Фаюмские портреты — это погребальные портреты, созданные в Римском Египте в I–III веках нашей эры. Они получили свое название по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.
Эти изображения заменяли традиционную погребальную маску на мумии, органично вписавшись в местный погребальный ритуал. Портреты, созданные почти две тысячи лет назад, поражают своей жизненностью и кажутся написанными совсем недавно. Они — настоящие окна в мир Древнего Египта времен римского владычества...
Возникновение уникального фаюмского портрета стало возможным благодаря удивительному сплаву традиций трех великих культур. Греческие корни заложили основу художественного мастерства. Греки, переселившиеся в Египет после завоеваний Александра Македонского, принесли с собой умение передавать объем с помощью светотени, использовать перспективу и богатую колористику. От них же пришла и главная техника исполнения ранних портретов — энкаустика, или живопись расплавленными восковыми красками.
Римское влияние проявилось в стремлении к индивидуальности и реализму. Римская портретная традиция была нацелена на тщательную, почти натуралистическую передачу черт конкретного человека, его характера и особенностей внешности. Египетская традиция предоставила религиозный контекст. Согласно верованиям древних египтян, душа усопшего должна была узнать свое тело, чтобы вернуться в него. Для этого лицо мумии покрывали маской, которую в греко-римский период и заменили портретом, написанным с натуры.
Техника создания фаюмских портретов поражает своим разнообразием и сложностью. Энкаустика — самая ранняя и эффектная техника. Художники работали красками на основе пчелиного воска, которые наносили в расплавленном состоянии не только кистями, но и специальными металлическими стержнями — каустериями. Эта техника требовала невероятной сноровки, так как исправления были невозможны. Мазки получались объемными, создавая живую, наполненную светом поверхность.
Темпера — техника, которая стала преобладать со II века. Красящие пигменты смешивали с животным клеем или яичным желтком. Темперные портреты отличались матовой поверхностью, их писали более жидкими красками, смелыми ударами кисти. Со временем эта более простая и дешевая техника почти полностью вытеснила энкаустику.
Основой для портретов служили дощечки из прочных пород дерева: кедра, кипариса, тиса или платана. Важной особенностью многих портретов стало использование тончайшего сусального золота. Им покрывали фон, венки на головах или детали одежды, что придавало изображениям торжественность и священный блеск.
Фаюмские портреты ценны не только как произведения искусства, но и как исторические документы, донесшие до нас облик реальных людей. Большинство портретов изображают юношей, девушек и детей . Это объясняется низкой продолжительностью жизни в то время. Исследователи предполагают, что портреты часто писались в молодом возрасте и могли долгое время висеть в доме, прежде чем занять свое место на мумии.
По прическам, одежде и украшениям можно судить о римской моде того времени. Интересно, что столичные тенденции доходили до Египта с опозданием на 20–30 лет. Дорогие материалы и мастерство исполнения указывают на то, что позволить себе такие портреты могли лишь 1–2% населения — самые зажиточные граждане.
Одной из самых завораживающих черт этих портретов являются огромные, немного увеличенные глаза, полные грусти и отрешенности. Взгляд направлен не на зрителя, а как бы сквозь него, в вечность. Эта черта, с одной стороны, связана с египетским верованием, что душа возвращается в тело через глаза , а с другой — оказала значительное влияние на формирование будущих иконописных канонов.
Хотя отдельные портреты попадали в Европу еще с 1615 года благодаря итальянскому путешественнику Пьетро делла Валле, настоящее открытие фаюмских портретов состоялось лишь в конце XIX века. В 1887 году австрийский антиквар Теодор Граф приобрел у египетских перекупщиков большую партию портретов и представил их на выставках по всей Европе и в Нью-Йорке. Почти одновременно археолог Флиндерс Питри начал систематические раскопки в Хаваре, где обнаружил 81 погребальный портрет. Эти события вызвали настоящую сенсацию в научном и художественном мире.
Сегодня известно около 900 фаюмских портретов — они хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира: Британском музее, Лувре, Метрополитен-музее, а также в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Фаюмские портреты — это не просто древние артефакты, а уникальное явление, стоящее у истоков станковой портретной живописи. В их пронзительных, нестареющих образах навсегда запечатлено дыхание эпохи, где сплелись воедино магия Египта, гармония Греции и величие Рима...
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: