«Никакая это не комедия. Фильм загримирован под музыкальную комедию, вот и всё. Главная же задача фильма такая: демонстрировать интерьеры и одежду. Перед нами киножурнал мод. Если это понять, всё сразу становится на место…», —
так припечатала дебютную комедию режиссёра Владимира Басова «Нейлон 100%» (1973) кинокритик Наталья Иванова в рецензии в журнале «Искусство кино».. В какой-то степени с этим можно согласиться: фильм действительно интересен визуально. А ещё в нем просто зашкаливающее число знаменитостей, и даже в эпизодах заняты известнейшие советские актёры. Но, увы, это не спасло ленту от провала: Владимир Басов получил сплошные негативные отзывы о первой комедийной картине и больше никогда к этому жанру не возвращался. И это удивительно и странно: Владимир Басов сам был блистательным комедийным артистом, и многие его роли такого плана сегодня — классика, но почему-то как режиссёр-комедиограф он не состоялся.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Основой сюжета стал фельетон сатирика Самуила Шатрова «Нейлоновая шубка», написанный в 1962 году. Тогда благодаря сотрудничеству науки и промышленности началось интенсивное производство синтетических волокон и многие не сомневались, что именно за синтетикой будущее. Эффектная (но, по правде говоря, не слишком-то практичная) шуба стала мечтой многих модниц. И именно шуба из 100-процентного нейлона — это фактически главная героиня сюжета. Кстати, фельетон Самуила Шатрова имел подзаголовок — «Правдивые новеллы о её владельцах и других не менее любопытных персонажах», и небольшие эпизоды о разных владельцах шубы и составили киноисторию. Сам Владимир Басов заявлял будущий фильм как водевиль, комическую музыкальную ленту. В начале съёмок он дал интервью, где раскрыл идею будущей работы:
«Понимаю, что преодолев порог серьёзности, вступил на скользкую дорожку, но, надеюсь, это не совсем опрометчивое решение, учитывая, что и в драматических моих картинах зритель улыбался не так уж редко».
Сценарий «Нейлон 100%» — результат сотрудничества Самуила Шатрова и Владимира Басова, который уже неоднократно выступал как сценарист собственных лент. И, несмотря на то, что фильм был комедийным, к съёмкам Басов отнёсся более чем серьёзно. Не в последнюю очередь и потому, что в фильме было запланировано множество музыкальных номеров. Сложности были и в том, что петь предстояло актёрам, которых не причисляли к поющим (в том числе, и самому Басову), и в том, что водевильные вставки должны были органично вписаться в повествование.
Сюжет вертится вокруг той самой синтетической шубы, писка моды, вершиной грёз истинных щеголих. Впервые шуба появляется, прибыв из-за границы: её привозит супруге в качестве презента учёный, побывавший в заграничной командировке. Увы, шубка оказывается не по размеру, поэтому владелица сдаёт её в комиссионку. После этого модный предмет гардероба начинает переходить от одного владельца к другому, то и дело по разным причинам возвращаясь всё в ту же комиссионку. Но в итоге синтетический мех всё же находит того, кому он действительно подходит.
Актёрский ансамбль в комедии поистине уникален:
согласие сниматься у Владимира Басова, который сам к тому моменту имел десятки великолепных актёрских работ и снял несколько блестящих фильмов как режиссёр, дали первые звёзды страны.
Одну из ролей, адвоката, мужа модницы-бездельницы, Владимир Басов сыграл сам. А его экранной женой Ингой, красавицей, охотящейся за прелестной шубкой, стала реальная супруга Валентина Титова, которая неизменно снималась появлялась в фильмах супруга.
Кстати, для Басова «Нейлон 100%» стал, можно сказать, семейной работой: в эпизодах он снял и собственного сына от брака с Валентиной Титовой 7-летнего Сашу.
Была тут и ещё одна семейная пара — Евгений Евстигнеев и Лилия Журкина (в титрах указанная как Евстигнеева), которые тоже предстали супругами: Евгений Евстигнеев сыграл стоматолога-надомника, Лилия Журкина — его жену.
Их дочь, которую отец так упорно пытался оставить в Москве после окончания института и которая самовольно вышла замуж и уехала-таки из столицы вслед за мужем, сыграла Лариса Барабанова, которая была младше Лилии Журкиной всего на девять лет.
Колоритных невесту и жениха-метателя молота изобразили Наталья Крачковская и Леонид Каневский, а несговорчивым папенькой невесты стал Владимир Этуш.
И, безусловно, неотразимы были спекулянты из комиссионки — обаятельный и говорливый Веня в исполнении Леонида Куравлёва и саркастичная Матильда, сыгранная Риммой Марковой.
В других ролях Нина Агапова, Светлана Харитонова, Микаэла Дроздовская, Муза Крепкогорская,
Николай Парфёнов, Борис Новиков, Михаил Погоржельский, Михаил Пуговкин, Эраст Гарин, Николай Сергеев, Юрий Волынцев.
В эпизодах ищите Рину Зелёную, Маргариту Криницыну, Раднэра Муратова, Юрия Белова, Станислава Чекана, Виктора Филиппова. И это далеко не весь список исполнителей!
Пожалуй, не найдётся больше советских фильмов, где было бы такое запредельное число знаменитостей на минуту картины.
Съёмки прошли в Москве и Краснодаре. Московские пейзажи прекрасно опознаются. Операторы много поработали в центре, и, например, улица Горького (сейчас Тверская) местами почти не изменилась. Краснодарские улицы и площади тоже, как пишут, легко узнать, за полвека многие уголки города сохранились почти полностью.
Вышедший в августе 1973 года «Нейлон 100%» критики разнесли. Да и зрители невысоко оценили ленту. Основная претензия была в том, что эпизоды слишком причудливо чередуются, а герои сменяют друг друга, пропадая в небытиё. Интересно при этом, что исполнительское мастерство участников съёмок большей частью хвалили, проблему видели в самом сценарии и режиссёрском подходе. Наталья Иванова в рецензии, цитата из которой приведена в начале, сетовала, что больше всего в фильме ей запомнились красивые причёски, костюмы, квартиры, дома, улицы и магазины, но не сюжет.
С иронией она отметила, что, увы, роскошными репризами и шутками затмили собственные наряды, например, Владимир Этуш и Евгений Евстигнеев (имея в виду, что их игра была так хороша, что остальное не имело значения). Зато критик проехалась по Валентине Титовой:
«Единственно кто великолепно справился с задачей — это В. Титова. Ей удалось, храня одно и то же выражение лица во всех ситуациях, ничем не отвлечь внимания зрителя от пальто, костюмов, платьев и париков. А именно это и требовалось».
В итоге фильм хоть и посмотрела приличная по показателям аудитория, он быстро забылся и явно не относится к режиссёрским удачам Владимира Басова.
Кстати, заметила в ленте прозвучавшую в кадре занятную реплику Михаила Пуговкина: «Сколько государство к вам обращалось — храните деньги в сберегательной кассе!». Очень уж она напоминает фразу, прозвучавшую в комедии другого режиссёра, куда более успешной (подсказка: Михаил Пуговкин там тоже снимался, но реплику произнёс не он). А вам?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: