История судоходства на Енисее с его порогами сложна и драматично, но о ней у меня есть отдельная статья. Для современных судов пороги - не преграда, а так, помеха, и потому от Красноярска до низовий флот Енисея в основном такой:
В здешней технофауне от Красноярска до Дудинки почти нет эндемиков - кроме последнего в мире (!) туера на Казачинском пороге (но там о нём и расскажу!) Енисей бороздят плюс-минус те же суда, что и Иртыш, Амур, Дон или Волгу. Лицом грузового судоходства мне запомнились парные баржи, собранные параллельно - видимо, так надёжнее проходить порог:
Вот их ведёт ОТ-2000 ("озёрный толкач"), построенный в 1971 году в Будапеште. Крупное и мощное судно 45 метров длиной и 120 тонн дедвейта:
Его же именной систершип "Александр Сибиряков" с той же верфи, но 1979 года. О нём мне попался чей-то пост с подробной экскурсией:
Здесь я не заснял буксир - больше впечатлила сцепка барж явно с какой-нибудь вахты:
"Сорск" типа РП ("речной плотовод") - поменьше (28 метров) и полегче, зато построен в 1978 году в Красноярске:
Как и "Хатанга" - его систершип и даже ровесник, но только тягач. Он ходит на Большую Хету, впадающую в Енисей ниже Дудинки:
Местный и "Путейский-304" (1986) совсем уж миниатюрного типа БТ... впрочем, в Обь-Иртышский канал со своей длиной 21,5 метра даже он бы не влез:
Небольшой сухогруз "Тайга-2", построенный в 1963 году в Улан-Удэнским судоремонтным заводом. Одним из десятка заводов по всему СССР, строивших такие суда проекта М-104. По мощности он сравним со "Святителем Николаем", а размером (длина 30 метров) даже уступает ему. Роднит же суда с кадра выше и ниже движитель - водомёт вместо винта, что очень кстати на порогах:
Чуть более крупный сухогруз "Туруханск" типа 890, построенный в 1964 году в посёлке Самусь под Томском:
А вот наконец экзотика - "Плавмагазин-631", спущенный на воду в 1974 году в ГДРовском Рослау. С самого начала именно в таком качестве, и могу представить, как достопочтенные бюргеры чесали в затылках, пытаясь понять, зачем магазину плавать. Здесь, думаю, такой вопрос никому в голову не придёт, а на Оби мне встречалась плавполиклиника. И кстати, он крупнее большинства сухопутных магазинов - 67 метров в длину и 705 тонн водоизмещением.
Немногим реже грузовых судов на Енисее встречаются всякие плавкраны и землечерпалки, обслуживающие водный путь:
Но большинство из них всё-таки выше ангарского устья:
Хотя вот и близ Дудинки заснял землесос ПСЗ-500, построенный в 1986 году в Белом Городке под Тверью, но сразу же отправленный сюда. Взгляните на берег за ним: большинство кадров сняты в конце июня, а этот - в середине августа, когда расход воды в Енисее уменьшается в несколько раз.
Самое новое в моей подборке гидрографическое (промерное) судно RDB 66.62 "Анатолий Шилов", построенное в 2022 году в Красноярске и почему-то приписанное к Новороссийску. Чаще, как видите, на Енисее трудятся старички, уже сравнимые по возрасту с дореволюционными пароходами на момент их списания в 1960-70-х.
Впрочем, самое необычное, что здесь плавает (именно плавает, а не "ходит"!) - вот: Енисей - одна из последних рек России (вроде наряду с Северной Двиной) с действующим лесосплавом. Тут стоит добавить, что древесиной завалены все берега Карского моря - ледоходы на притоках Енисея (особенно двух Тунгусках) случаются такие, что корчуют прибрежную тайгу. Человек подходит к делу хотя бы аккуратнее, скрепляя заготовленный лес в плоты, достигающие в длину 800 (!) метров.
Плотогоны - важная часть енисейской истории: так, именно к ним ("ярыгам") возводил свой род здешний геракл, чемпион и лучший в истории тренер по вольной борьбе Иван Ярыгин, а Виктор Астафьев описывал труд плотогонов в своих повестях "Перевал" и "Стародуб". Он же добился запрета молевого сплава на Мане - по мелким рекам лес часто отправляли отдельными брёвнами, немалая часть которых в пути превращалась в гниющий топляк.
В наше время сплотки проходят в основном на Ангаре, в лесопильнейшем Богучанском районе (тем что более выше реку глухо перекрыла ГЭС), а "сортировочной станцией" служит Стрелка: там формируются большие плоты на экспорт через порт Дудинки...
...и малые на заводы в Лесосибирск. Вот при нас шла разборка плота на охапки брёвен, отправлявшиеся через равный промежуток времени под краны, поднимавшие их на берег.
Сходство с железнодорожной станцией не случайно: река - та же дорога с километражем (причём считается он от устья), знаками, разметкой (её роль выполняют бакены), правилами движения... Любую дорогу надо обслуживать, а потому между крупными судами постоянно снуют разъездные катера. Тип многих из них так и называется - "Путейский". Вот например "Аист" прилетел сюда из Каширы в 1972 году:
Чаще речные вахтовки бывают на базе "каэсок" (КС) - небольших (до 17 метров) и довольно быстрых (до 30км/ч) водомётных катеров, строившихся в 1960-80-х десятком заводов по всему Союзу.
Посудину с кадра выше я опознать не могу, а вот уже постсоветский КС-110 вместимостью до 24 пассажиров.
И если уж искать какую-то специфику в речном флоте Енисея, то пожалуй ближе всего к ней обилие водомётных судов, не рискующих погнуть винты в порогах.
Моторные лодки - вездесущи:
Как и паромы, когда-то работавшие даже в черте Красноярска: мостами Енисей стал обрастать не так давно...
Теперь паромов особенно много близ устья Ангары - деревни здешние, как и встарь, тяготеют к Енисейску (точнее, Лесосибирску), а объезд по суше только через Красноярск:
Но там это баржи с буксирами, а вот специализированные паромы я видел только в низовьях, например СП-4 около Дудинки:
"Анатолий Чмыхало" из Игарки очень на него похож, да и построены оба в Красноярске... но с разницей в полвека - тот в 1964, а этот в 2014 году:
Тогда умирающей Игарке паром стал нужен позарез - её аэропорт на речном острове сделался авиахабом "Роснефти". Но и пассажирам теплохода он помогает высаживаться, когда уровень воды не даёт подойти к дебаркадеру:
Также у меня есть отдельные статьи про:
Морские суда в низовьях Енисея, включая уникальные "Арктические Экспрессы".
Атомные ледоколы, которые тоже можно увидеть на Енисее.
И в том числе - рейсовые теплоходы "Чкалов" и "Матросов"...
...и круизный "Максим Горький".