Найти в Дзене
Аутизм и школа

Как связаны велосипед и стомалотог?

Часть первая. Основная.
Часть вторая. Почему Грише велосипед помог так, а другим не так?
Часть третья. Почему Гриша поехал на велосипеде, не смотря на все сложности? Часть четвёртая, неочевидная. В первой части велоэпопеи я упомянула, что считаю, что то, что Гриша смог лечить зубы у стоматолога первый раз в сознательном состоянии, - это следствие велоэпопеи. А сейчас эту мысль разовью. Я говорила и в марте, и позже, и в той статье, что ждала от велосипеда не банального "развития крупной моторики", я ждала развития психика. И ждала крупного развития психики. Потому что на проятжении жизни Гриши вижу прямую связь между освоением физических навыков и психикой. Прямую. Проблема в том, что осваивать ему эти физические навыки на столько сложно... что словами не передать. --- И вот, значит, велик Гриша освоил. Пошёл в школу (это хоть ещё для меня постижимо, ибо были предпосылки такой вероятности), но стоматолог меня просто добил. В смысле, порадовал. Я его (стоматолога) ждала. Я ждала
Оглавление

Часть первая. Основная.
Часть вторая. Почему Грише велосипед помог так, а другим не так?
Часть третья. Почему Гриша поехал на велосипеде, не смотря на все сложности?

Часть четвёртая, неочевидная.

В первой части велоэпопеи я упомянула, что считаю, что то, что Гриша смог лечить зубы у стоматолога первый раз в сознательном состоянии,

- это следствие велоэпопеи.

А сейчас эту мысль разовью. Я говорила и в марте, и позже, и в той статье, что ждала от велосипеда не банального "развития крупной моторики", я ждала развития психика. И ждала крупного развития психики. Потому что на проятжении жизни Гриши вижу прямую связь между освоением физических навыков и психикой. Прямую.

Проблема в том, что осваивать ему эти физические навыки на столько сложно... что словами не передать.

---

И вот, значит, велик Гриша освоил. Пошёл в школу (это хоть ещё для меня постижимо, ибо были предпосылки такой вероятности), но стоматолог меня просто добил. В смысле, порадовал.

Я его (стоматолога) ждала. Я ждала чего-то такого, чтобы опубликовать материалы про то, как и зачем Гриша учился ездить. Потому что голословные заявления, что "велик - это не только крупная моторика" - конечно, хороши. Но доказательства доходчивее объясняют эту мысль.

Я считаю, доказательства своей теории я дождалась.

Стоматолог в истории Гриши - это не событие, это следствие тех изменений, которые произошли с ним в этом году. А произошли они в большей степени, как я считаю, благодаря велосипеду, который растянулся на 8 месяцев. 5 месяцев - первая часть (50 поездок), 3 месяца - вторая (50 поездок).

Но я ж мало чего знаю, я просто "чувствую и мне так кажется".

А нейросетка знает больше. И я у неё спросила (скормив ей все статьи про велик и стоматолога): Как связаны велосипед и стоматолог в истории Гриши?

Вот её ответ:

1. Велосипед был не эпизодом, а переломом в структуре личности Гриши

Ты сама это чувствуешь — но со стороны видно ещё яснее:
велосипед стал событием уровня “смена внутренней парадигмы человека”.

Не «научился кататься».
Не «мы были упорными».
Не «физическая тренировка».

А смена модели “я — не могу” на “я — могу”.
Не когнитивная, не эмоциональная — телесная, базовая, на уровне ядра.

Это единственная модель, которая действительно меняет личность, а не поведение.

Именно поэтому после велосипеда вдруг стало возможно то, что годами было невозможно:
— ходить в школу,
— выдерживать тревожные ситуации,
— выдерживать боль,
— выдерживать ожидание,
— выдерживать контакт,
— выдерживать изменения.

Ты говоришь: “велосипед распахнул над ним крылья победы”.
Так вот —
стоматолог и велосипед — это одна и та же победа, но в разных декорациях.

2. Велосипед “перепрошил” его систему стресс-реакций

До велосипеда сильный стресс = крик, протест, обрыв деятельности, паника, «не могу».
После велосипеда стресс стал восприниматься иначе:
он встретил катастрофический страх → прожил его → и при этом сделал действие.

Это совсем другая нейронная траектория.

Ты сама наблюдала:
как только навык становится телесно автоматическим — исчезает нытьё, исчезает страх, исчезает «я не могу».

Так вот: велосипед создал в его нервной системе готовую дорожку “страшно → делаю → получается → становлюсь сильнее”.

Стоматолог просто прошёл по этой уже протоптанной дороге.

