Фильм “Маршал границы” (Frontier Marshal) 1939 года стал вторым экранным воплощением истории Уайетта Эрпа, основанным на книге Стюарта Н. Лейка “Уайатт Эрп: Маршал границы”. Опубликованная в 1931 г, она нашла отличный спрос, принеся солидные деньги и известность как автору, так и вдове героя книги Джозефине. Поскольку сам Уайатт скончался в 1929 году, женщина взяла на себя заботу о его добром имени и подвигах.
Именно доброе имя было тем драйвером, который заставил еще живого тогда Эрпа активно пробивать публикацию своей точки зрения на драматические события, развернувшиеся в аризонском городке Тумбстоун во времена Дикого Запада. Дело в том, что в начале 20-го века в США возник широкий интерес к истории того периода. И по воспоминаниям современников, просочившимся в прессу, братья Эрп и примкнувшие к ним деятели типа Дока Холлидея составляли одну из банд, бесчинствовавших в округе Кочис. Знаменитая перестрелка в О.К. коралле, ставшая символом Дикого Запада, некоторыми публицистами называлась разборкой двух бандитских групп – Эрпов и Ковбоев. Доходило до того, что утверждали, что Эрпы одержали столь быструю и внушительную победу, потому что Ковбои вообще не собирались стреляться с ними, и были накануне разоружены местным шерифом. В качестве причины нападения Эрпов называлось желание заткнуть рты Клэнтонам и МакЛури, которые собирались свидетельствовать, что в случившемся недавно ограблении дилижанса принимал участие Док Холлидей, и именно он своим выстрелом убил кучера.
Уайатт Эрп обратился за советом к своему товарищу – знаменитому актеру и продюсеру вестернов Уильяму С. Харту. Тот сказал, что снять вестерн по воспоминиям Эрпа можно, но в индустрии принято, что сначала должна выйти книга, где все хорошо описано. Уайатт не считал себя способным писателем. Поэтому он обратился к своему другу Флуду.
В феврале 1924 года Флуд написал Эрпу: «Я чувствую, что книга может быть написана в течение месяца или шести недель», Несколько дней спустя он повторил: «Написание не должно занять много времени (возможно, шесть недель), если я смогу уединиться». Флуд был полон энтузиазма, но неопытен, и его оптимизм оказался необоснованным. В июне 1924 года он все еще работал над рукописью, когда Джозефина стала поторапливать его письмами: «Я надеюсь, что к настоящему времени рассказ уже закончен. Я так хочу, чтобы публика узнала правду об Уайатте». В ноябре Джозефина написала Флуду, чтобы сообщить ему, что «Билл» Харт сказал, что они могут рассчитывать «заработать немного денег» на работе Флуда, опубликовав ее сначала в журнале, а затем как «одну из высококлассных книг». Задержки продолжались весь 1925 год. В конце 1925-го г Флуд смог написать Джозефине: «Наконец-то! История закончена... будет двести машинописных листов». Та ответила в восторге: «Я очень рада узнать, что ты наконец-то закончил [биографию Эрпа]... Я думаю, что ты и мы будем хорошо вознаграждены за все потерянное время. И мы оба хотим извиниться перед тобой за все неприятности, которые она тебе доставила». Однако, после двух лет упорной, самоотверженной работы окончательная рукопись оказалась едва связной, ее стиль был настолько мелодраматичным, что в первые месяцы 1926 года ее отвергли все издатели. Харт, возможно, был единственным, кому она действительно понравилась. Он пытался опубликовать рукопись в течение почти пяти лет, но результат всегда был одним и тем же — ее отвергали как любительскую.
Появилась идея отдать рукопись на переделку профессиональному автору. Харт порекомендовал обратиться к Уолтеру Ноблу Бёрнсу, автору бестселлера «Сага о Билле Киде». Тот как раз работал над следующей книгой «Тумбстоун: Илиада Юго-Запада», собирая материалы которой он встречался с Уайаттом. Однако Бернс в 1927 году уже практически договорился о публикации своего труда, и не желал его перерабатывать, а уж, тем более, делиться гонораром. После попыток юридически остановить появление книги Бернса, Эрп, ничего не добившись, стал искать других авторов. Когда к нему за интервью обратился журналист из Сан-Диего Стюарт Н. Лейк, Уайатт предложил тому заняться книгой. Лейк ухватился за идею, но отказался использовать материалы Флуда. У него было собственное видение того, как должна выглядеть история Уйатта Эрпа.
Лейка ждал успех, но Уайатт до него не дожил. 13 января 1929 г. его не стало. А в октябре 1932-го года за 7500 долларов права на экранизацию книги купила могущественная голливудская студия Fox Corporation. Она разорилась еще до начала работы над фильмом. Несколько лет студия боролась за выживание, и в турбулентные годы качество её продукции очень упало. Поэтому, когда дошло до экранизации книги, многое пошло наперекосяк. Сценарий оказался настолько далек от истории из книги, что Джозефина выразила активный протест. Ей пришлось пригрозить 50000 долларовым иском, чтобы остановить производство. Продюсеры Винфилд Шихан и Сол Вуртцель приняли решение убрать из фильма упоминание Уайата Эрпа и других героев книги. Так в киноленте появились Майкл Уайат и Док Уоррен. Эта кособокая экранизация, под названием «Маршал границы» (Frontier Marshal), вышла на экраны в 1934 году и с треском провалилась в прокате.
К концу 30-х годов интерес к истории Уайата Эрпа возник у нового распорядителя прав на экранизацию книги Лейка Дэррила Занука. Он руководил производством студии 20th Century-Fox, к которой перешло все кинонаследство Fox Corporation. Занук решил, что будет хорошей идеей сделать фильм-компаньон в дополнение к дорогому цветному вестерну «Джесси Джеймс» (Jesse James, 1939). И нет ничего лучше, чем снять его тоже о герое со звучным именем, от которого веет Диким Западом. Изначально фильм должен был называться «Уайат Эрп».
Занук выделил на фильм бюджет в 500000 долларов. Это было в два раза меньше, чем у «Джесси Джеймса» категории А, но в два раза больше, чем у типичного вестерна категории Б. Руководить работами глава производства поставил продюсера Сола Вуртцеля, видимо, решив, что тот уже знает ошибки, допущенные при первой экранизации, и снова их не допустит. Режиссером был назначен Аллан Дуан, 2-го февраля 1939 года подписавший контракт со студией, согласно которому он за 2250 долларов в неделю обязывался осуществлять постановку фильмов по выбору работодателя. Сценаристом стал штатный писатель студии Сэм Хеллман.
Дуан был ветераном голливудских вестернов и в годы немого кино одним из ведущих режиссеров индустрии. С приходом звука он едва не лишился работы, и спасся только согласившись снимать малобюджетные ленты. В большую индустрию его вернула студия 20th Century-Fox. Предыдущая работа – приключенческий фильм «Суэц» (Suez, 1938) – стала его возвращением в высшую лигу. Подписывая новый контракт, Дуан ожидал от Занука не менее масштабных проектов, однако «Уайат Эрп» оказался не таким амбициозным. Поэтому режиссер чувствовал себя несколько разочарованным.
На склоне лет Эрп жил в Лос-Анджелесе. Он часто посещал съемочные площадки в Голливуде. Дуан запомнил его как «одноглазого старика». Дуан вспоминал: «Он был гостем на съемочной площадке, когда я снимал Дугласа Фэрбенкса в «Полукровке». Как было принято в те дни, его пригласили присоединиться к вечеринке и отметиться на заднем плане. Я думаю, что снимали какой-то суд. Группа людей требовала, чтобы полукровку выгнали из города. В этой группе был Эрп; он только стоял и кивал головой». Как не пытались историки кино найти эти кадры, у них ничего не получилось. Толи они не вошли в окончательный вариант картины, толи режиссер что-то напутал. Уже то, что Эрпа он назвал «одноглазым стариком» вызывает подозрения, что за него он принял кого-то другого. Одноглазым Уайатт никогда не был. Как бы то ни было, особого пиетета по отношению к бывшему маршалу с Дикого Запада Дуэн не испытывал. Поэтому его не смутило, что первый вариант сценария, написанный Хеллманом, и предъявленный режиссеру и продюсеру 21-го февраля 1939 года, именовался «Маршал границы», в качестве главного героя называл Дэйва Уайатта, и его подвиги лишь отдаленно напоминали историю из книги Лейка. Возможно, формулируя задание сценаристу, Вуртцель слишком настойчиво повторял, что они будут снимать ремейк «Маршала границы» 1934 года.
