Найти в Дзене
Nasledie Digital

Забытое имя Симонова

Оглавление

Константин Симонов — поэт, чьё стихотворение «Жди меня» во время Великой Отечественной знала наизусть вся страна. Прозаик, создавший эпопею «Живые и мёртвые». Главный редактор ведущих литературных изданий. Его судьба настолько тесно переплелась с историей страны, что имя и фамилия этого человека от неё неотделимы. Однако писатель в юности… отказался от своего настоящего имени. Почему?

Источник sputniknews.com
Источник sputniknews.com

Тайна имени. Почему Кирилл стал Константином

Представьте себе мальчика из Петрограда, рождённого 28 ноября 1915 года в семье с дворянскими корнями. Его отец, Михаил Симонов, был военным, который бесследно исчез в вихре Гражданской войны. Мать, Александра Оболенская, и вовсе была княжной. При крещении младенца нарекли красивым, звучным именем — Кирилл. Казалось, судьба уготовила ему одну жизнь, но история распорядилась иначе.

У этого мальчика из хорошей семьи была досадная проблема: он картавил. Причем так сильно, что не мог как следует выговорить собственное имя. Звуки «р» и «л» ему не давались, и слово «Кирилл» превращалось в мучительную скороговорку. Жить, когда твоё главное идентифицирующее слово — твоё имя — дается с таким трудом, было сложно. Эта невинная детская особенность оказалась судьбоносной.

Герб рода Оболенских. Источник bigenc.ru
Герб рода Оболенских. Источник bigenc.ru

В 1934 году, в возрасте 19 лет, молодой человек принимает радикальное решение. Он не просто берет творческий псевдоним, а официально меняет имя в документах. Кирилл Симонов исчезает, а его место занимает Константин Симонов. Почему Константин? Вероятно, потому, что это имя было благозвучным, сильным и, что самое главное, он мог произнести его чётко и уверенно, без единой запинки.

Это было не только решением логопедической проблемы. Сбрасывая с себя старое имя Кирилл, он символически отказывался от прошлого, от того бремени происхождения, которое в новую, советскую эпоху могло стать не просто обузой, а реальной опасностью.

Став Константином, молодой человек не просто исправил дефект речи — он сознательно начал конструировать нового себя, человека, чья биография должна была начаться с чистого листа.

Константин, он же Кирилл, Философ, учитель словенский. Источник wikipedia.org
Константин, он же Кирилл, Философ, учитель словенский. Источник wikipedia.org

Однако рассмотрим такую перемену имён в более крупном контексте. В случае Симонова Кирилл стал Константином — но история знает факт, когда Константин стал Кириллом, и это был один из солунских братьев, создателей славянской письменности. Тот Константин стал Кириллом, удалившись от мира, приняв перед смертью схиму и новое имя. Этот Кирилл стал Константином, ещё только выходя в мир и начиная свою удивительную, богатую на события, жизнь.

Из токаря в литераторы

Как жил Кирилл Симонов? Детство будущего писателя прошло в разъездах по гарнизонам вместе с матерью и отчимом — военным специалистом, бывшим полковником царской армии.

Семья жила в Рязани, в Саратове, и это была жизнь, далёкая от столичного блеска. Здесь не было места дворянским воспоминаниям матери; семью окружала суровая реальность новой, советской провинции, которая в итоге и сформировала характер Симонова.

Саратов в 1930-е годы. Источник oldsaratov.ru
Саратов в 1930-е годы. Источник oldsaratov.ru

После окончания семилетки в Саратове для юного Кирилла началась взрослая жизнь. Он пошёл на завод, получив рабочую специальность токаря. Сначала он трудился в Саратове, а затем, после переезда семьи в Москву, Симонов продолжил работу на столичном предприятии.

Переломный момент наступил в 1935 году. Не оставляя работы, Симонов начинает публиковать свои первые стихи и поступает в Литературный институт имени Горького. Он успешно оканчивает его в 1938 году, в том же году становится членом Союза писателей — что для 24-летнего молодого человека было очень неожиданным — и спустя год официально во всех документах становится Константином Симоновым.

Военкор

Военным корреспондентом Константин Симонов становится совсем не в 1941 году. Это призвание нашло его двумя годами ранее — на реке Халхин-Гол. Именно туда, в Монголию, Симонов впервые отправился как журналист. Эта командировка стала для него главным экзаменом на профпригодность — здесь он понял, что его место не в кабинете, а на передовой, среди солдат и офицеров. В аспирантуру Литинститута Симонов уже не вернулся.

С первого дня Великой Отечественной Симонов оказался в самой гуще событий. В качестве корреспондента «Красной звезды» он отступал до самой Москвы, видел разгром немцев под Сталинградом, дошёл до Берлина и в итоге объездил все фронты.