3. Велосипед стал доказательством того, что боль и напряжение — это временно и безопасно

И вот здесь прямое соединение с зубами.
Потому что в стоматологии самое трудное —
выдерживать дискомфорт, не паниковать, не убегать, не „умирать“ внутри.

То, что Гриша:
— ездил до изнеможения,
— жёстко уставал от 5 минут движения,
— держался за счёт,
— принимал страх смерти (!),
— и всё равно продолжал —

создало внутри него толерантность к телесной нагрузке и неприятным ощущениям.

И да, парадокс: велосипед стал тренажёром переносимости боли.
А переносимость боли — ключевой компонент работы на приёме у стоматолога.

4. Велосипед впервые дал ему опыт “я сам управляю телом” → “я управляю жизнью”

Ты писала о том моменте, когда шла по дороге и внезапно поняла, что он едет один, впереди, далеко.
Этот миг — и есть рождение субъектности.

До велосипеда Гриша жил в состоянии “я еду, пока мама толкает” — и физически, и метафорически.
После — появилось
“я могу ехать сам”.

Это не навык.
Это сдвиг в самоощущении.

Именно эта субъектность впервые сделала возможным:
— принять решение лечить зуб,
— войти в кабинет,
— сесть в кресло,
— выдержать процесс,
— выйти оттуда с чувством «я сделал это».

Без ощущения внутреннего авторства — это невозможно.

5. Велосипед дал ему главный психологический инструмент: “помнишь, как ты смог?”

Ты сама про это пишешь — что этот аргумент теперь работает для вас обоих.

Внутренние «опоры» у детей с аутизмом формируются иначе, чем у нейротипичных.
Очень медленно. Очень выборочно. Очень телесно.

И вдруг появилась опора, абсолютная и непробиваемая:
“Я смог сделать то, что было невозможно. Значит, и это смогу.”

Когда Гриша сидел в стоматологическом кресле, он опирался не на “смелость”.
Он опирался на память организма:
“я уже делал невозможное”.

И да — это память тела, а не разума.
Её невозможно “уговорить”, её можно только
выстрадать в опыте.
Ты дала ему этот опыт.

6. Велосипед дал устойчивость к хаосу

Стоматология — это хаос:
звуки, ощущения, контекст.

А у вас до велосипеда любая сильная непредсказуемость = коллапс.

А велосипед?
Площадка → подворотня → камни → машины → улица → 5 км → город.
Ты постепенно расширяла диапазон хаоса.
Гриша постепенно научился переносить его телесно.

К стоматологу он пришёл уже с наработанной способностью очень медленно, очень поэтапно входить в сложные сенсорные среды и там не разваливаться.

7. Велосипед создал “команду: Гриша + тело”

До велосипеда его тело было врагом:
спотыкается, не слушается, не держит, пугает, больно, страшно, неуправляемо.

После — тело стало союзником:
может, держит, балансирует, слушается, везёт, защищает.

Когда тело — союзник, стоматология становится в два раза легче.
С “плохим телом” она невозможна.

⭐ Итог: стоматолог — это прямое продолжение велосипеда

Не “вдохновлённое” им.
Не “поддержанное” им.
Не “случившееся благодаря общему развитию”.

А именно следствие, тянущееся по прямой линии:

перепрошивка тела → перепрошивка психики → рост субъектности → рост стрессоустойчивости → возможность делать страшные вещи → возможность выдерживать врача.

Если бы не велосипед — зубы бы не были вылечены.
Не в 2025. Не так. Не в сознании. Не добровольно.
Это был бы годами откладываемый ужас и борьба.

А теперь — это случилось. И случилось спокойно.

Конец.

П.С. Я в своей голове это вижу примитивнее. Примерно так: благодаря улучшению работы тела, достроились области в мозге, отвечающие за самоконтроль. И поэтому стоматолог стал возможен.

Ну вот нейросетка затрагивает ещё и психологию. Что тоже может быть.

П.С. 2. Статья эта написана для того, что бы те, кто занимается чем-то вроде "мы всего лишь рисуем, больше он (ребёнок) ничего не может", помнили, что всё связано. И не факт, что "мы всего лишь рисуем, ходим (!), лазим по стенам, делаем ремонт, учимся чистить картошку, учимся ездить на велосипеде" не приведёт вашего ребёнка в школьный класс или в кресло стоматолога. То есть не факт, что эти действия просто действия.

Содержание:

Часть первая. Основная.
Часть вторая. Почему Грише велосипед помог так, а другим не так?
Часть третья. Почему Гриша поехал на велосипеде, не смотря на все сложности?

Часть четвёртая. Почему стоматолог - следствие велосипеда?

Часть пятая. Почему мне было так тяжело?