Джозефина Фрэнсис Джеймс, внучка знаменитого грабителя банков и поездов Джесси Джеймса, к 1938 году подготовила рукопись, где изложила свою версию биографии деда. Она попыталась опубликовать её как книгу, а также, через друга семьи, в прошлом звезду ковбойского кино, Уильяма С. Харта, продать в Голливуд.
Интерес к теме проявил глава студии 20-й век-Фокс Дэррил Занук. Однако рукопись Джозефины Фрэнсис Джеймс была забракована. Ей заплатили небольшую сумму за “историческую консультацию”, но экранизировать написанное женщиной не стали. Вместо этого Дэррил Занук попросил штатного сценариста студии Наннэли Джонсона написать сценарий на основе рассказов Джона Ньюмана Эдвардса и популярной пьесы “Пурпурная маска”, достаточно вольно трактовавших деяния Джесси Джеймса.
Джонсон был талантливым кинодраматургом, который дебютировал сценарием фильма “Дом Ротшильдов” (The House of Rotschield , 1934). Он был исполнительным сотрудником и чутко чувствовал, чего хочет продюсер. Зануку был нужен яркий боевик, а не исторический фильм. Поэтому для проекта “Джесси Джеймс” Джонсон написал сценарий, в котором было всё, кроме исторической правды.
По сюжету главным антагонистом Джесси Джеймса является железнодорожная компания. Она хочет забрать землю Джеймсов, и для этого нанимает головорезов. Эскалация насилия приводит к тому, что братья Джеймс оказываются вне закона. И их главной целью в развернувшейся герилье становится собственность железнодорожной компании.
Расхождений с фактами так много, что им можно посвятить отдельный рассказ. Мать братьев Джеймс носила фамилию Самюэль, а не Самюэлс, как в киноленте. Их отчим, который в фильме отсутствует, на самом деле прожил до 1908-го года, и участвовал в жизни семьи. Более того, в кино нет сводных сестер и братьев главного героя. Там даже нет братьев Янгеров! Причем, даже в сцене ограбления банка в Нортфилде.
Еще немного несуразностей сценария Джонсона: дом Джеймсов взорвали не боевики железнодорожной компании, а агенты Пинкертона; мать братьев Джеймс не погибла при взрыве; жена Джесси не была племянницей редактора Руфуса Кобба, и звали её Зерельда Миммс; в Нортфилде налётчиков никакой засады не ожидало, а сопротивление оказали обычные вооруженные граждане; это Чарли Форд познакомил Джесси со своим братом Бобом, а не наоборот; у Боба Форда не было жены, когда он убил Джесси Джеймса 3 апреля 1882 года; награда за голову Джесси никогда не достигала 25000 долларов, а была лишь 10000 долларов.
Наверное, исторически верным в фильме оказался лишь кадр, где на надгробии главного героя можно прочитать “Убит предателем и трусом, чьё имя недостойно быть упомянутым тут.” Эта надпись до сих видна на реальном надгробии Джесси Джеймса.
Позднее, после выхода ленты, Джозефина Фрэнсис Джеймс сказала следующее: “Единственный достоверный факт, присутствующий в фильме, это то, что существовал человек по имени Джеймс и он умел ездить на лошади. ”
Режиссуру Занук поручил Генри Кингу, занимавшемуся этим ещё с 1915-го года. Проект обещал быть дорогостоящим. Дольше всех крупных студий сопротивлявшаяся приходу в кино цвета, 20-й век – Фокс, наконец, решилась на дополнительные траты. “Джесси Джеймс” должен был стать её первым цветным фильмом. В марте 1938-го это было заявлено в пресс релизе.
Генри Кинг начал с поисков подходящих локаций для натурных съемок. Он пролетал на самолетах более 15000 миль, прежде чем остановился на округе МакДональд в юго-западном Миссури. Городок Ноэль стал штаб-квартирой съемочной группа, а декорации воздвигли в соседнем Пайнвилле.
Kansas City Times так объясняла выбор режиссера: «Округ МакДональд и его жители мало изменились. Этим он отличается от других мест в Миссури Озарк. Неровные , заросшие лесом скалы и обрывы вдоль извилистых прозрачных ручьев, бесчисленные природные источники и необычно большое количество пещер, некоторые из которых еще не полностью исследованы, все сохранилось почти так же, как было во времена Джесси Джеймса ... »
В пресс релизе фильма фигурировала история, возможно, апокрифическая, в которой говорилось, что однажды Кинг и его ассистент ехали на мулах в поисках мест для съёмок, когда наткнулись на одинокую хижину. Они спросили «пожилого отшельника», знает ли он место, где ручей протекает через открытое место. На вопрос, зачем им это знать, Кинг ответил: «Мы собираемся там снять Джесси Джеймса». По-английски “снять” звучит, как “застрелить” ( shoot ). Старик удивился: "Хочешь сказать, что вы, парни, не знаете, что Джесси уже застрелили?"
Пайнвилль был выбран потому что очень напоминал городок 19-го столетия, которым в фильме был Либерти в округе Клэй. В настоящем Либерти историческое здание суда разрушили в 1936 г. В Пайнвилле оно сохранилось с 1867-го года.
Декорации включали переделку фасадов домов, снабжение их яркими вывесками с разными надписями, такими как: офис шерифа, редакция газеты и салун Дикси Белль. Вдоль улиц были сколочены деревянные тротуары, а мостовые покрыты грязью. На переоформление городка ушло около 25000 долларов.
Для создания интерьера редакции требовался печатный станок старинного вида. Его арендовали у Клэйба Дюваля, 79-и летнего редактора местной газеты Pineville Herald за 50 долларов в неделю.
Параллельно со строительством декораций шел кастинг актеров. Исполнителя главной роли Генри Кингу буквально вручили. В 1938-м году суперзвездой студии 20-й век – Фокс был Тайрон Пауэр Младший. Именно ему Занук поручил блеснуть в своём первом цветном фильме. Тайрон Пауэр принадлежал к актерской династии, но ни его отец, ни дед, хотя и являлись видными артистами, никогда не достигали такой популярности. Дебютировав в кино в 1936 году, уже через год он стал одним из известнейших в Голливуде исполнителей главных ролей.
На роль Фрэнка Джеймса режиссер пригласил еще малоизвестного, но уже опытного киноактёра Генри Фонду. Впервые Фонда попал в Голливуд в 1935-м году, когда экранизировали бродвейскую постановку пьесы “Фермер берет жену” (The Farmer Takes A Wife ), где он играл главную роль. Затем актер подписал контракт со студией Фокс и достаточно часто снимался. Но по позднейшему признанию Фонды, ни одна из сыгранных тогда ролей его не радовала. ”Джесси Джеймс” стал первым фильмом, который актер называл интересным опытом.
Нэнси Келли, которую Кинг взял на роль жены Джесси Джеймса, была дочерью актрисы Нэн Келли Йорк и сестрой актера Джека Келли. Еще в детском возрасте она начала карьеру в кино, играя малышей в немых фильмах. Потом она работала на радио. В 1938-м в возрасте семнадцати лет она вернулась на экран. Сыграв в фильме “Подводный патруль” (Submarine patrol ) Джона Форда, Нэнси вскоре очутилась на съемочной площадке “Джесси Джеймса”.
Сыграть федерального маршала Вилла Райта наняли Рэндольфа Скотта. Он приехал в Голливуд в качестве преподавателя сценической речи в 1928-м году, на заре звукового кино. В 1929-м именно он ставил голос Гэри Куперу для исполнения тем главной роли в “Вирджинце” (Virginian ). Вскоре Скотта самого стали приглашать на роли в вестернах категории Б. Этот жанр стал его хлебом с маслом на всю жизнь. Иногда его брали и на роли второго плана в более престижные постановки. Одним из примеров является участие в “Джесси Джеймсе”.
22 августа 1938 года начались съемки в Пайнвилле и Ноэле. Актеров и съемочную группу размести в домах местных жителей. «Люди открыли нам свои дома», - заявил репортёрам пресс-агент Джим Дентон. «Некоторые вообще не хотели брать плату. Они считали, что делают благое дело».
Ноэль, городок с населением менее 500 человек, в некоторые дни привлекал до 10000 зевак. "Это какой-то бум", - сказала New York Times одна местная жительница. "Похоже на золотую лихорадку на Аляске». Местный почтмейстер сообщил, что среднедневное количество корреспонденции существенно выросло. Некоторые коммерческие компании начали использовать работу над фильмом в рекламных целях. Бакалея Канзас Сити разродилась рекламным листком: «ДЖЕССИ ДЖЕЙМС СНОВА В СЕДЛЕ! Он в Пайнвилле, штат Миссури. Этот фильм воссоздает историю старого Миссу... Мы ЧИСТОСЕРДЕЧНО ПРИЗНАЕМСЯ, что ПРИДЕРЖИВАЕМСЯ качественной еды и ВИНОВНЫ в том, что продаем её за бесценок. Вам СУДИТЬ. Вот почему ВАШ ПРИГОВОР ТОРГОВЦАМ КАНЗАС-СИТИ, которые говорят: «Развивайте свой город и будьте здоровы!», ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫНЕСЕН ВАМИ САМИМИ»
В офисе режиссера установили телетайп. На частном самолете каждый день пленки отправлялись в Талсу, Оклахома, где перегружались в другой самолет, который доставлял их на проявку в Лос-Анжелес. После просмотра материала, Кингу сообщали надо ли что-то переделать или доснять.
