» впервые сыграл главную. Кстати,
по сценарию Сорокину было 40, а вот Владимиру Стеклову — 36.
Но разница на экране незаметна, грим сделал своё дело.
Поэта Ваню тоже нашли случайно. В 1983 году вышел фильм «Детский сад», который снял поэт Евгений Евтушенко по собственному сценарию. Мальчика-танцора там сыграл Серёжа Бобровский. На него-то и обратил внимание Владимир Грамматиков и пригласил в группу. Сам Сергей, тогда 16-летний, учился в девятом классе хореографического отделения детской студии хора имени Пятницкого и планировал связать жизнь именно с танцами, а не с кино. Так и случилось:
снявшись в двух фильмах, он на экране больше не появлялся.
На съёмках Серёжа Бобровский и Владимир Стеклов подружились, старший коллега опекал младшего и помогал ему, потом Серёжа говорил, что это были счастливые моменты в его жизни.
Осенью 1985 года фильм «Вера. Надежда. Любовь» выпустили в прокат. Нельзя сказать, что картина стала событием. Напротив, прошла она довольно средне, большого интереса не вызвав. В целом фильм получился неплохой, хотя я, начитавшись негативных отзывов, начинала смотреть его с предубеждением. И соглашусь с теми, кто считает, что
главное украшение (и открытие) картины — Владимир Стеклов, сыгравший безграмотного, но добросердечного, с истинно русской душой крестьянина,
умеющего и поддержать, и насмешить, и наподдать, когда требуется.
А вы знакомы с этой работой Владимира Грамматикова? Какие у вас впечатление породили «Вера. Надежда. Любовь»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой: