Когда осенью 1988 года мир услышал альбом «Barcelona», это стало больше, чем просто релизом. Это был триумфальный аккорд, завершивший дерзкий и, казалось бы, невозможный эксперимент. Фредди Меркьюри, икона рок-музыки, и Монсеррат Кабалье, богиня оперной сцены, не просто спели вместе — они создали новый музыкальный язык. Их совместная работа стала не просто песней, а гимном преодоления границ, воплощённой мечтой и памятником человеческой дружбе...
История этого союза началась с безмолвного обожания. В 1981 году Фредди Меркьюри, посетив постановку «Бала-маскарада» в лондонском Королевском оперном театре, был настолько потрясён голосом Кабалье, что, по словам его помощника Питера Фристауна, «проигнорировал самого Паваротти». Он стал её поклонником, коллекционировал её записи, но долго не решался на личную встречу, боясь разрушить образ идеальной дивы...
Всё изменилось, когда Барселона была выбрана столицей летних Олимпийских игр 1992 года. Брат Кабалье, занимавшийся культурной программой Игр, предложил ей спеть вместе с Меркьюри. В начале 1987 года в отеле «Ритц» в Барселоне состоялась их легендарная встреча. По воспоминаниям очевидцев, Меркьюри, известный своей уверенностью на сцене, был невероятно нервным. Он беспокойно курил и вышел в лобби за пять минут до назначенного времени — неслыханная пунктуальность для всегда опаздывавшего Фредди. Сама Кабалье позже признавалась, что успокоилась, лишь ощутив, что его рука в рукопожатии была холоднее её собственной.
Чтобы растопить лёд, Меркьюри сел за рояль и спел специально написанную арию «Exercises in Free Love». Этот смелый и искренний жест покорил оперную примадонну. «Когда он сел за рояль, я поняла, что передо мной настоящий музыкант», — говорила она. Кабалье не только согласилась на дуэт, но, узнав, что у рок-альбомов бывает 8-10 треков, с ходу предложила записать целый диск. На следующий день потрясённый Меркьюри говорил друзьям: «Дорогуша, я просыпаюсь и понимаю, что делаю чёртов альбом!».
Работа над альбомом продлилась с января 1987 по июнь 1988 года и была уникальным организационным и творческим вызовом! Из-за плотного графика Кабалье, который включал выступления по всему миру, артисты редко могли записываться вместе. Меркьюри вместе с продюсером и соавтором Майком Мораном создавали основу треков в лондонской студии. Затем Фредди записывал демоверсию, где сам пел партии Кабалье фальцетом, и отправлял плёнку в Барселону, чтобы та могла выучить свою партию. Её вокальные дорожки потом записывались отдельно и накладывались на микс.
Но настоящая магия рождалась в те редкие дни, когда они оказывались вместе. Ночные сессии в лондонском доме Меркьюри затягивались до шести утра, сопровождаемые шампанским, шутками и чистой творческой радостью. Никто не ожидал, что великая оперная дива окажется такой же «маньячкой рок-н-ролла», как и сам Фредди. Эти встречи стали для Меркьюри источником невероятного вдохновения. Когда Кабалье впервые записала свою партию для заглавного трека, он, по словам Фристауна, был ближе всего к слезам за всё время их знакомства.
В процессе работы выяснилась и трагическая подоплёка этого творческого всплеска. Меркьюри получил диагноз «ВИЧ» как раз перед началом работы над альбомом. Он честно рассказал об этом Кабалье, зная, что, возможно, не доживёт до Олимпиады. Это знание придавало их совместному творчеству особую, пронзительную глубину. Как позже вспоминала Кабалье, одна из последних записанных ими песен, «How Can I Go On», тронула её до слёз. В ней Меркьюри не пел, а говорил текст после её вокальной партии. «Зачем мне там кричать? Его речь куда выразительнее!» — говорила она.
Ключом к успеху «Barcelona» стал не компромисс, а уважение к уникальности каждого жанра. Продюсер Майк Моран дал артистам чёткую установку: «Ты рок-певец — пой в рок-манере. Вы — оперная певица — пойте, как оперная певица. Мы потом всё соединим».
Этот подход ярко проявился в работе. Меркьюри пел в своей фирменной энергичной, иногда почти декламирующей манере, чётко артикулируя каждый слог. Кабалье же парила над его вокалом мощным лирическим сопрано, где на первый план выходила не слова, а чистота звука и эмоция. Они даже по-разному работали с динамикой: Фредди для затухания звука отходил от микрофона, в то время как Кабалье, благодаря классической школе, просто уменьшала силу голоса, оставаясь на месте.
Клип, снятый Дэвидом Маллетом в крупнейшем ночном клубе мира на Ибице, стал визуальным воплощением этого союза титанов. В нём не было сюжета — только два величайших исполнителя, соревнующихся в масштабе и экспрессии. «Это было состязание, они практически боролись на руках», — вспоминал Маллет. Именно Кабалье, с её широкими оперными жестами, заставила Меркьюри раскрепоститься и ответить ей той же энергией. Меркьюри был безмерно горд, когда Кабалье назвала их сотрудничество «новой свободой» и «новой жизнью».
Фредди Меркьюри умер 24 ноября 1991 года, за восемь месяцев до церемонии открытия Олимпиады в Барселоне. Организаторы решили не использовать песню в качестве официального гимна, но её запись прозвучала в самом начале международной телевизионной трансляции церемонии, сопровождая видео-заставку о городе. В тот день сингл «Barcelona» снова взлетел в мировых чартах, достигнув в Великобритании второго места.
Это был первый и, возможно, единственный случай, когда величайшие представители своих жанров встретились на равных, не пытаясь подстроиться друг под друга, а создав нечто совершенно новое на стыке своих вселенных. «Barcelona» доказала, что великая музыка преодолевает любые барьеры — жанровые, культурные, социальные. Это памятник не только двум гениям, но и безграничной силе искусства объединять.
Монсеррат Кабалье пережила своего друга на многие десятилетия, но всегда хранила о нём самые тёплые воспоминания. Она была тем единственным человеком, который мог заставить непоколебимого Фредди Меркьюри плакать — но слезами счастья и благодарности. Их дуэт остался не просто записью, а вечным, незабываемым праздником, который, как они и пели, по-прежнему «потрясает основы небес».
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️МОЯ КНИГА "СВЯТЫЕ ГРЕШНИЦЫ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ПИСАНИИ" УЖЕ В ПРОДАЖЕ. Купить книгу можно на ВБ , ОЗОН, а также в книжных магазинах Читай-город и Буквоед ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Еще больше интересного про искусство простым языком в тг-канале.
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: