История Древней Руси — это не только летописи походов и сражений, но и истории невероятных личностей, чья воля меняла ход событий. Одна из таких фигур — княгиня Ольга, вдова киевского князя Игоря. Ее имя навсегда осталось в памяти не только как первой христианки на Руси, но и как автора одной из самых изощренных и хладнокровных местей в истории.
Чтобы понять ярость Ольги, нужно перенестись в 945 год. Ее муж, князь Игорь, отправился в ежегодный объезд подвластных земель для сбора дани. Одним из таких племен были древляне, обитавшие в непроходимых чащах Полесья (примерно территория современной Житомирской области).
Древляне были не просто соседями - это было сильное и гордое племя, которое лишь недавно было окончательно подчинено Киеву и обложено тяжелой данью. Когда Игорь по требованию дружины решил вернуться и собрать с них еще, посчитав дань недостаточной, терпение древлян лопнуло. По преданию, они заявили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его». Восстав, они разбили княжескую дружину, а самого Игоря убили с невиданной жестокостью.
Именно тогда к Ольге, правившей в Киеве с их малолетним сыном Святославом, явились древлянские послы с наглым предложением. «Мужа твоего убили, ибо он, как волк, грабил и расхищал. А наши князья хорошие, они управляли Деревской землей... Выдь замуж за князя нашего Мала». Для них это была выгодная сделка: женившись на вдове, князь Мал законно занял бы киевский престол. Но они не знали, с кем имеют дело. Ольга не была женщиной, которую можно купить или запугать. Ее ответом стала месть.
Древляне отправили в Киев ладью с двадцатью знатными послами. Ольга встретила их с внешним почтением и хитростью сказала: «Говорите, зачем пришли?». Те повторили свое предложение. Княгиня с улыбкой ответила: «Любезна мне речь ваша. Уже мужа моего не воскресить. Завтра окажу вам всю честь перед народом моим. А теперь идите в свою ладью и ложитесь в нее с гордостью».
На следующее утро киевляне по приказу Ольги вырыли глубокую яму на княжеском дворе. Когда древлянскую ладью принесли на руках (как и полагалось по чести), Ольга приказала бросить ее вместе с послами в яму. И пока те в ужасе пытались понять, что происходит, она холодно спросила: «Хороша ли вам честь?». Послы ответили: «Хуже нам Игоревой смерти». Тогда Ольга приказала закопать их заживо.
Не зная о судьбе первых послов, древляне по просьбе Ольги отправили второе, еще более знатное посольство, чтобы «с честью» проводить ее к Малу. Княгиня предложила гостям помыться в бане после долгой дороги, как того требовал обычай гостеприимства. Когда послы вошли внутрь, двери были заперты, и баню подожгли. Так знатные древляне сгорели заживо.
Следом Ольга с небольшой дружиной отправилась в земли древлян, якобы для того, чтобы справить тризну (поминальный обряд) на могиле мужа. Прибыв в Искоростень (столицу древлян), она велела насыпать высокий курган и начала поминать Игоря.
Когда опечаленные и ничего не подозревающие древляне сели пировать, Ольга дала знак своей дружине. Пока гости были пьяны, воины Ольги перебили их всех. Летопись сообщает, что было уничтожено 5000 человек.
Испытав три страшных удара, древляне заперлись в своем главном городе, Искоростене. Осада затянулась. И тогда Ольга вновь применила хитрость. Она предложила древлянам легкую дань: "По три голубя и по три воробья от каждого двора. Я не хочу тяжелой дани, как муж мой, мне достаточно малого".
Обрадованные легким откупом, древляне собрали птиц и отправили в киевский стан. Ночью Ольга велела своим воинам привязать к каждой птице трут (тлеющую ткань) и отпустить. Птицы, как и предполагалось, полетели назад в город, к своим гнездам под крышами деревянных домов и в голубятнях. В считанные минуты Искоростень был охвачен огнем. Люди, пытавшиеся бежать из города, были либо перебиты дружиной Ольги, либо взяты в плен.
Месть была совершена. Древлянская знать была истреблена, а выжившие обложены тяжелой данью. Князь Мал, по некоторым легендам, был либо убит, либо бежал. Ольга не просто отомстила за мужа — она навеки устранила угрозу со стороны древлян и показала всем окрестным племенам, что женщина на киевском престоле обладает волей из железа и умом, достойным великого правителя.
Эта жестокая история, однако, не стала финалом ее правления. Позже Ольга проявила себя как мудрая правительница, установившая первые упорядоченные налоги и административное деление земель. А в 955 году, совершив поездку в Константинополь, она приняла христианство, став «зарей перед восходом солнца» — предвестницей крещения всей Руси ее внуком, Владимиром.
Ее месть — это не просто история о жестокости, а история о том, как в древние времена женщина смогла не просто выжить, но и укрепить власть, отстоять право своего сына на престол и навсегда вписать свое имя в летопись великих правителей.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: