Найти в Дзене

Задание №8 ЕГЭ по русскому языку: грамматические ошибки – разбор и рекомендации

Задание №8 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание грамматических норм и умение находить ошибки в предложениях. Чтобы успешно справиться, важно различать типы ошибок и «слышать» правильное построение фразы. Часто грамматическая ошибка заметнее на слух, чем глазами, поэтому чтение вслух здесь особенно помогает. Задание 8 на ЕГЭ по русскому языку оценивается максимум в 2 балла: То есть одна невнимательность может стоить сразу целого балла. Поэтому важно знать не только формулировки правил, но и то, как именно ошибки проявляются в реальных предложениях. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Обычно в задании дано: Нужно соотнести каждый тип ошибки с конкретным предложением. Одно предложение не может быть правильным ответом сразу для двух разных ошибок. 1. Просмотрите список ошибок.
Всего в спецификациях экзамена выделяют 10 основных типов грамматич
Оглавление

Задание №8 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание грамматических норм и умение находить ошибки в предложениях. Чтобы успешно справиться, важно различать типы ошибок и «слышать» правильное построение фразы. Часто грамматическая ошибка заметнее на слух, чем глазами, поэтому чтение вслух здесь особенно помогает.

Задание 8 на ЕГЭ по русскому языку оценивается максимум в 2 балла:

  • 2 балла — если всё сделано без ошибок,
  • 1 балл — при 1–2 ошибках,
  • 0 баллов — при 3 и более ошибках.

То есть одна невнимательность может стоить сразу целого балла. Поэтому важно знать не только формулировки правил, но и то, как именно ошибки проявляются в реальных предложениях.

Пример формулировки задания №8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Обычно в задании дано:

  • несколько формулировок типов грамматических ошибок (например, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, ошибка в деепричастном обороте и т.д.),
  • 8–9 предложений.

Нужно соотнести каждый тип ошибки с конкретным предложением. Одно предложение не может быть правильным ответом сразу для двух разных ошибок.

Алгоритм выполнения задания

1. Просмотрите список ошибок.
Всего в спецификациях экзамена выделяют 10 основных типов грамматических ошибок. Перед началом решения вспомните, как каждый тип выглядит в живом предложении.

2. Начинайте с «лёгких» ошибок.
Чаще всего проще всего увидеть:

  • ошибки в предложениях с косвенной речью,
  • нарушения в несогласованном приложении,
  • ошибки в деепричастных оборотах.

Их формы довольно типичны, поэтому они бросаются в глаза и «бросаются в уши».

3. Переходите к остальным типам.
После деепричастий проверьте:

  • причастные обороты,
  • однородные члены,
  • управление и предлоги,
  • видо-временную соотнесённость глаголов,
  • числительные.

Со временем у вас появится свой алгоритм решения: одни ошибки вы будете находить почти мгновенно, другие — оставите «на десерт».

4. Читайте предложения вслух.
Грамматические ошибки часто слышны:

  • «спотыкается» форма сказуемого,
  • «режет слух» сочетание числительного и существительного,
  • «ломается» конструкция с деепричастием.

Если что-то звучит странно, скорее всего, там есть нарушение нормы.

5. Не застревайте на одном предложении.
Если чувствуете, что в предложении есть ошибка, но тип определить трудно, поставьте пометку и двигайтесь дальше. Потом вернётесь к нему, когда часть ответов уже будет распределена.

6. Используйте табличный список ошибок.
Перед тренировкой полезно иметь под рукой короткую таблицу: тип ошибки → как проявляется → пример. Это ускоряет распознавание и помогает аккуратно классифицировать ошибки.

Краткая теория типов ошибок

Понимание ключевых признаков каждого типа ошибки сильно ускоряет решение задания №8.

Косвенная речь

В косвенной речи не используют местоимения 1-го и 2-го лица (я, ты, мы, вы), если передают чужую речь от третьего лица.

  • Неправильно:
    «Перед открытием турнира ведущий сказал, что
    я сначала представлю членов жюри».
  • Правильно:
    «…ведущий сказал, что
    сначала представит членов жюри».

Ошибка — в «смешении» лица: говорим о ведущем, а в придаточном вдруг появляется «я».

Несогласованное приложение

Речь о именах собственных и названиях (книг, газет, городов и т.п.), часто в кавычках.

Общее правило:

  • если есть главное слово, название не склоняется:
    книга «Словарь современного русского языка»,
    в газете «Комсомольская правда»;
  • если главного слова нет, название склоняется:
    к «Евгению Онегину», из «Комсомольской правды».

Ошибки возникают, когда название по привычке склоняют или, наоборот, оставляют в начальной форме там, где нужно изменение падежа.

Деепричастный оборот

Деепричастие (что делая? что сделав?) обозначает дополнительное действие того же лица, что и подлежащее.

Нельзя, чтобы деепричастие относилось к «неживому» или другому лицу, чем подлежащее.

  • Неправильно: «Играя в футбол, время пролетело незаметно».

    (Кто играл? Время? Нет подлежащего для деепричастия.)
  • Правильно: «Когда мы играли в футбол, время пролетело незаметно».

Причастный оборот

Причастие (какой? какая? какие?) — это определение, которое должно:

  • согласовываться с существительным или местоимением по роду, числу и падежу,
  • стоять рядом с тем словом, которое оно определяет.

Например:
«Нефтяные загрязнения, возникающие при транспортировке нефти, являются угрозой…»

Главное слово загрязнения, причастие возникающие согласуется с ним и стоит рядом. Ошибка — когда главное слово «разрывает» оборот или причастие согласовано неверно.

Однородные члены

Задача — правильно согласовать формы и использовать двойные союзы.

  • При двойных союзах (не только… но и, не столько… сколько) первая часть союза должна стоять перед первым однородным членом:
    «студенты обсуждали не только вопросы дисциплины, но и возможность досрочно сдать зачёты».
  • Если однородные сказуемые требуют разных падежей для дополнений, каждое сказуемое должно иметь «своё» дополнение.
  • Однородные прилагательные/причастия должны быть в одной форме (полной или краткой), и при обобщающем слове — соответствовать ему.

Управление и предлоги

Важно правильно выбирать предлог и падеж.

  • С предлогом «по» в значении «после» используется предложный падеж:
    по приезде, по окончании.
  • Предлоги «согласно», «благодаря» и подобные требуют дательного падежа.

Следите, нужен ли предлог вообще.
Правильно:
«Мы обсуждали с ним посев, урожай и трудный крестьянский быт»
(предлог «о» здесь лишний).

Видо-временная соотнесённость

В сложном предложении или ряду однородных сказуемых глаголы должны быть «согласованы» по виду и времени.

  • «Лиза вошла в гостиную и сообщила о приезде Лаврецкого» — оба сказуемых в прошедшем времени, всё логично.
  • Ошибка — когда рядом стоят формы разных времён: «вошла и сообщает».

Числительные

Часто проверяются собирательные числительные: двое, трое, четверо и т.д.

  • Они не сочетаются с существительными женского и среднего рода, с названиями животных/птиц.
  • Вместо «троими ребятами» нужно «тремя ребятами».
  • Числительное «оба» — с мужским и средним родом (оба мальчика, оба села), «обе» — с женским (обе девушки).

Хочешь уверенно сдать ЕГЭ по русскому?
Пройди бесплатную диагностику, узнай свой текущий уровень и начни подготовку с опытным экспертом. Индивидуальный подход, понятные разборы заданий и живая связь с преподавателем помогают быстрее убрать типичные ошибки.

-2

Контакты для связи:

✅ Сайт: https://ogeegemcko.ru/
✅ Telegram: @school_osnova

Типичные ошибки

  • Невнимательное чтение.
    Ученики пропускают запятые, не замечают обороты или структуру предложения. Чтение вслух помогает «услышать» несоответствия.
  • Путаница похожих конструкций.
    Часто путают деепричастие с причастием или причастие с прилагательным. Запомните: деепричастие = дополнительное действие (что делая? что сделав?), причастие = признак предмета (какой?).
  • Ошибки управления.
    Неверные падежи и предлоги: «рассуждать над проблемой», «примириться к обстоятельствам» вместо правильных «о проблеме», «с обстоятельствами».
  • Числительные.
    Смешение форм: «троими ребятами» вместо «тремя ребятами», неправильное употребление собирательных числительных с существительными женского рода, с животными или неодушевлёнными предметами.

Советы эксперта

  1. Решайте реальные варианты.
    Берите задания №8 из разных сборников и прошлых лет, сверяйтесь с ключами, отмечайте, какие типы ошибок встречаются чаще всего.
  2. Понимайте правило, а не зубрите примеры.
    Невозможно выучить наизусть все возможные предложения. Гораздо эффективнее понять принцип: как устроен деепричастный оборот, что такое управление, как работают двойные союзы.
  3. Слушайте правильную речь.
    Чтение книг вслух, прослушивание грамотных дикторов, аудиолекций помогает сформировать «языковое чутьё» — вы будете быстрее замечать неправильные формы.
  4. Используйте наглядные материалы.
    Сделайте себе компактные таблицы:
    — типы грамматических ошибок;
    — правильное управление;
    — особенности употребления собирательных числительных;
    — опорные примеры.Повторяйте их перед тренировками — так правила закрепляются надолго.

Часто задаваемые вопросы

1. Сколько ошибок можно допустить в задании 8, чтобы получить баллы?
За безошибочное выполнение дают 2 балла. При 1–2 ошибках — 1 балл, при 3 и более — 0 баллов.

2. Что именно проверяет задание №8?
Оно направлено на проверку умения находить 10 основных типов грамматических ошибок: в косвенной речи, несогласованных приложениях, деепричастных и причастных оборотах, однородных членах, управлении, соотнесённости времён и вида глаголов, употреблении числительных и др.

3. Какие ошибки встречаются чаще всего?
По опыту, чаще всего — ошибки:

  • в однородных членах (особенно с двойными союзами),
  • в деепричастных оборотах,
  • в причастных конструкциях.

4. Как отличить деепричастие от причастия?

  • деепричастие отвечает на вопросы «что делая? что сделав?» и обозначает дополнительное действие того же лица: «я сижу, читая книгу»;
  • причастие отвечает на «какой?» и согласуется с существительным: «парень, читающий книгу».
    Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми, причастный — не всегда (если стоит перед определяемым словом, может не выделяться).

Заключение

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку — один из лучших «индикаторов» того, насколько глубоко вы понимаете грамматику. Если вы освоите основные типы ошибок, будете тренировать навык на реальных заданиях и научитесь слышать язык, результат по этому заданию вырастет довольно быстро.

Запишитесь на онлайн-занятия или диагностику: преподаватель поможет разобрать типичные конструкции, отработать алгоритм решения и довести поиск грамматических ошибок до автоматизма.

-3

Контакты для связи:

✅ Сайт: https://ogeegemcko.ru/
✅ Telegram: @school_osnova

Разбор других заданий ЕГЭ по русскому языку