Найти в Дзене

Акватория жизни Николая Семенова — как бывший теплотехник изменил судьбу всего Северо-западного речного пароходства

При Николае Семенове в СЗРП произошли масштабные преобразования. Фото из архива Северо-Западного пароходства. Ветеран Великой Отечественной войны, блокадник, фронтовик Николай Семенов более 45 лет посвятил флоту, 20 из них он возглавлял Северо-Западное речное пароходство. При Николае Ивановиче предприятие вышло в лидеры, был перезапущен Волго-Балт, а его смелая идея о круглогодичной навигации судами «река-море» произвела настоящий фурор. В тему: ⚓ Капитан Бармин и его кочегар – великий летчик Чкалов. Любовь к пароходам — с детства Николай Семенов родился 13 ноября 1919 года в старинном речном городе Старая Русса Новгородской губернии в многодетной семье бухгалтера лесосплавной конторы. Весной речка Полисть превращалась в сплавной поток — воды не было видно, одни бревна. Работы у отца было много, нужно было прокормить жену и четырех сыновей (Николай — самый младший). Мальчишки росли неугомонными. Николай Иванович вспоминал, как с братьями бегали на Красный берег, на набережную, встречат
Оглавление
При Николае Семенове в СЗРП произошли масштабные преобразования. Фото из архива Северо-Западного пароходства.
При Николае Семенове в СЗРП произошли масштабные преобразования. Фото из архива Северо-Западного пароходства.

Ветеран Великой Отечественной войны, блокадник, фронтовик Николай Семенов более 45 лет посвятил флоту, 20 из них он возглавлял Северо-Западное речное пароходство.

При Николае Ивановиче предприятие вышло в лидеры, был перезапущен Волго-Балт, а его смелая идея о круглогодичной навигации судами «река-море» произвела настоящий фурор.

В тему:

Капитан Бармин и его кочегар – великий летчик Чкалов.

Любовь к пароходам — с детства

Николай Семенов родился 13 ноября 1919 года в старинном речном городе Старая Русса Новгородской губернии в многодетной семье бухгалтера лесосплавной конторы. Весной речка Полисть превращалась в сплавной поток — воды не было видно, одни бревна. Работы у отца было много, нужно было прокормить жену и четырех сыновей (Николай — самый младший).

Мальчишки росли неугомонными. Николай Иванович вспоминал, как с братьями бегали на Красный берег, на набережную, встречать и провожать колесные пароходы, которые ходили по Полисти и причаливали к пристани. Особенно запомнились нашему герою колесники «Печник», «Энергичный» и «Всероссийский староста Калинин». Любовь к реке и судам определила в дальнейшем его судьбу.

Отправление парохода из Старой Руссы. Николай Семенов любил бегать с братьями на пристань. Любовь к реке сказалась на выборе пути. Открытка нач. XX века.
Отправление парохода из Старой Руссы. Николай Семенов любил бегать с братьями на пристань. Любовь к реке сказалась на выборе пути. Открытка нач. XX века.

Николай любил учиться, с удовольствием изучал историю, математику, химию, географию и литературу. Обожал стихи Пушкина, особенно про Петербург, в котором, побывав однажды, мечтал жить. Поэтому, окончив в 1937 году школу, он решил ехать в город на Неве. Во взрослую жизнь Николай отправился не один — в школе он познакомился с Катей Савиной, которая станет его женой. Именно она будет рядом всю его жизнь.

Николай поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), сейчас знаменитая Макаровка, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. По совету отца выбрал инженерно-экономический факультет. Екатерина пошла в мединститут, на педиатрию. Наш герой учился блестяще и окончил вуз с красным дипломом. Правда, получил его только после Победы.

Читайте также:

Волга по наследству. Как волжский капитан Матвей Канатов прославил речную династию.

Николай Семенов — студент Ленинградского института водного транспорта. Фото из семейного архива/flagman-news.ru.
Николай Семенов — студент Ленинградского института водного транспорта. Фото из семейного архива/flagman-news.ru.

