Найти в Дзене

Креативный класс в фокусе статистики

Использован дизайн pikisuperstar / Freepik
Использован дизайн pikisuperstar / Freepik

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует на основе данных Росстата тенденции развития креативного класса в России в 2019–2024 гг. и его количественные и качественные характеристики.

Справочно: оценки опираются на данные ежемесячного выборочного обследования рабочей силы (ОРС) (форма № 1-З); занятость оценивается на основе информации о трудовой деятельности респондентов ОРС на обследуемую неделю. К креативному классу относят работников, чья трудовая деятельность характеризуется высокой творческой составляющей, новизной, решением нестандартных задач независимо от специфики индустрии, в которой она осуществляется. Перечень креативных профессий сформирован ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе анализа международного опыта.

Главные выводы:

  • В 2024 г. в креативных профессиях в России были заняты 3,5 млн человек. Последние пять лет их численность росла более высокими темпами, чем по экономике в целом (+12,3% и +3,1% соответственно к уровню 2019 г.). Представители креативного класса хорошо интегрированы практически во все отрасли: непосредственно в креативных индустриях работали 45,3% занятых этой категории, остальные — в других секторах.
  • Более всего распространены в России креативные профессии, связанные с цифровыми технологиями (29,2%), а также рекламой, маркетингом и PR(18,1%); при этом если доля первых за пять лет увеличилась (+5,6 п.п.), то последних — сократилась (-8,3 п.п.). Почти каждый четвертый представитель креативного класса является специалистом в области культуры и искусства (художники, музыканты, литераторы, лингвисты, певцы, актеры, танцоры, режиссеры — 23%). Каждый пятый либо имеет отношение к другим творческим профессиям (архитекторы, проектировщики-градостроители, дизайнеры — 15%), либо является фотографом, художником-декоратором, оформителем (6,2%)
  • Социально-демографический портрет занятых в креативных профессиях отличается от среднестатистического на российском рынке труда. Традиционно большинство представителей креативного класса — специалисты высшего уровня квалификации (в 2024 г. — 80,7%), чаще имеют высшее образование (71,1%) и работают по специальности (58,3%). Среди занятых в креативных профессиях также преобладают молодые люди (65% из возрастной категории от 25 до 44 лет) и мужчины (53,2%). По сравнению с 2019 г. чуть увеличилась доля женщин (+1,9 п.п.), лиц с высшим образованием (+3,4 п.п.) и относящихся к возрастной категории от 45 до 64 лет (+3,2 п.п.).

По ссылке приведены более детальные сведения.