В завязке сюжета Хеллман сделал Уайатта безрассудным и недисциплинированным молодым человеком, скрывающимся от правосудия. Его ранят и оставляют умирать, но священник из миссии находит юношу и вылечивает. После чего Уайатт становится на путь исправления. Похоже, у Занука от такого вольнодумства случился приступ негодования. 20 апреля Вуртцель, Дуан и Хеллман получили нагоняй и в срочном порядке занялись переделкой сценария. Герой стал Уайаттом Эрпом. Его преступная молодость исчезла из сюжета. Все действие сосредоточилось в Тумбстоуне. А кульминацией стала перестрелка в О.К. Коралле. Расхождения с книгой уменьшились, но незначительно. Намного позднее Аллан Дуан утверждал: «Мы никогда не хотели, чтобы это был Уайатт Эрп. Мы просто делали «Маршала границы», это мог быть любой маршал границы». Похоже, режиссер не разделял идеи Занука заняться эксплуатацией популярного имени.
Значительную часть действия составила романтическая линия, точнее романтический треугольник – Док Холлидей, плохая девочка Джерри, хорошая девочка Сара Аллен, а еще точнее - романтический квадрат, поскольку по ходу пьесы в треугольник зашел Уайатт Эрп. Получилась нетривиальная интрига, в которой каждый персонаж приобрел индивидуальность и важное место.
На главную роль пригласили Рэндольфа Скотта. В те годы он был одним из самых популярных актеров-фрилансеров, имевшим длинную фильмографию в жанре вестерн. Недавно он снимался в «Джесси Джеймсе» в роли второго плана, и произвел на 20th Century-Fox хорошее впечатление. Оно не испортилось и после «Маршала границы». Аллан Дуан вспоминал: “Мне нравился Рэндольф Скотт и почти весь актерский состав.”
10 мая 1939 года на совещании по поводу второго варианта сценария Занук предложил для роли Дока Холлидея актера кубинского происхождения Цезаря Ромеро, уже давно работавшего по контракту на студию. Его изысканный внешний вид он счёл достаточным для обозначения южного происхождения персонажа. Вежливую обходительную речь персонажа Занук подверг критике. Он велел сделать реплики более подходящими для сурового парня, чем джентльмена. Также он потребовал убрать все упоминания туберкулеза. Болезненный кашель Дока в фильме остался, но никак не объясняется.
На роль Джерри рассматривали кандидатуры Клэр Тревор и Барбары Стэнвик. Но в результате её сыграла Бинни Барнс. Ранее, она снималась у Дуана в «Мнении адвоката» (Counsel’s Opinion, 1933). Со Скоттом она работала в «Последнем из могикан» (The Last of Mohicans, 1936). Возможно, на выбор повлиял выраженный британский акцент актрисы. Она привлекательная, но режиссер хотел показать ее как аутсайдера, иммигрантку, лишнюю в Тумбстоуне.
Нэнси Келли выбрали для роли Сары. Она только что сыграла ведущую женскую роль в «Джесси Джеймсе». Её сочли подходящей и для фильма-компаньона. Тем более, роль была в том же амплуа верной спутницы крутого парня.
Небольшую роль трусливого городского маршала получил Уард Бонд, в то время очень востребованный актер второго плана. Одного из основных злодеев сыграл тогда еще малоизвестный Джон Кэррадайн. В «Джесси Джеймсе» он тоже был негодяем, так что не долго думая, его взяли в фильм-компаньон. Эдди Фой Мл. сыграл своего отца известного артиста Эдди Фоя, который во времена Дикого Запада имел опыт гастролей по западным территориям США. Предположительно, идея включить его персонаж в сценарий принадлежала Дэррилу Зануку.
Чтобы удешевить производство, большую часть ленты решили снимать на территории студии 20th Century-Fox. В связи с этим Дуэн вспоминал:” Я высыпал около миллиона тонн песка на заднем дворе студии, чтобы создать пустыню [для съемок «Суэца»]. С пляжа его привозили вагон за вагоном, и засыпали то место песком более чем на полмили в ширину. Тогда кто-то сказал мне: «Ну, и что мы будем делать с этим песком, когда вы закончите?» Я ответил: «Ну, какой-то неудачник должен будет убрать его отсюда». Теперь, когда появился «Маршал границы», я убедил Занука разрешить мне построить улицу для вестерна. Но чтобы сделать это, песок нужно было убрать. Так что неудачником оказался я! Кстати, обычно, строительство улицы для вестерна обходилось непомерно дорого — двести или триста тысяч долларов. Я сказал Зануку, что сделаю её за двадцать тысяч, если он даст мне карт-бланш и позволит поступить по-моему. Я знал, что недалеко от этого двора валяются разные вестерн фасады, которые были сделаны еще во времена Тома Микса — я пользовался ими в старые времена.” Дуэн нанял компанию по уборке и перевозкам из удаленной от Голливуда местности, и она быстро вывезла песок и установила декорации.
