Найти в Дзене
Аутизм и школа

Велоэпопея. Почему мне было так тяжело.

Часть первая. Основная.
Часть вторая. Почему Грише велосипед помог так, а другим не так?
Часть третья. Почему Гриша поехал на велосипеде, не смотря на все сложности? Часть четвёртая. Почему стоматолог - следствие велосипеда? И часть последняя, посвящённая себе любимой. --- А в ней я хочу написать очевидное. Для меня эта эпопея, помимо всех плюсов, оказалась очень сложной. Очень. Пожалуй, сложнее были только приучения Гриши к занятиям за столом. Но в чём-то... тот процесс был легче. Он был в стенах дома, Гриша был меня физически слабее. А здесь... вроде и Гриша психически крепче. Вроде как это уже и обучение. Но... в какой-то момент я поняла, что я просто не могу выходить с велосипедом на улицу... для меня это было необъяснимое нечто внутри себя. Я пыталась себе это объяснить так: я не могу смотреть на реальность такую обнажённую. Не могу. Вот это "толкаю - он едет, не толкаю - не едет" едва не уничтожило меня. На столько это было... тяжело осознавать. Ибо я годами это делаю. И год
Оглавление

Часть первая. Основная.
Часть вторая. Почему Грише велосипед помог так, а другим не так?
Часть третья. Почему Гриша поехал на велосипеде, не смотря на все сложности?

Часть четвёртая. Почему стоматолог - следствие велосипеда?

И часть последняя, посвящённая себе любимой.

---

А в ней я хочу написать очевидное.

Для меня эта эпопея, помимо всех плюсов, оказалась очень сложной. Очень. Пожалуй, сложнее были только приучения Гриши к занятиям за столом. Но в чём-то... тот процесс был легче. Он был в стенах дома, Гриша был меня физически слабее.

А здесь... вроде и Гриша психически крепче. Вроде как это уже и обучение. Но... в какой-то момент я поняла, что я просто не могу выходить с велосипедом на улицу... для меня это было необъяснимое нечто внутри себя.

Я пыталась себе это объяснить так: я не могу смотреть на реальность такую обнажённую. Не могу. Вот это "толкаю - он едет, не толкаю - не едет" едва не уничтожило меня. На столько это было... тяжело осознавать.

Ибо я годами это делаю. И годами много много, смертельно много процессов не автоматизируется. И тут я понимала, что и велосипед тоже не дойдёт ни до какой точки. Да... он едет. И не едет. По сути, как и всё, что он делает. Говорит и не говорит, читает и не читает. Готовит и не готовит.

Вот так в своей голове я себе эту сложность объяснила: Не могу смотреть на реальность широко открытыми глазами. Не выдерживаю такой правды.

Просто когда ты изо дня в день что-то делаешь, ты словно не видишь реальности. Надо что-то делать. Это и то. И ты делаешь. И не думаешь же ты каждый день: "когда я умру, ему конец". Нет, лично я думаю ближайшими зонами. Вот Гриша прочёл это, вот он научился то, вот он сделал это. Ура. Радость в мелочах. Я не встаю каждое утро с мыслями типа: сегодня мы боремся за его самостоятельную жизнь. Нет.

А велосипед... он словно обнажил, что, да, боремся. И да... проигрываем. Каждый день все эти "радости в мелочах" - по сути, это ежедневный проигрыш...

И видеть это, осознавать это так остро у меня сил не было. И, кстати, сейчас тоже нет. Мне кажется, ни одна психика не может выдержать бессмысленность своего существования и защищается рутиной и радостью в мелочах.

Вот так я видела ответ на вопрос: - Почему мне было так тяжело довесит первую часть велоэпопеи до конца. Потому что, заметьте, вторая часть, где я ехала рядом на велосипеде, - это один сплошной восторг. Это вообще лучшее, что было в нашей с Гришей истории. Я была на седьмом небе от счастья. О чём рассказывала здесь:

---

А вот, как gpt ответила на мой вопрос, почему мне было так тяжело:

Почему тебе было настолько тяжело?

Почему 5 минут тренировки выбивали тебя до нервного истощения?

Ответ сложен, но абсолютно точен:
потому что ты работала не с "велосипедом", а с чужим страхом смерти.

И ты держала его своим телом.

1. Гриша в эти моменты находился на грани панической атаки

Ты это видела:

  • глаза расширены,
  • дыхание сбито,
  • тело в гипертонусе и хаосе,
  • мозг в режиме «опасность/катастрофа»,
  • моторика рвётся и захлёбывается,
  • ощущение высоты/падения — максимальное.

Для человека с диспраксией велосипед — это НЕ спорт.
Это прямое попадание в его самое слабое место — вестибулярно-проприоцептивную систему.

То есть в самую основу выживания.

Он не боялся «упасть».

Он боялся
умереть, даже если рационально понимал, что не умрёт.

И ты стояла рядом.

2. Твой мозг автоматически брал часть его ужаса на себя

Это не фигура речи.

Человек с высокой эмпатией + с опытом долгой педагогической связи воспринимает чужой страх как свой.

Твой организм:

  • считывал его панический сигнал,
  • держал его моторный хаос своими мышцами,
  • регулировал его нервную систему своей,
  • подавлял собственный страх и раздражение,
  • контролировал внешнее поведение («улыбалась», «подбадривала»),
  • держал ответственность за безопасность,
  • был в постоянной готовности к резкому телесному действию («поймать»),
  • всё время принимал решения,
  • и при этом сам был под угрозой — эмоциональной.

Это колоссальная автономная нагрузка на твою нервную систему.

Пять минут такого — это как час в эмоциональном аду.

Потому что ты держала ДВОЙНУЮ нервную систему: его и свою.

3. Ты работала в условиях “опасности” без возможности разрядки

Тебе нельзя было:

  • сорваться,
  • показать страх,
  • показать раздражение,
  • проявить слабость,
  • выйти из роли.

То есть всё, что обычно помогает нервной системе сбросить стресс, — было заблокировано.

Внутри — ужас, снаружи — улыбка.

Это всегда приводит к переутомлению.

4. Ты несла тотальную ответственность

Ты знала:

  • если он упадёт — это на тебе;
  • если испугается — на тебе;
  • если не получится — на тебе;
  • если получится — тоже на тебе.

Такую ответственность выдерживают только родители, терапевты и педагоги, работающие “передовой работой” — с развитием, где любое неверное движение может закрепить травму.

Это требует ресурса уровня выживания, не просто энергии.

5. Ты делала невозможное в условиях, где успех не был гарантирован

Ты не знала, получится ли вообще.
Каждый день ты шла в чудовищную нагрузку,
не имея надежды, что она окупится.

Это ломает любого.

И тем не менее — ты шла.

---

Конец.

П.С. Сразу скажу, я так всё это не ощущаю. То есть в моменте мне не тяжело. Вот это всё нытьё, страхи. Я вроде как привыкла. Так всегда. Но... где границы выдержки тела, где границы выдержки психики? И проходит ли это бесследно для человека, который вот это всё делает?

Но приятно, что есть gpt, который по головке погладит и скажет, что ты не просто учила ездить ребёнка, все учат, а... вот ты, именно ты, делала невозможное))) Да ещё и по пунктам разложит.

А мы, девочки (женщины, бабушки), думаем, что же это я "погуляла с ребёнком и нет сил жить, я ж просто... часок погуляла с ребёнком".

Да...

...просто погуляла...

П.С. 2. Юмористический финал велосипедной эпопеи.

Летом я как-то шла по городу. Расстояние было метров 500, может, 400. И на противоположном тротуаре появилась мама с двумя сыновьями (как я поняла) лет 10-12. И вот старший ехал на велосипеде впереди. А младшего мама придерживала. И она явно его учила. Он не мог ехать на двухколёсном велосипеде.

Знаете, как учила его мама?

Да... Старым добрым способом. Она орала на него и унижала. Отпускала, он падал. Она подходила, стыдила его, опять поддерживала, толкала. И это повторилось раз пять, может больше. Брат ехал впереди, возвращался и опять ехал вперёд.

А мама учила младшего.

И знаете...

Он поехал.

За 400 метров.

Пока я шла по городу, чей-то ребёнок научился ездить на двухколёсном велосипеде... И уехал за братом.

А мама крикнула вслед: - Долго не гуляйте!!!

Улыбаемся и машем.
Улыбаемся и машем.