Русский пир XVI века... Столы ломятся от яств, бояре едят руками, а на их пышных бородах — следы жирной трапезы. И вдруг в руках у знатной гостьи сверкает странный заморский предмет — вилка.
На нее смотрят не с любопытством, а со страхом и осуждением. «Вилы дьявола!» — шепчутся за столом. Почему же простой столовый прибор вызвал такую бурю эмоций и как он стал незаменимым спутником нашей трапезы?..
Впервые вилка громко "заявила" о себе в Смутное время. Виновницей (или героиней) этой истории стала Марина Мнишек, жена Лжедмитрия I. На свою свадьбу в 1606 году она привезла не только польский католический дух, но и маленький личный набор — вилку и ложку.
Для русских людей, привыкших к ложке и ножу, двузубая вилка показалась инструментом дьявола. Ее острые зубья ассоциировались с вилами, орудием нечистой силы. Но дело было не только в суевериях. Марина была католичкой, иностранкой и фигурой, связанной с политическим хаосом и разорением. Ее вилка стала символом всего чужеродного, враждебного и «неправильного». Когда Смуту преодолели, патриарх Гермоген официально провозгласил: вилка — инструмент греха и ереси, а пользоваться следует только ложкой, «дабы не прогневить Бога».
Запрет вилки был не просто прихотью. Православная церковь видела в ней вызов самой русской идентичности. Трапеза была сакральным действом, а пища — Божьим даром. Есть следовало скромно, почти ритуально, используя проверенные веками ложки и собственные пальцы. Вилка же считалась проявлением гордыни, изнеженности и «бесовского искушения».
Ее острые зубья могли проткнуть кусок пищи, который символически уже был «умерщвлен» (забитое животное), а это виделось кощунством. Кроме того, вилка позволяла есть быстрее и изящнее, что противоречило идее неспешного, благочестивого принятия пищи. На протяжении почти целого века вилка оставалась под строжайшим запретом, предметом контрабанды и роскоши, который осмеливались использовать лишь самые отчаянные щеголи.
Все изменилось с приходом к власти Петра Великого. Царь-реформатор, стремившийся встроить Россию в европейский контекст, понимал, что менять нужно не только армию и флот, но и быт. Вилка в его глазах была не «дьявольскими вилами», а символом цивилизации, гигиены и прогресса.
Легенда гласит, что Петр не просто разрешил вилку, а сделал ее обязательной. Во время ассамблей он лично демонстрировал, как правильно держать этот прибор, и даже носил свой собственный набор (вилку, нож и ложку) с собой, приучая к этому окружение. Вилка стала частью его масштабного проекта по «европеизации» русского дворянства. Теперь умение пользоваться вилкой было признаком не ереси, а хорошего тона и лояльности курсу императора.
Однако после Петра вилка не моментально оказалась в каждом доме. Дворянство охотно переняло моду, но путь прибора в народ занял еще почти два столетия. В XVIII и даже в XIX веке крестьяне и большая часть городского населения по-прежнему обходились ложкой и ножом, а вилку считали барской затеей...
Все изменила промышленная революция. В XIX веке наладилось массовое производство столовых приборов из более дешевых материалов, например, мельхиора и алюминия. Вилка перестала быть дорогой диковинкой. Рост грамотности и распространение кулинарных книг и правил этикета окончательно закрепили ее место на столе. К началу XX века вилка стала таким же привычным предметом, как и ее давняя соперница — ложка. Так закончилась эпопея вилки в России: от символа дьявола и политических интриг — до инструмента царя-реформатора и, наконец, до простого и удобного предмета, который сегодня есть на каждой кухне.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️МОЯ КНИГА "СВЯТЫЕ ГРЕШНИЦЫ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ПИСАНИИ" УЖЕ В ПРОДАЖЕ. Купить книгу можно на ВБ , ОЗОН, а также в книжных магазинах Читай-город и Буквоед ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Еще больше интересного про искусство простым языком в тг-канале.
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: