Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Голливудская сказка: “Белль Старр” (1941)

Оглушительный успех фильма «Унесенные ветром» (Gone With The Wind, 1939), выпущенного компанией Metro-Goldwyn-Mayer, заставил остальные голливудские студии серьезно задуматься о съёмках собственных романтических эпиков о Гражданской войне в США. Дэррил Занук, глава 20th Century – Fox, решил, что отличной идеей будет использовать для этой цели историю Белль Старр, известной соратницы популярных американских братьев-бандитов Джеймс и Янгер. Они были жителями Миссури, которые в войне приняли сторону Юга, и начали путь к легендарному статусу в противостоянии с северянами. 20th Century – Fox уже обращалась к образам Джеймсов и Янгеров ранее, сделав их героями ряда удачных вестернов. Под рукой Занука была книга Кэмерона Роджерса «Галантные леди» 1928 года, в которой имелась глава о Белль Старр (впервые опубликованная в феврале 1927 года в Pictorial Review под названием «Веселые и галантные леди: Белль Старр, или Шершень Юга»). Права на использование книги для экранизаций студия приобрела за

Оглушительный успех фильма «Унесенные ветром» (Gone With The Wind, 1939), выпущенного компанией Metro-Goldwyn-Mayer, заставил остальные голливудские студии серьезно задуматься о съёмках собственных романтических эпиков о Гражданской войне в США. Дэррил Занук, глава 20th Century – Fox, решил, что отличной идеей будет использовать для этой цели историю Белль Старр, известной соратницы популярных американских братьев-бандитов Джеймс и Янгер. Они были жителями Миссури, которые в войне приняли сторону Юга, и начали путь к легендарному статусу в противостоянии с северянами. 20th Century – Fox уже обращалась к образам Джеймсов и Янгеров ранее, сделав их героями ряда удачных вестернов.

Под рукой Занука была книга Кэмерона Роджерса «Галантные леди» 1928 года, в которой имелась глава о Белль Старр (впервые опубликованная в феврале 1927 года в Pictorial Review под названием «Веселые и галантные леди: Белль Старр, или Шершень Юга»). Права на использование книги для экранизаций студия приобрела заранее, когда в конце 1930-х годов начался тренд на вестерны категории А. Имеющиеся материалы Занук передал студийным писателям с заданием сделать «убийцу» «Унесенных ветром». Глава студии хотел, чтобы картина имела масштабный исторический размах; в своих служебных записках он настоятельно рекомендовал добавить в сценарий «саквояжников», военное положение, солдат и все такое.

Дэррил Занук
Дэррил Занук

Хотя над тритментом будущей ленты на разных этапах работали несколько писателей, включая Харви Ф. Тью, Джона Л. Бэлдерстона и Соню Левьен, в окончательных титрах авторство истории было присвоено Кэмерону Роджерсу и Нивену Бушу. В новостном сообщении The Hollywood Reporter от 11 июня 1941 года утверждалось, что имела место «тайная борьба по поводу имен в титрах» картины, но что проблема «только что была урегулирована при посредничестве Гильдии сценаристов». Тритмент был превращен в сценарий штатным автором студии Ламарром Тротти. Кто именно из перечисленных сценаристов и сколько привнёс в историю Белль Старр, которую можно увидеть на экране, неизвестно.

Получившийся сюжет то утомляет, то выглядит абсурдно, то откровенно глуп. Действие разворачивается в 1860-х годах, когда реальной Белль было лет 15-16, и она предстаёт скорее партизанкой-любительницей, чем легендарной предводительницей бандитов. Где-то в процессе проработки сюжета, Белль, в реальности грубая и жесткая, превратилась в гламурную южную красотку. Покровительница преступников на экране стала удачливой хулиганкой, которая воюет с США. Более того, история Белль представлена ​​как ретроспективный рассказ чернокожих. Они показаны трусливыми, суеверными и жадными, наслаждающимися поражением конфедератов. И совершенно непонятно, зачем был использован этот кинематографический приём.

Историк Бёртон Раско, изучавший реальную Белль Старр, после просмотра ленты, отмечал в The New York World-Telegram: «…единственным основанием для существования фильма о Белль Старр является то, что она была сообщницей знаменитых бандитов, однако каждое упоминание о том, что она сознательно сотрудничала с головорезами, отсутствует… Я видел сценарий, написанный Ламаром Тротти. Там были сцены с Белль, где она предстаёт предводительницей банды, сознательно участвующей в ограблениях. Всё это вырезано. Белль показана ​​как сентиментальная дурочка, которая думает, что может обеспечить победу Конфедерации в одиночку и с помощью двадцати голливудских статистов»

Съемки Занук решил поручить Рою Дель Руту. Тот был ветераном режиссуры, имевшим большой опыт работы в цветном кино. «Убийца» «Унесённых ветром» должен был искриться красками. Однако работа над сценарием затянулась, Дель Рут занялся другими проектами. А в режиссерское кресло сел Ирвинг Каммингс, еще один ветеран кино, переквалифицировавшийся из актёра в режиссеры. «Белль Старр» идеально вписывалась в его портфолио. В своё время Каммингс прославился тем, что великолепно завершил съемки первого в истории звукового вестерна «В Старой Аризоне» (In Old Arizona, 1928), после того, как режиссер Рауль Уолш в автоаварии лишился глаза. Фильм получил премию «Оскар». Далее Каммингс снял несколько вестернов, а потом прославился цветными мюзиклами с такими звёздами как Бетти Грэйбл, Ширли Темпл и Элис Фэй.

Ирвинг Каммингс
Ирвинг Каммингс

Именно Элис Фэй изначально планировалась на роль Белль Старр. Однако Занук решил отправить её в другой проект – «Великое американское радио» (The Great American Broadcastб 1941) – стандартный мюзикл с элементами комедии. В ноябре 1940-го студия устроила масштабные кинопробы, в которых рассматривались кандидатуры 48 актрис, включая Барбару Стэнвик, Джоан Кроуфорд, Иду Лупино, Полетт Годдар и Кэрол Лэндис. Победила Барбара Стэнвик. Но очередные задержки с правкой сценария, к которой на этот раз приложил руку Каммингс, не позволили Стэнвик сыграть Белль. Её перевели на другой проект.

В срочном порядке, в марте 1941-го года, незадолго до начала съемок, роль отдали 19-и летней старлетке Джин Тирни. Это был её 4-й фильм для 20th Century – Fox. Она начала сотрудничество со студией с того, что сыграла репортёршу газеты, в которую влюбляется главный герой, в вестерне «Возвращение Фрэнка Джеймса» (Return of Frank James, 1940). Получилось посредственно. Как результат, она была признана голливудской прессой «Худшим открытием 1940-го года». Далее последовали еще персонажи второго плана, но в 1941-м году Тирни оказалась в нужное время в нужном месте, и получила первую для себя главную роль в кино.

Джин Тирни
Джин Тирни

В реальности муж Белль - Сэм Старр - был индейцем чироки, но в фильме он – галантный офицер южанин. Занук изначально планировал снять в этой роли Фреда МакМюррея или Джорджа Брента. Когда дело дошло до съемок, контракт заключили с Рэндольфом Скоттом, являвшимся в то время фрилансером, уже несколько раз хорошо зарекомендовавшим себя в вестернах 20th Century – Fox, таких как «Джесси Джеймс» (Jesse James, 1939) и «Вестерн Юнион» (Western Union, 1941). На раннем этапе подготовки к съемкам Занук видел его в роли майора армии Союза Томаса Крэйла, кинематографического соперника Сэма Старра за внимание Белль. Однако в последний момент Скотту решили поручить главную мужскую роль.

Рэндольф Скотт
Рэндольф Скотт

На роль майора Крэйла пригласили Дану Эндрюса, молодого актёра, недавно блеснувшего в роли капитана Фримонта в вестерне «Кит Карсон» (Kit Carson, 1940). От него требовалось повторить этот образ в «Белль Старр». Дана с энтузиазмом взялся за работу в потенциальном голливудском блокбастере, фильме такого уровня, на каком он до сих пор не работал.

Данa Эндрюс
Данa Эндрюс

Съемки проходили в апреле-мае 1941 года. Изначально планировали снимать всю ленту в живописных локациях Аризоны. Но потом посчитали затраты и отказались от этой идеи. В основном работали в Южной Калифорнии, недалеко от Голливуда: в Шервудском лесу, горах Санта-Сусана и на ранчо Айверсон в Чатсворте. Больше в рекламных целях, чем художественных, ряд сцен сняли в окрестностях городов Ноэль и Джоплин, в Миссури, там, где по сюжету происходит действие фильма. Красочные пейзажи составляли часть режиссерского замысла. Они, как и остальной фильм, снимались в цвете с использованием технологии Technicolor, которая отлично подходила для того лубочного стиля, в котором была представлена картинка. В качестве операторов работали опытные кинематографисты, мастера ярких кадров, Эрнест Палмер и Рэй Реннахан.

Как только приступили к съёмкам «Белль Старр», у Джин Тирни начались ужасные проблемы с глазами. Они опухали без всякой видимой причины, превращаясь в красные, набухшие щелки, которые затрудняли зрение и меняли внешний вид актрисы до такой степени, что у неё не оставалось другого выбора, кроме как прекратить работу. Зуд был невыносимым, боль доводила её до слёз. Пригласили аллергологов осмотреть больную. Один из них сделал ей укол адреналина; он почти остановил её сердцебиение. Никто из них толком не знал причину болезненного состояния, поэтому никто не мог сказать, как вылечить Джин. Один аллерголог сказал Дэррилу Зануку, что это состояние, с которым она будет сталкиваться всю оставшуюся жизнь. Новость заставила главу студии серьёзно задуматься о её замене. Тирни рисковала потерять не только эту роль, но и карьеру в целом.

Проблемы со зрением то появлялись, то исчезали без предупреждения. Когда её глаза возвращались в норму, Тирни работала. Когда же болезнь снова обострялась, она сидела дома в тревожном ожидании телефонного звонка с сообщением, что она больше не нужна студии. 20th Century – Fox работала ради прибыли. Каждый потерянный съёмочный день — это убытки, и никакое сочувствие к болезни любой актрисы не помешало бы Зануку уволить её. Чем больше Тирни переживала, тем хуже становилось состояние её глаз.

Если бы не Рэндольф Скотт, мы, возможно, никогда больше не увидели и не услышали бы об актрисе Джин Тирни. Дело в том, что Скотт заключил контракт с 20th Century – Fox на ограниченное количество недель. Договор давал ему право на дополнительную плату за каждый день сверх утверждённого графика съёмок. Учитывая задержки из-за неспособности Тирни работать, Скотт столкнулся с необходимостью вмешаться в ситуацию. Он знал, что студия встанет перед выбором: платить ему дополнительные деньги, либо заменить Тирни другой актрисой.

«Джин нужна в этой картине», — сказал Скотт Зануку. «Я отказываюсь от права на любую дополнительную оплату за каждый день сверх графика. Я здесь, чтобы сказать, что вы мне ни цента не должны сверх оговоренной суммы. Пока Джин не поправится и не будет готова снова работать, я буду на поле для гольфа». С этими словами он вышел из офиса Занука и действительно направился прямо на поле для гольфа.

Без сомнения, его бескорыстие дало Джин необходимое время, чтобы поправиться, и сохранить контракт со студией. Возможно, он спас ей карьеру. В конце концов, врач определил проблему Джин как стрессовое расстройство, своего рода аллергию на давление повседневной жизни. Это состояние называется ангионевротическим отеком, болезнью, которой Джин будет страдать всю свою трудовую жизнь.

