Найти в Дзене

«Волгарь — звучит гордо»: как кочегар стал министром речного флота — необычная судьба Сергея Кучкина

Оглавление
Сергей Кучкин — министр речного флота РСФСР. Художник: Шумейко А.А. Картина из Музея Министерства транспорта РФ.
Сергей Кучкин — министр речного флота РСФСР. Художник: Шумейко А.А. Картина из Музея Министерства транспорта РФ.

«"Волгарь" всегда звучало гордо. Это патриот и труженик Большой Волги, работающей на всю страну», — говорил Сергей Андреевич Кучкин (1910-1981). История знаменитого речника впечатляет: простой волгоградский парнишка прошел путь от кочегара парохода до начальника Волжского пароходства и министра речного флота РСФСР, руководил грандиозными проектами, которые помогли создать в России флот, один из крупнейших в мире.

Коренной волгарь Сергей Кучкин внес большой вклад в запуск Волго-Балтийского водного пути, создание Рыбинского, Горьковского, Куйбышевского и Волгоградского гидроузлов и организовал смешанные перевозки «река-море» на судах нового типа.

Сегодня его имя носит один из самых популярных круизных лайнеров на Волге: четырехпалубный теплоход «Сергей Кучкин» стал лучшим по итогам навигации-2023. О неординарной судьбе Сергея Андреевича, личности и теплохода, рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

В тему:

Рекорд Волги: как речная династия Сычевых отработала 300 навигаций.

С. Кучкин во время Сталинградской битвы — замначальника Нижне-Волжского речного пароходства. Фото из архива Государственного исторического музея.
С. Кучкин во время Сталинградской битвы — замначальника Нижне-Волжского речного пароходства. Фото из архива Государственного исторического музея.

На флоте взрослели рано

На Волге немало династий. Так и Сергей Кучкин, сын рабочего-водника, росший на реке в Царицыне (ныне Волгоград), по примеру отца связал свою жизнь с флотом.

В 15 лет парень пришел на судно Волжского пароходства простым кочегаром. Позже стал конторщиком, затем делопроизводителем в Сталинградской конторе госпароходства. В 1928-м Сергей Кучкин возглавил комсомольско-молодежную пристань Балыклей, позже — Волго-Донской участок и речной вокзал Сталинградского порта.

В 1938 году наш герой стал заместителем начальника Нижне-Волжского пароходства (Сталинград). На этом посту Сергей Кучкин трудился всю Великую Отечественную войну, вплоть до 1946 года. Во время Сталинградской битвы Сергей Андреевич организовывал эвакуацию населения города по реке, в составе группы оперативных работников руководил движением флота на участке Астрахань — Красноармейск. За заслуги во фронтовых и прифронтовых перевозках, эвакуации раненых, доставке грузов Кучкин отмечен правительственными наградами.

Сохранилась статья из газеты «Смена» 1974 года, где Сергей Андреевич вспоминал войну и свое знакомство с Владимиром Кирилловым, прославленным капитаном волжского флагмана. А тогда он был просто Володей, совсем молодым новоиспеченным штурманом. Буксирный пароход, на который определили Кириллова, попал под бомбежку. Погибли капитан и еще 10 человек из команды. Кириллов получил ранение, но чудом выжил.

«Ему тогда было лет восемнадцать. С тех пор он мне и запомнился: почти мальчик на капитанском мостике, суденышко все продырявлено, живого места нет, рядом догорает «Красноармеец»... В войну люди рано созревали. И посмотрите, какой теперь у Кириллова на флагмане коллектив! Дружный, спаянный. Настоящие волгари!» — рассказал Сергей Андреевич.

Подробнее о капитане Кириллове читайте в нашей статье👇

Самый молодой капитан на Волге. Полвека на флоте Владимира Кириллова.

Во главе главного пароходства страны

После Великой Отечественной карьера Сергея Кучкина развивалась стремительно. В 1946 году он закончил заочно Ленинградскую академию морского и речного транспорта и возглавил Бельское речное пароходство (Уфа). Через год перешел на пост начальника пароходства в Куйбышеве (ныне Самара). В годы работы на этом транспортном предприятии Сергей Андреевич решил одну из распространенных среди речников и моряков Волго-Каспия проблем, которая касалась зачистки грузовых отсеков от остатков нефтепродуктов.

Сложности возникали всякий раз при смене перевозимого груза или перед ремонтом судна для обеспечения безопасности сварочных и других видов работ. Приходилось обрабатывать суда вручную, с помощью скребков, совков и ведер, затем ветошью, опилками и керосином затирали металл до нужной чистоты. Работа тяжелая и опасная для здоровья.

В 1948 году по инициативе Сергея Кучкина запустили первую в СССР нефтезачистную станцию, предназначенную для механизированной зачистки цистерн от основного запаса топлива и масла на судах, а также грузовых отсеков танкеров от остатков нефтепродуктов. Станция представляла собой металлическое несамоходное судно. Очистку проводили с помощью переносных гидромониторов, воду на которые подавали центробежными насосами. Для сбора и разделения продуктов зачистки, полученных в ходе промывки судов по замкнутому циклу, был предусмотрен каскадный резервуар.

В 1957 году Сергея Кучкина назначили первым заместителем начальника Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП), а после он лично возглавил это транспортное предприятие, в состав которого тогда входили 3 линейных пароходства: Горьковское, Куйбышевское, Сталинградское.

Сергей Кучкин встал во главе огромного хозяйства: 9 крупных портов, почти 100 пристаней, 13 заводов и ремонтно-эксплуатационных баз, управление снабжения, склады, радиостанции и телефонная связь. Фактически это было «государство в государстве».