Через блокаду — добровольцем на флот

Великая Отечественная война застала Николая Семенова за тысячу километров от дома — в речном пароходстве, на производственной практике. Вчерашних студентов срочно вызывали в Ленинград. Вернулись в конце августа 1941-го, а 8 сентября началась блокада. Николая приняли на работу в ЛИИВТ рабочим — следить за отоплением и водопроводом. К тому же он служил в местной противовоздушной обороне — дежурил на крышах, тушил зажигательные бомбы, строил бомбоубежища.

Организм парня не выдержал тяжелейших условий: из-за дистрофии Николая вместе с однокурсниками эвакуировали по Дороге жизни. Немного поправив здоровье в Ярославской области, ребята отправились в Ульяновск, куда перевели Наркомат речного флота СССР. Кстати, невеста Николая Екатерина Савина осталась в Ленинграде, почти 900 дней блокады работала участковым врачом, помогая защитникам города. В 1943-м одной из первых она получила медаль «За оборону Ленинграда».

Екатерина Васильевна Савина стала спутницей Николая Семенова — со школьной скамьи и на всю жизнь. Фото из семейного архива/flagman-news.ru.
Екатерина Васильевна Савина стала спутницей Николая Семенова — со школьной скамьи и на всю жизнь. Фото из семейного архива/flagman-news.ru.

В Ульяновске Николай и его однокурсники не задержались — их распределили в Верхне-Амурское пароходство. Пришлось перемахнуть через всю страну — в Благовещенск. Но ребятам не сиделось на гражданке — они рвались на фронт. Их многочисленные просьбы услышали, правда, отправили их не на запад, где разворачивались главные события, а на Дальний Восток, на войну с Японией. В 1942—1945 гг. Семенов служил на Тихоокеанском флоте, на границе с Маньчжурией.

После победы над Японией наш герой вернулся в Ленинград. Первым делом зашел в родной институт, прямо в шинели и гимнастерке, — обменять временное удостоверение об окончании вуза на диплом с отличием. На груди сверкали медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией» и орден Отечественной войны II-й степени.

Инженеру-фронтовику, отличнику предложили остаться в Министерстве речного флота СССР и работать в Москве. Но он выбрал другой путь — восстанавливать речное хозяйство.

В тему:

Рекорд «Степана Разина»: как капитан Николай Чадаев караван барж по Волге водил.

Николай Семенов добровольно ушел на Тихоокеанский флот во время войны. Фото из архивов.
Николай Семенов добровольно ушел на Тихоокеанский флот во время войны. Фото из архивов.

На пути перемен

В 1946 году у нашего героя началась новая, мирная жизнь, в которой он пройдет успешный путь от сотрудника пристани до начальника пароходства и многое сделает для флота и водников. Николай Семенов начал карьеру с должности руководителя коммерческой службы Череповецкого порта Шекснинского речного пароходства (Вологодская область) и через год уже стал замначальника порта.

Кстати, историю Череповца, порта пяти морей, читайте в нашем материале.

Николай Семенов женился на своей невесте Екатерине, которая перебралась к нему с Невы на Шексну, приток Волги. Но обосноваться на новом месте молодожены толком не успели. Талантливый и целеустремленный речник Николай Семенов отлично показал себя в Череповецком порту, и в 1950 году его отправили повышать квалификацию в Ленинградскую академию морского и речного флота. Он вернулся в любимый город. На учебе он познакомился с Евгением Архиповым, начальником Амударьинского пароходства. После академии он возглавил новое управление портов в Минречфлоте и пригласил в свою команду Семенова. Так наш герой перешел на работу в центральный аппарат министерства на Петровке в Москве, где трудился два года старшим инженером, начальником сектора отдела портов.

В 1950-е годы страна постепенно преодолевала экономический урон, нанесенный войной, восстанавливалось речное хозяйство, развивалась инфраструктура. Задач у речников было много, и одна приоритетнее другой — увеличение пропускной способности речных портов, создании единой глубоководной системы, обновление флота, строительство судов для работы на крупных водохранилищах, внедрение новых методов работы. Все эти задачи ложились на плечи молодых инициативных руководителей, в том числе Николая Семенова.