Пока шел съемочный процесс маркетинговый отдел не сидел сложа руки. Вышел специальный трейлер «Трое в своём стиле» (Three of A Kind), в котором будущие релизы 20th Century – Fox представляли участвующие в них актёры. «Белль Старр» рекламировал Рэндольф Скотт. Планировался подобный трейлер с Джин Тирни, но он так и не был снят.

О подготовке «Белль Старр» студия трубила на всю страну. Поэтому неудивительно, что о фильме узнали родственники реальной Белль. Флосси Хаттон, её правнучка, потребовала от студии, чтобы экранный образ родственницы согласовали с ней. Когда этого не было сделано, она подала в суд. Неизвестно как закончилось это дело, но никаких судебных решений вынесено не было.

После окончания съемок проблемы фильма не закончились. В The Hollywood Reporter от 11 июля 1941 года сообщалось, что Лен Хэммонд, помощник продюсера Кеннета Макгоуэна, взял на себя обязанности по постпродакшену, когда Макгоуэн покинул студию, чтобы работать в Латиноамериканском комитете дружбы. Срок выхода ленты на экраны пришлось подвинуть.

Премьеру, как это было принято в те годы, Занук организовал в штате, где происходит действие фильма. Она состоялась 12 сентября 1941 года в Сент-Луисе, Миссури. Большинство критиков сошлось во мнении, что лента получилась слишком неаккуратной как в исторической части, так и в романтической. Многое происходившее на экране было трудно объяснить с точки зрения здравого смысла.

Постер "Белль Старр"
Постер "Белль Старр"

Журнал Variety после предпремьерного просмотра написал: «Twentieth-Fox мастерски справляется с тем, чтобы полностью испортить исторические образы, которые якобы изображает. Это вольная и совершенно фальшивая биография». New York Sun 1 ноября 1941 г. так оценила фильм: «Актёрская игра далека от совершенства. Исполнители — Рэндольф Скотт, Дэна Эндрюс, Джон Шепперд — довольно деревянные. По сути, это деревянная кинокартина». В тот же день The New York Times отметила: «Важнее не то, что сделали с историей, сколько то, что сделали с кино. Фильм постоянно пытается приправить откровенную чушь настоящими эмоциями и из пирушки на Диком Западе пытается выжать фальшивую «Ромео и Джульетту». Белль Старр в нём вовсе не бич и легенда Запада. Она — сварливая школьница, дерущаяся за игрушки, а не за жизнь и смерть. Когда игра глупая, лучше не жульничать. Слишком легко попадаешься».

Публика оказалась не столь критичной. Фильм не «убил» «Унесенных ветром», но и не стал жесточайшим кассовым провалом. Для некоторых актёров он превратился в трамплин. Джин Тирни была признана годной для исполнения главных ролей. Более того, она стала звездой студии. Ирвинг Каммингс оказался потрясен талантом Даны Эндрюса. Он настоятельно рекомендовал его Зануку для ведущих ролей в будущих проектах. Глава студии прислушался к опытному режиссеру и карьера Эндрюса пошла в гору.

(с) Свен Железнов

Ваши лайки и поддержка очень важны для нас!

Читайте также:

Как Соколиный Глаз и Чингачгук покорили Голливуд: “Последний из могикан” (1936)

Приключения отчаянных телеграфистов: “Вестерн Юнион” (1941)

Уайатт Эрп наводит порядок: “Маршал границы” (1939)

Вестерн о злых железнодорожниках: “Джесси Джеймс” (1939)

Ворота в Голливуд: Рэндольф Скотт

7 убийц для Белль Старр

БЕЛЛЬ СТАРР: РЕАЛЬНАЯ И КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ

Загадочная женщина с семейного фото знаменитых бандитов Дикого Запада