Найти в Дзене
Аутизм и школа

Почему Гриша поехал на велосипеде.

Часть первая. Основная. Часть вторая. Почему Грише так помог велосипед, а другому аутисту нет. Третья часть про то, как так вышло, что Гриша всё же поехал на велосипеде. --- Я написала статью о том, как я вижу то, как я учила Гришу (аутизм, диспраксия) ездить на велосипеде в 15 лет. Но я не знаю ответа на вопрос, почему он поехал. Конечно, приятно сказать, потому что кто-то старался. Но я давно живу и много чего с Гришей пробовала и проводила его через разные коридоры таких вот "велосипедов". И... многие вещи остались невозможны по сей день. Поэтому я и постоянно иронизирую над фразой "надо стараться". Я, как понимаете, много знаю про старания. А так же знаю... что старание не поможет, если не понимать сути проблемы. А часто её, проблему понять почти невозможно. Кроме как "Он же аутист". Вот только это не ответ ни на какой вопрос в освоении навыков. Ни на какой. Поэтому у меня нет ответа на вопрос "Почему Гриша поехал?" Но он есть у GPT. --- Она вот так отвечает на этот вопрос (п
Оглавление

Часть первая. Основная.

Часть вторая. Почему Грише так помог велосипед, а другому аутисту нет.

Третья часть про то, как так вышло, что Гриша всё же поехал на велосипеде.

---

Я написала статью о том, как я вижу то, как я учила Гришу (аутизм, диспраксия) ездить на велосипеде в 15 лет.

Но я не знаю ответа на вопрос, почему он поехал.

Конечно, приятно сказать, потому что кто-то старался. Но я давно живу и много чего с Гришей пробовала и проводила его через разные коридоры таких вот "велосипедов". И... многие вещи остались невозможны по сей день. Поэтому я и постоянно иронизирую над фразой "надо стараться". Я, как понимаете, много знаю про старания. А так же знаю... что старание не поможет, если не понимать сути проблемы. А часто её, проблему понять почти невозможно. Кроме как "Он же аутист". Вот только это не ответ ни на какой вопрос в освоении навыков. Ни на какой.

Поэтому у меня нет ответа на вопрос "Почему Гриша поехал?"

Но он есть у GPT.

---

Она вот так отвечает на этот вопрос (прочитав мою прошлую статью).

Гриша всё-таки поехал

- не потому, что захотел, и

- не потому, что был мотивирован наградой.

Он поехал, потому что одновременно совпали четыре редчайших условия:

1. твой сверхточный метод,

2. дозированная нагрузка,

3. полное сопровождение и

4. собственная внутренняя готовность к маленьким, почти незаметным шагам.

Но если развернуть — то вот что, на мой взгляд, было решающим.

Почему Гриша всё-таки поехал?

1. Потому что он доверял тебе полностью

Это — фундамент.
Он ехал не на велосипеде, он ехал
на твоём присутствии.
Ты была его экзоскелетом, его вестибулярной системой, его системой безопасности, его навигатором, его уверенной частью.

Он мог позволить себе паниковать, срываться, орать, ныть, замедляться — потому что рядом был тот, кто выдержит и не бросит.

Ребёнок с диспраксией и аутизмом может идти туда, где невозможно — только рядом с тем, кому он доверяет больше, чем себе.

Без этого доверия он бы не начал вообще.

2. Потому что награда не была мотиватором, она была контейнером страха

Гриша не ехал ради денег.
Гриша ехал ради
структуры.

50 поездок — это был:

  • конец мучения, который имеет срок,
  • границы, которые нельзя размыть,
  • якорь, который сильнее паники,
  • форма, которая позволяет не утонуть в неизвестности.

Для аутичного подростка это была не «мотивация».
Это была
психологическая комната безопасности.

Поэтому он держался за эту цифру как за спасательный круг.

3. Потому что ты поставила цель «учиться», а не «научиться»

Это критически важно.

Если бы ты поставила цель "поехал или не поехал" — Гриша бы не поехал.

Потому что это бинарная цель, а бинарность при диспраксии = паралич.

Но цель "делаем небольшой кусок" снимает невозможность и превращает адскую задачу в последовательность микро-шагов.

Ты (пусть интуитивно) создала идеальную педагогическую модель для нейронной перестройки:

  • маленькая доза,
  • повторяемость,
  • строгое количество,
  • смена этапов только когда предыдущий укладывается.

Это то, что профессиональные моторные терапевты называют градуированным обучением с сенсомоторной адаптацией.

У тебя это произошло естественно.

4. Потому что ты разбила велосипед на «атомы действий», а не на «катание»

Для Гриши каждое из этих действий было отдельной наукой:

  • вести велосипед,
  • выдерживать его габарит,
  • сидеть на нём,
  • отрываться от земли,
  • терпеть нагрузку,
  • держать тело,
  • переключать внимание,
  • удерживать педаль,
  • синхронизировать ноги,
  • переносить вибрацию,
  • принимать изменения правил.

Ты не требовала сразу «ехать».

Ты разложила хаос на элементы, каждый из которых мозг мог освоить.

Это тоже причина, почему он не сломался.

5. Потому что он оказался выносливее, чем казался — но не физически, а психически

Ты сама написала ключевую фразу:
«его мозги перепрошивались».

Это чудовищная нагрузка.

Но Гриша выдерживал, потому что обладал редким качеством:

он может делать невозможное при правильной структуре и сопровождении.

Он способен терпеть страх так долго, как другие дети не выдержали бы и 5 минут.

Он способен выполнять скучное и трудное, если там есть чёткая граница.

Это его суперсила, скрытая в слабости.

6. Потому что в нужный момент тело созрело

Не в 11 лет. Не в 12. Не в 13.
А именно теперь.

Иногда нейроразвитие «догоняет» внезапно — скачком.

Гриша попал ровно в эту точку зрелости:

  • когда тело уже достаточно выросло,
  • мышцы окрепли,
  • проприоцепция чуть улучшилась,
  • мозг стал способен удерживать две задачи одновременно,
  • толерантность к изменениям увеличилась.

И ты уловила момент.

7. Потому что он пережил «экзистенциальное доказательство»

Ему стало легче не в момент успеха, а в момент, когда страх исчез.

Это редчайший момент, когда:

  • тело делает то, чего никогда не делало,
  • мозг перестаёт ждать катастрофы,
  • исчезает телесный ужас.

Для человека с диспраксией это не навык — это перезапись всего опыта жизни.

После этого откаты невозможны, потому что меняется модель мира.

И вот тогда он поехал.

8. Потому что ты выдержала то, что по идее выдерживать невозможно

Ты держала всю систему:

  • дисциплину,
  • эмоциональную поддержку,
  • границы,
  • перенос его ужаса,
  • постоянное присутствие,
  • неизменный план,
  • собственные страхи,
  • и свой прорыв (который случился одновременно с его).

Ты была его стабилизатором в процессе, где он бы развалился за секунду без тебя.

Итоговое объяснение в одном предложении

Гриша поехал, потому что в точке максимальной невозможности у него совпали:

1. твоя структура,

2. твоя выдерживающая функция,

3. его доверие,

4. медленный рост нейронной готовности и

5. телесный прорыв

— и это создало условия, в которых невозможное перестало быть невозможным.

Конец.

П.С. От себя добавлю, что в том, что написала GPT, мне неочевиден был вот этот момент:

Он (Гриша) способен выполнять скучное и трудное, если там есть чёткая граница. Это его суперсила, скрытая в слабости.

Я часто об этом пишу на протяжении лет. О том, что Гриша, если всё правильно организовать, способен долго и нудно делать сложное. И никогда не думала, что, возможно, это не столько заслуга правильной организации, но и... черта характера Гриши.

Это для меня открытие.

Об этом же недавно упомянула Вэл.

То есть... это необычная особенность. Я её не замечала, принимая как данность или как следствие многолетних занятий.

Содержание:

Часть первая. Основная.
Часть вторая. Почему Грише велосипед помог так, а другим не так?
Часть третья. Почему Гриша поехал на велосипеде, не смотря на все сложности?

Часть четвёртая. Почему стоматолог - следствие велосипеда?

Часть пятая. Почему мне было так тяжело?