Интенсивное развитие отрасли требовало реструктуризации старых производственных схем и отношений. После реорганизации Минречфлота из союзного в республиканское ведомство (РСФСР) взялись за объединение ресурсов судоходных предприятий. Так, к Северо-Западному речному пароходству присоединяли Шекснинское пароходство, которое на тот момент возглавлял Николай Семенов. Он активно участвовал в реорганизации, став начальником созданного Шекснинского районного управления и по совместительству замначальника СЗРП.

В середине 1950-х Северо-Западное речное пароходство контролировало 6 заводов, несколько судоремонтных мастерских, леспромхоз, три узла связи, конторы транзитного флота и другие организации. Теперь его «шекснинский рубеж» примыкал к северной границе ВОРП. Пройдут годы, и пароходства станут частью одного большого предприятия…

После окончательной реорганизации СЗРП в 1956 году Николай Семенов переехал в Ленинград, теперь уже навсегда. 4 года работал в должности начальника Ленинградского речного порта, решал управленческие задачи, тестировал экономические подходы, параллельно погружался в специфику функционирования пароходства, чтобы в начале 1960-х сделать главный шаг в карьере. Этот этап продлится 20 лет и будет связан со значимыми достижениями в работе водного транспорта северо-запада.

В тему:

«Волгарь — звучит гордо»: как кочегар стал министром речного флота — необычная судьба Сергея Кучкина.

Н.И. Семенов. Фото из архивов.
Н.И. Семенов. Фото из архивов.

Эпоха Семенова

В 1960-м Николая Семенова назначили первым заместителем начальника СЗРП, а через год поставили во главе предприятия. Это был его звездный час. Работа стала вторым домом для Николая Ивановича — нужно было многое успеть. По словам историков, с двадцатилетней эпохой Семенова связаны масштабные преобразования в жизни пароходства. Экономист по профессии и стратег по духу, Семенов решил вывести в лидеры пароходство, которое, по оценкам экспертов, долгие годы было убыточным. Для этого он использовал передовые практики управления и научной организации труда, новейшие технологии, в том числе автоматизацию.

«При Николае Семенове в северо-западном регионе начали активно развиваться речные порты. Характерный пример — создание Василеостровского и Невского грузовых районов Ленинградской речной гавани, открытие пассажирского порта. Крупным перевалочным портом стал Череповец, где сформировался транспортный узел «железная дорога – река», прообраз будущих логистических центров. Ремонтные мастерские превращались в современные судостроительно-судоремонтные заводы, оснащенные новыми цехами, портальными кранами, транспортным оборудованием. Так, на Череповецком заводе начали строить нефтеналивные суда и сухогрузы грузоподъемностью 4000 тонн», — рассказал журналист и писатель Николай Астафьев, который изучал биографию Семенова и не раз брал у него интервью.

Расширение инфраструктуры и обновление флота было нацелено на развитие судоходства благодаря запуску в 1964 году Волго-Балтийского водного пути, в подготовке и транспортном освоении которого начальник СЗРП принял самое активное участие. В итоге уже в первый год объем перевозок вырос настолько, что удалось преодолеть убыточность пароходства.

С момента открытия Волго-Балтийского канала каждый волжский город фактически стал портом пяти морей — Каспийского, Белого, Балтийского, Азовского и Черного. А Волга превратилась в полноценную транспортную магистраль европейской части России.
 Волго-Балтийский канал. Фото fleetphoto.ru.
Волго-Балтийский канал. Фото fleetphoto.ru.

Эксперты называют революционной инициативу Николая Ивановича о круглогодичной навигации судами смешанного (река-море) плавания. Она кардинально меняла традиционные представления о судоходном сезоне. Суда смешанного плавания обеспечивают высокую экономическую эффективность при грузоперевозках — не требуется перевалка груза с морских на речные суда, их можно эксплуатировать круглогодично в незамерзающих морях зимой, когда прекращается речная навигация.