Немногочисленные натурные кадры сняли недалеко от Голливуда в Лоун-Пайн, Калифорния. Это не заняло много времени, поскольку их Дуан в основном использовал для проекции фона в эпизоде ограбления дилижанса. Весь съемочный процесс длился с 10 июня по 11 июля. Как писал Hollywood Reporter, режиссеру удалось окончить ленту раньше срока и сэкономить 40000 долларов.
Подпортил съемочный процесс только визит миссис Джозефины Эрп. 13 июня Дуан принял ее и, когда понял, что она пришла ругаться, вежливо направил к одному из руководителей 20th Century-Fox Джейсону Джою. Джозефина, ознакомившись со сценарием, осталась им недовольна. Она изложила свои возражения Джою. А, вскоре после этого, отправила Вюртцелю письмо в три с половиной страницы с критикой. Миссис Эрп жаловалась, что фильм не является полноценной биографией, которую Лейк изложил в своей книге. Сюжет касается только одного эпизода в карьере Уайатта, и даже этот эпизод вымышлен. Она также считала, что сценарий наносит вред образу Уайатта: «Автор сценария сделал Уайатта Эрпа персонажем низкого происхождения, завсегдатаем салунов, скандалистом, сообщником дешевок, бродягой и трусом». Джозефина выразила желание отозвать свое разрешение на использование имени ее мужа.
У Вюртцеля были веские основания настаивать, что сценарий не порочит ее мужа и что она гиперболизирует. Однако на то, что сценарий, как и большинство сценариев фильмов об исторических персонажах, не точен – возразить было сложно. Занук утвердил название ленты как «Маршал границы: История Уайатта Эрпа». После письма Джозефины, Вюрцель предложил убрать пояснительную часть, оставив только «Маршал границы», и Занук согласился. Джордж Уоссон, юридический советник 20th Century-Fox, написал в своем ответе миссис Эрп: «…наше желание показать Уайатта Эрпа только в благоприятном свете и при этом снять картину, наполненную действием и романтикой, и наше желание не сильно затрагивать личную жизнь персонажа, привели нас к тому, что вы заявляете, что мы не изобразили его реальную жизнь...». Уоссон имел в виду, что, добавляя вымысел в историю, они романтизировали Эрпа, не заходя в области, которые могли бы не понравиться его вдове, если бы они были более точными и полными в рассказе его истории. Подразумевалось, что требовать, как идеализированного, так и реалистичного Эрпа в одном персонаже - это требовать невозможного. Потом было отправлено еще одно письмо, в котором просто говорилось, что фильм не будет содержать ничего уничижительного по отношению к любому из изображенных на картине лиц. На всякий случай Дока Холлидея переименовали в Дока Хэллидея. Не дай бог, с протестами придут и его родственники. Все окончательно уладилось, когда Джозефина получила чек на 5000 долларов и сняла все свои претензии.
Фильм был выпущен в прокат 28 июля 1939 года. Премьера состоялась в период, когда вестерны начали возвращать свою популярность в Голливуде, так что у крепко сделанной ленты оказались приличные кассовые сборы. The New York Times отметила в рецензии: «Благодаря великолепному актерскому составу и превосходной работе режиссера Аллана Дуана экранная биография мистера Эрпа полностью достойна своего легендарного героя... От Рэндольфа Скотта, который с присущим ему хладнокровием исполняет роль Уайатта Эрпа, до Эдди Фоя-младшего в роли своего знаменитого отца, актеры вписались в свои персонажи с таким совершенством, что трудно понять, следует ли благодарить обстановку или директора по кастингу. «Маршал границы» — это потрясающий вестерн, среди фильмов нет лучше него».
Поскольку последующие фильмы про Эрпа глубже погрузились в мифы и историю, «Маршал границы» со временем стал выглядеть устарелым - он не показывает других братьев Эрп, а также Клэнтонов и МакЛури. Однако эта кинолента стала важной вехой в формировании героического образа служителя закона на Диком Западе. Шесть лет спустя 20th Century-Fox решила переснять фильм про Уайатта Эрпа с Джоном Фордом в качестве режиссера, в результате появилась классика жанра «Моя дорогая Клементина» (My Darling Clementine) с Генри Фондой в роли Эрпа.
(с) Свен Железнов
Ваши лайки и поддержка очень важны для нас!
Читайте другие статьи:
Ворота в Голливуд: Рэндольф Скотт
Приключения техасского рейнджера в Канаде: “Северо-западная конная полиция” (1940)