XXIV Международный конгресс по судоходству (Ленинград, 1977 год). Выступает президент конгресса, министр Сергей Кучкин. Автор: В. Барановский. Источник: РИА Новости.
XXIV Международный конгресс по судоходству (Ленинград, 1977 год). Выступает президент конгресса, министр Сергей Кучкин. Автор: В. Барановский. Источник: РИА Новости.

У руля всего речного флота

Наш герой быстро поднимался все выше и выше по карьерной лестнице. В 1960 году, передав управление пароходством Константину Короткову, Сергей Кучкин стал главой Минречфлота, сменив на этом посту Зосиму Шашкова, первого наркома речного флота СССР и первого министра речфлота РСФСР.

Большой материал о Константине Короткове читайте на канале «История Волжского пароходства»👇

Адмирал Волги: «коротковская эпоха» расцвета флота.

Леонид Багров, подчиненный Сергея Кучкина, вспоминал его забавный рассказ о своем назначении:

«Однажды на справедливое требование жены поехать наконец-то в отпуск я ответил, что сейчас не время, вот закончится навигация, золотой осенью поедем куда-нибудь на юг. На это она заметила: «Ты то же самое говорил еще весной, что, мол, после разворота навигации поедем на пару недель в Подмосковье, заодно проконсультируемся и у кардиологов. Это возмутительно, о себе я уже и не говорю, но ты же губишь свое здоровье. Я буду жаловаться вашему министру!». А я ей отвечаю: «Ну и жалуйся, он перед тобой!»

18 лет Сергей Андреевич руководил речным флотом всей страны. За эти годы он сделал очень много для родной отрасли, возглавлял стратегические проекты по развитию водного транспорта.

Именно во время его работы речной флот пополнился крупными сериями конструктивно новых типов скоростных и туристических пассажирских судов, нефтеналивных танкеров и сухогрузов грузоподъемностью 5000 тонн. Строились суда на подводных крыльях «Ракета», «Метеор». Зарубежные судостроительные верфи поставляли в СССР четырехпалубные пассажирские теплоходы:

· из ГДР — проекта 301 и 302 типа «Владимир Ильич»,

· из Чехословакии — проекта 92-016 типа «Валериан Куйбышев»,

· из Австрии – проекта КУ-065 типа «Максим Горький».

На смену сухогрузам типа «Шестая пятилетка» грузоподъемностью 2000 тонн стали строить суда типа «Калининград» и «Волго-Доны» грузоподъемностью 5000 тонн.

При непосредственном участии Сергея Андреевича Кучкина были организованы смешанные перевозки «река-море» за счет создания нового класса с высоким уровнем мореходности типа «Волго-Балт», «Сормовский».

«За короткий период (всего 18 лет) в стране был создан один из лучших речных флотов мира, благодаря которому объем перевозок грузов увеличился в 2 раза», — писал Николай Смирнов, президент Ассоциации судоходных компаний, который при Кучкине работал начальником отдела машиностроения Главфлота Минречфлота РСФСР.

При министре Кучкине активно строился новый флот, были организованы смешанные перевозки «река - море». Фото: https://fleetphoto.ru/
При министре Кучкине активно строился новый флот, были организованы смешанные перевозки «река - море». Фото: https://fleetphoto.ru/

Министр Кучкин уделял большое внимание развитию внутренних водных путей. В 1964 году ввели в эксплуатацию Волго-Балтийский канал. Запуск Волго-Балта завершил формирование в СССР единой глубоководной системы и превратил волжские города в порты пяти морей. Волга наконец стала полноценной транспортной магистралью. Это один из ключевых моментов в развитии судоходства России. Подробнее об этой системе читайте в нашем материале:

Большая Волга: единая глубоководная система России и порты пяти морей.

В беседе с журналистом советской газеты «Смена» Георгием Кублицким Сергей Андреевич с гордостью говорил:

«Теперь открыты пути с Волги в мировой океан, волжские суда могут ходить к морским портам двух десятков зарубежных стран. Вот где простор для молодежи! Дело новое, прогрессивное, кому же его развивать, как не молодежи! Вы возьмите любое судно типа «река - море»: абсолютное большинство команд — молодежь. Смелые, инициативные, образованные люди».

Кроме министерской должности, Сергей Кучкин с 1963 по 1980 гг. был депутатом Верховного Совета РСФСР. По оценке экспертов, он сыграл важнейшую роль в транспортном обеспечении и освоении новых нефтегазовых месторождений Западной Сибири. Для выполнения этой задачи были построены новые порты, оборудованы судоремонтные базы, обеспечена доставка флота, построенного за рубежом и на судостроительных заводах европейской части СССР, по Северному морскому пути. Также он был вице-президентом постоянной международной ассоциации конгрессов по судоходству.

За выдающийся вклад в развитие речного флота С.А. Кучкин был награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной звезды, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и 6 медалями.

Круизный лайнер «Сергей Кучкин» ходит по всей Волге. Фото fleetphoto.ru/rivershkiper. Сделано в Самаре 11 августа 2024 года.
Круизный лайнер «Сергей Кучкин» ходит по всей Волге. Фото fleetphoto.ru/rivershkiper. Сделано в Самаре 11 августа 2024 года.

Имя этого выдающегося человека было увековечено по флотской традиции. С 1981 по 1999 год по Волге ходил трехпалубный теплоход «Сергей Кучкин», который переименовали в «Очарованного странника». Сейчас же имя знаменитого на Волге руководителя носит четырехпалубный теплоход проекта 92-016, построенный в Чехословакии. По итогам навигации 2023 года он получил звание лучшего круизного теплохода.