Над этой концепцией Николай Семенов работал с 1950-х. Правда, когда он озвучил идею на коллегии Минречфлота, многие водники восприняли ее скептически. Даже опытный речник Константин Коротков, начальник Волжского пароходства, посчитал ее слишком смелой для того времени.

Но именно Северо-Западное речное пароходство под руководством Николая Семенова в 1960-е годы первым вышло на межбассейновые бесперевалочные перевозки судами «река-море». В 1970-е СЗРП проложило первые рейсы в иностранные порты, подключившись к организации внешнеторговых перевозок грузов и значительно расширив торговые контакты. Тогда же сформировался прообраз водного коридора «Север-Юг».

Круглогодичная навигация судов СЗРП. Фото из архива Волжского пароходства.
Круглогодичная навигация судов СЗРП. Фото из архива Волжского пароходства.

«На долю пароходства к началу 1970-х приходилось около 75% от общего числа грузов, перевезенного структурами Минречфлота без перевалки в устьевых портах Европы. Суда смешанного (река-море) плавания, принадлежавшие СЗРП, работали на дальних линиях в Балтийском, Северном, Белом, Черном, Каспийском, Средиземном, Адриатическом морях. Движение судов СЗРП по реконструированному Сайменскому каналу, который связывал финское озеро Сайма с Финским заливом у Выборга, обеспечивало удобный выход советских лесных грузов на внешний рынок. Во всех этих достижениях просматривался гигантский личный вклад Н.И. Семенова и команды его коллег-единомышленников», — писал историк, доцент Артем Маслов.

Под руководством Семенова флот пароходства пополняли новые суда смешанного плавания и крупнотоннажные речные теплоходы, трех- и четырехпалубные пассажирские лайнеры. Николай Иванович поддержал и успешно внедрил экспериментальный метод совмещения профессий штурмана и судового механика, что, по оценкам специалистов, значительно сократило численность персонала и на 25% повысило производительность труда. Подробнее о совмещенке читайте в нашей статье:

Совмещение на флоте и в жизни: капитан-наставник-новатор Мефодий Кравцов.

За успешное выполнение задач по перевозке грузов коллектив Северо-Западного речного пароходства во главе с Николаем Семеновым в феврале 1971 года наградили орденом Октябрьской революции.

Николай Иванович уделял большое внимание материально-технической базе предприятия, решал жилищные и бытовые вопросы речников, стремился повышать уровень подготовки кадров плавсостава, особенно для работы на море и в сложных условиях судоходства (например, для проводки судов через Невские мосты).

Выйдя на пенсию, Николай Иванович Семенов не терял связи с коллегами, часто рассказывал о своем большом пути в профессии. Фото Николая Астафьева.
Выйдя на пенсию, Николай Иванович Семенов не терял связи с коллегами, часто рассказывал о своем большом пути в профессии. Фото Николая Астафьева.

«За каждым делом стоят люди»

Многое успел за свою долгую и насыщенную жизнь Николай Иванович Семенов. Несмотря на то, что дневал и ночевал на работе, защитил диссертацию, став кандидатом технических наук. Награжден орденом Ленина, «Знаком Почета», медалями и другими наградами. Николай Иванович вышел на заслуженный отдых в 1981 году, но до последнего дня не терял связь с коллегами, интересовался жизнью в пароходстве, делился воспоминаниями и экспертным мнением по тому или иному вопросу в отрасли. Его не стало в сентябре 2022 года.

«Экономика должна быть человечной. Труд был и остается основой благосостояния общества. За каждым делом стоят люди, и о них надо помнить и заботиться, независимо от того, где они трудятся — на воде, на суше, в цехах или на полях… Мы появляемся на свет не только для того, чтобы удовлетворять личные потребности. У каждого своя миссия, свое призвание… Это ведь так просто: человек должен красить свое место, а не наоборот. Для этого надо всего лишь любить Россию и честно работать. Я думаю, что прожитая мною жизнь не прошла бесследно и мой личный опыт кому-нибудь пригодится», — говорил Николай Иванович Семенов в интервью.