Константин Симонов и Алексей Сурков (поэт, автор текста «Бьётся в тесной печурке огонь…»). Источник lenfilmexpo.ru
Константин Симонов и Алексей Сурков (поэт, автор текста «Бьётся в тесной печурке огонь…»). Источник lenfilmexpo.ru

Именно там, на фронте, родились его самые пронзительные произведения. Стихотворение «Жди меня», написанное в 1941 году, он сначала даже не хотел публиковать, считая его слишком личным. Но оно, переписанное от руки миллионами солдат, стало настоящей молитвой для всей сражающейся страны. А его повесть «Дни и ночи» о Сталинградской битве была одной из первых попыток художественно осмыслить этот грандиозный, переломный и кровавый эпизод войны.

Войну Симонов закончил, став свидетелем и участником её ключевых, символических моментов. Он видел, как освобождалась Европа, и присутствовал при исторической встрече с американскими союзниками на Эльбе. Его репортажи были не просто сводками с фронта, а живой хроникой, которую ждала вся страна.

Золотой век Нового мира

После войны Константин Симонов оказался не просто знаменитым писателем, а настоящим героем. Пик его карьеры пришёлся на руководство главными журналами страны: он дважды возглавлял «Новый мир» и был главным редактором «Литературной газеты». Эти посты делали его одним из самых влиятельных людей в советской литературной системе.

Одновременно с редактурой Симонов активно работал в Союзе писателей СССР, дважды занимая должность секретаря. Его статус подкреплялся участием и в политической жизни — он был депутатом Верховного Совета СССР. Признанием его заслуг стали шесть Сталинских премий, полученных в 1940-х и начале 1950-х годов.

Источник hsmedia.ru
Источник hsmedia.ru

Будучи в некотором роде обласканным властями, Константин Симонов старался использовать своё положение во благо литературы и искусства. Именно при нём советскому читателю вернули романы Ильфа и Петрова и булгаковского «Мастера и Маргариту». Именно тогда вышли переводы пьес Артура Миллера, Юджина О’Нила, а также «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя.

Симонов защищал и Лилю Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» пытались вычеркнуть из биографии Маяковского — и вдобавок активно поучаствовал в восстановлении выставки «XX лет работы» всё того же Маяковского.

Однако главным делом послевоенных лет для него стала масштабная эпопея «Живые и мёртвые». Работа над трилогией заняла больше десяти лет — с 1959 по 1971 год. Начиная эту книгу, которая появилась, по сути, из личного дневника, Константин и не думал, что текст превратится в объёмные три тома романа-эпопеи.

Это была попытка осмыслить войну заново, уже без оглядки на цензурные ограничения военного времени, сочетая художественный вымысел с точностью документального репортажа.

Источник humus.livejournal.com
Источник humus.livejournal.com

Глазами человека моего поколения

В последнее десятилетие своей жизни Константин Симонов отошёл от большой административной работы — но не от литературы. Главным его трудом этого времени стали мемуары «Глазами человека моего поколения», над которыми он работал до конца дней. Эта книга была для него попыткой осмыслить не только военные годы, но и всех событий в целом, участником и свидетелем которых ему довелось быть.

28 августа 1979 года Константина Симонова не стало. Он умер в Москве после тяжёлой болезни, прожив 63 года. Его уход стал заметной вехой — уходил не просто писатель, а живой символ военного поколения, чей голос знала и помнила вся страна.

Но самый пронзительный факт его биографии случился после смерти. Согласно завещанию, у Симонова не было ни пышных похорон, ни монументального надгробия. Его прах был развеян близ Могилёва, над Буйничским полем — местом, где в июле 1941 года он, молодой военкор, видел, как советские солдаты сдерживали танковые атаки вермахта.

Мемориальная табличка Константина Симонова на Буйничском поле. Источник csdfmuseum.ru
Мемориальная табличка Константина Симонова на Буйничском поле. Источник csdfmuseum.ru

Этот последний жест стал итогом всей его жизни. Он буквально вернулся туда, где для него началась война, к тем, кто навсегда остался в той земле. Буйничское поле, которое он описал в «Живых и мёртвых», стало его главным памятником — невыдуманным, вечным и лишенным всякого пафоса.

История Константина Симонова — это напоминание: судьба человека неразрывно связана с историей страны. Сохраните историю своей семьи в Цифровой капсуле времени. Здесь вы можете запечатлеть дорогие вам моменты и передать их будущим поколениям. Переходите по ссылке и знакомьтесь с вашим будущим семейным порталом на онлайн-презентации «Первый шаг»!