Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Что было бы, если бы Русь была католической?

«Что, если бы?..» — эта магическая фраза способна открыть портал в миры, которые так и не случились. Один из самых интригующих вопросов русской истории звучит следующий образом - «а что, если бы князь Владимир Святославич в 988 году склонился не к величественным обрядам Византии, а к строгой организации латинского Запада?». Попробуем представить себе эту реальность... «Великий князь Владимир выбирает веру», Иван Егорович Эггинк. Как гласит «Повесть временных лет», Владимир отправил «мужей смышленых» изучать веры. В нашей реальности их поразила красота греческого богослужения, но давайте представим иной финал... Послы попадают в Рим в момент ключевых реформ молодого папства, ощущают дыхание великой имперской традиции, стройность канонического права и чувствуют себя в центре старого, но ещё грозного мира. Им говорят о первенстве апостола Петра и универсальной церкви, не скованной тенью императора-соперника. Возвратившись, они докладывают: «Греки служат прекрасно, но Рим — это стержень, н

«Что, если бы?..» — эта магическая фраза способна открыть портал в миры, которые так и не случились. Один из самых интригующих вопросов русской истории звучит следующий образом - «а что, если бы князь Владимир Святославич в 988 году склонился не к величественным обрядам Византии, а к строгой организации латинского Запада?». Попробуем представить себе эту реальность...

«Великий князь Владимир выбирает веру», Иван Егорович Эггинк.
«Великий князь Владимир выбирает веру», Иван Егорович Эггинк.

Как гласит «Повесть временных лет», Владимир отправил «мужей смышленых» изучать веры. В нашей реальности их поразила красота греческого богослужения, но давайте представим иной финал...

Послы попадают в Рим в момент ключевых реформ молодого папства, ощущают дыхание великой имперской традиции, стройность канонического права и чувствуют себя в центре старого, но ещё грозного мира. Им говорят о первенстве апостола Петра и универсальной церкви, не скованной тенью императора-соперника. Возвратившись, они докладывают: «Греки служат прекрасно, но Рим — это стержень, на котором держится мир. Там порядок и авторитет».

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1893).
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1893).

Итак, Владимир принимает крещение не от Константинополя, а от легатов Папы. Последствия мгновенны. Язык богослужения — латынь. Это не просто другой алфавит, а прямое окно в античное наследие и схоластику. Образованная элита Руси с самого начала мыслит в общеевропейском категориях. Кирилл и Мефодий, возможно, так и останутся миссионерами Великой Моравии.

-3

Вместье шатровых куполов и строгих ликов — готические шпили, витражи и скульптуры. Архитектура Новгорода и Владимира напоминает не Константинополь, а Регенсбург или Кёльн. Иконы уступают место алтарным картинам. Менее созерцательная, более драматичная и эмоциональная эстетика формирует иное национальное чувство.

Русь становится не «младшей сестрой» Византии, а «Дочерью Рима на Востоке». Папство получает мощного союзника против германских императоров и, конечно, схизматиков-греков. Это меняет всю геополитику Европы.

-4

Монгольское нашествие всё равно происходит, но реакция Европы иная. Папа объявляет не просто крестовый поход против язычников-литовцев, а «Северный крестовый поход за освобождение католической Руси». Тевтонский орден, шведы, датчане, поляки — все видят в ослаблении Руси не повод для захвата, а обязанность по освобождению единоверцев (хотя политические аппетиты, конечно, никуда не денутся). Возможно, иго оказывается короче или менее разрушительным в западных землях.

-5

«Собирание земель» Ивана Калиты и его преемников проходит под знаменем не только усиления Москвы, но и борьбы с восточным расколом (православием) и угрозой с Востока. Московские князья носят титул «Defensor Fidei» (Защитник Веры). Кремль строится итальянскими архитекторами (как и было, но ещё активнее), но это не «фрязины», а признанные мастера Возрождения.

Новгород и Псков — не вечевые республики, подозреваемые в симпатиях к латинству, а, наоборот, оплот традиционного католичества и торговли с Ганзой, свои «вольные имперские города» на востоке.

-6

Иван IV венчается на царство не по византийскому, а по западному образцу, с благословения Папы. Его титул — попытка соединить римскую имперскую традицию с местной. Опричнина, возможно, приобретает черты ордена иезуитов — жёсткой, дисциплинированной структуры, борющейся с ересями и изменой.

-7

В XVI веке Русь не избежит общеевропейской бури. Сюда докатываются волны Реформации. Лютеранские идеи находят отклик в торговых городах, кальвинизм — среди знати. Вместо раскола по обрядовой линии (как при патриархе Никоне) происходит религиозное дробление по западному образцу. Московский университет (основанный раньше) становится ареной споров между схоластами и последователями новых идей.

-8

Пётр I в этой реальности — не революционер, ломающий традиции, а продолжатель курса. Он едет в Европу не как дикарь в чуждый мир, а как монарх из несколько отсталой, но своей, католической периферии. Его реформы проходят легче, без культурного надрыва. Санкт-Петербург строится как новая католическая столица Севера, аналог Вены или Мадрида.

-9

Итог - другая Россия. Русская культура — не отдельный «духовный материк», а мощная, своеобразная часть общеевропейского латинского культурного ареала. У нас нет Андрея Рублёва, зато есть свой Микеланджело. Нет Достоевского с его «русской идеей», зато есть свой Шекспир или Гёте. Россия — не «Третий Рим», а «Щит Восточной Европы». Понятие «Святая Русь» замещается идеей «Российского христианского мира» (Christianitas Rossica).

Католическая Русь — это не «лучшая» или «худшая» Россия. Это просто другая Россия. Страна, лишённая трагического одиночества и противоречивости своей исторической судьбы, но, возможно, и лишённая той уникальной духовной глубины, которая выросла на почве византийского наследия.

-10

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

❗️МОЯ КНИГА "СВЯТЫЕ ГРЕШНИЦЫ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ПИСАНИИ" УЖЕ В ПРОДАЖЕ. Купить книгу можно на ВБ , ОЗОН, а также в книжных магазинах Читай-город и Буквоед ❗️

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Еще больше интересного про искусство простым языком в тг-канале.

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: