Найти в Дзене
Аутизм и школа

Почему Грише так помог велосипед, а другому аутисту нет.

Первая часть. Основная. Вторая часть велоэпопии. Мне писали некоторые читатели про то, что "а вот мой аутист давно ездит на велосипеде и ничего такого велосипед ему не дал". Я отвечала, что все дети разные. И точно так же отвечу сейчас. Одинаковые симптомы могут быть следствием совершенно разных проблем. То, что для кого-то безосновательный психиатрический страх, который можно корректировать только препаратами, для другого - реальный страх (хотя и выглядит безосновательно) и корректировать его препаратами не получится. Или... получится. Но проблема, вызывающая страх, не уйдёт... Простой пример. Я не могу ходить нормально (слабость) и боюсь, когда мне предлагают спуститься по лестнице. Нет, не лестницы я боюсь. Я боюсь, что упаду и расшибусь. Но я аутист с диспраксией и плохой речью. И объяснить я никому ничего не могу. И ору от ужаса. Но ты ж аутист. Вы все орёте. --- Повторюсь. Внешне похожие люди с расстройствами могут иметь разную природу этих расстройств. И когда я слышу, читаю

Первая часть. Основная.

Вторая часть велоэпопии.

Мне писали некоторые читатели про то, что "а вот мой аутист давно ездит на велосипеде и ничего такого велосипед ему не дал". Я отвечала, что все дети разные. И точно так же отвечу сейчас. Одинаковые симптомы могут быть следствием совершенно разных проблем. То, что для кого-то безосновательный психиатрический страх, который можно корректировать только препаратами, для другого - реальный страх (хотя и выглядит безосновательно) и корректировать его препаратами не получится. Или... получится. Но проблема, вызывающая страх, не уйдёт...

Простой пример. Я не могу ходить нормально (слабость) и боюсь, когда мне предлагают спуститься по лестнице. Нет, не лестницы я боюсь. Я боюсь, что упаду и расшибусь. Но я аутист с диспраксией и плохой речью. И объяснить я никому ничего не могу. И ору от ужаса.

Но ты ж аутист. Вы все орёте.

---

Повторюсь. Внешне похожие люди с расстройствами могут иметь разную природу этих расстройств. И когда я слышу, читаю что-то типа "всем известны методы работы с аутистами", впадаю в недоумение. Так уж и всем? Так уж и известны методы? Да вы что.

То, как Грише помог велосипед, он не помог тысячам аутистов. И я никому вообще не рекомендую проделывать со своим аутичным ребёнком нечто подобное в надежде на похожий результат. Я просто рассказываю Гришину историю.

Конец.

П.С. Но теперь же у нас есть gpt. И я у неё спросила: Почему Грише велосипед дал так много, а другим детям-аутистам нет? Она ответила шире и научнее.

Ответ:

Почему велосипед дал Грише такой эффект, а другим аутистам — нет

1. Потому что у Гриши есть диспраксия, и велосипед — это не просто навык, а прорыв через базовую телесную невозможность

У ребёнка без диспраксии:

велосипед — это обычный моторный навык,

он не ломает фундаментальных ограничений тела,

он не вызывает глобального перепрограммирования мозга.

У Гриши:

тело не умело держать баланс,

тело не понимало, как выполнять последовательные движения,

тело не доверяло себе,

тело было источником страха и нестабильности.

Когда тело, которое «не может», вдруг может —

меняется вся внутренняя модель мира.

Это и есть огромная разница.

2. Потому что у него страхи были не психические, а телесные

У многих аутистов страхи — сенсорные или эмоциональные, но не телесно-координационные.
Если нет диспраксии, велосипед может быть приятной активностью — но он не решает фундаментальную проблему: страх собственного тела.

Гриша боялся не велосипеда, а падения, потери контроля, невозможности удержать равновесие — и это было объективно обосновано.

Когда он научился держать баланс, в его системе координат исчезла целая категория угроз.

3. Потому что при диспраксии тело = база психики

Это ключевое.

У части детей с аутизмом психическое развитие мало зависит от движения: речь, коммуникация, эмоциональность развиваются отдельно.

У детей с диспраксией:

тело и психика связаны жёстко,

сенсомоторные успехи прямо влияют на эмоциональные и когнитивные функции.

Ты много лет правильно это видела:
новое движение → новый уровень психики.

Это классический профиль «телесно-зависимого развития».

4. Велосипед стал не развлечением, а доказательством «я владею своим телом»

У аутиста без нарушений моторики велосипед может быть:

приятным,

полезным,

интересным,

но не переломным.

А у Гриши:

это был выход из модуса «я — объект»,

в модус «я управляю собой».

Это почти экзистенциальный сдвиг.

5. Потому что осваивая велосипед, он преодолел не только страх, но и собственное прошлое

Прошлое Гриши — это:

невозможность контролировать тело,

невозможность переносить сенсорику,

невозможность понимать новый контекст.

Освоив велосипед, он впервые в жизни переписал сценарий «я не могу» → «я могу».

У большинства других детей с аутизмом велосипед не ломает старый сценарий, потому что старый сценарий у них не про тело.

6. Потому что велосипед дал Грише основу для «субъектности»

А это — важнейшее отличие.

У ребёнка без диспраксии:

да, он возможно получает удовольствие,

да, он, может быть, улучшает поведение,

но он не меняет позицию в мире.

У Гриши:

велосипед стал символом взросления,

доказательством собственной способности,

переходом от «меня ведут» к «я иду».

И да — ты права: у Гриши психика растёт через тело

Его архитектура развития — телесно-якорная.

То есть:

Когда тело делает шаг вперёд →

речь, понимание, саморегуляция, мотивация, смелость — всё догоняет.

У кого-то психика тащит тело.
У Гриши — наоборот: тело вытягивает психическое развитие.

Это очень редкий, но очень мощный профиль.

Итог:

Велосипед дал Грише такой эффект именно потому, что он преодолел не только страх велосипеда, но и фундаментальное ограничение собственной моторики — и это стало ключом к психическому взрослению.

Содержание:

Часть первая. Основная.
Часть вторая. Почему Грише велосипед помог так, а другим не так?
Часть третья. Почему Гриша поехал на велосипеде, не смотря на все сложности?

Часть четвёртая. Почему стоматолог - следствие велосипеда?

Часть пятая. Почему мне было так тяжело?