В первые дни съемок серьёзно беспокоила жара. Визажисты были вынуждены работать между дублями, чтобы убирать пот с лиц актеров и актрис. Иногда солнце светило так ярко, что приходилось устанавливать экраны над декорациями.
Актёры безропотно преодолевали все трудности. Как-то раз, изучая сценарий за ланчем, Фонда поделился с Пауэром своими соображениями: «Тут сказано, что я должен схватить в охапку Барши [Брайана Донлеви] и бросить его на десять футов [3 метра]. Этот парень весит не менее 180 фунтов [82 кг]. А следом, я должен поднять миссис Джеймс (Джейн Дарвелл) и пронести ее через съемочную площадку. В жаркий полдень немного повеселимся. ”
Ограбление поезда снимали в Саусвест Сити в начале сентября. Вот как об этом событии писал Пауэр в журнале Screenland Magazine в январе 1939-го года: "Генри Кинг обладает сверхъестественной способностью доставать и применять всякие вещи. Представьте себе, что вы нашли десять миль рельсов на старой линии во Фриско... Я никогда не забуду, как стоял на угольном тендере с двумя большими револьверами одинарного действия 45-го калибра в руках, а старомодный поезд трясся, раскачивался и грохотал по рельсам ... Отчего-то у меня не было ощущения, что я снимаюсь в кино. Вместо этого я просто жил.» Кинг достал паровоз и три пассажирских вагона недалеко от Алмы, штат Арканзас. Их отремонтировали в Литтл Рок, а затем отправили в Саусвест Сити. В съемках с поездом участвовало 100 статистов. Со стороны за ними наблюдали 5000 зевак.
Не обошлось и без несчастных случаев. Во время сцены побега из тюрьмы, которую Кинг неоднократно переснимал, актеры палили в воздух из револьверов, поднимали лошадей на дыбы и скакали кругами. Генри Фонда вспоминал: "Моя рука устала засовывать револьвер обратно в кобуру, потом снова вынимать и стрелять в воздух. Я опустил его в кобуру, не снимая со взвода. Лошадь дернула задом, и мой револьвер выстрелил. Я попал в себя! Нет, не пулей, но холостым зарядом. У меня, черт возьми, оказались пороховые ожоги». Нога Фонды была так сильно обожжена, что его доставили в отделение неотложной помощи больницы Канзас-Сити для прививки от столбняка и перевязки.
Большинство актеров вернулось в Голливуд в середине сентября, чтобы сниматься в интерьерных сценах. В Миссури остался режиссер второй съемочной группы Отто Брауэр. Ему Кинг доверил снимать общие планы погонь, в которых участвовали дублёры и каскадеры.
В начале января 1939 года “Джесси Джеймс” попал в центр скандала. Американская гуманитарная ассоциация выступила против того обращения с животными, которое было во время съемок фильма, назвав его «одним из самых откровенных проявлений жестокости к животным за последние несколько лет ». Ассоциация обвинила съемочную группу в том, что она «швыряла лошадей с обрыва и заставляла их падать на землю». В пример приводился факт гибели одной лошади на съемках сцены, в которой Джесси и Фрэнк верхом прыгали с 60-футового утеса в озеро Озарк.
Президент 20-й век - Фокс С.Р. Кент опроверг обвинения в письме Сиднею Х. Коулману, президенту Американской гуманитарной ассоциации: «Наша организация не имеет обыкновения причинять вред и жестоко обращаться с неразумными животными. За этим внимательно наблюдают, и, хотя для съёмок “Джесси Джеймса” мы в разное время использовали более 300 лошадей, чтобы запечатлеть на плёнке захватывающие сцены, произошел всего один несчастный случай. Это необычный и очень хороший результат для картины такого типа.» На это Коулман ответил: «Наши доказательства обратного неопровержимы, но убили коня или нет - неважно. Умышленно отправлять беззащитную лошадь по специально сконструированному скользкому желобу вряд ли можно считать проявлением внимания со стороны режиссера и технических специалистов, как утверждает г-н Занук. Было бы почти чудом, если бы лошадь не пострадала».
Прыжок в озеро, снятый для “Джесси Джеймса”, вошел в анналы истории Голливуда, как трюк с падением с самой большой высоты, выполненный каскадером на лошади. Клифф Лайонс, ветеран, работавший в кино с 1922 года, получил по 750 долларов за каждый из двух потребовавшихся дублей. По словам Занука, Лайонс утверждал, что лошадь не пострадала при падении, но, когда её попытались поймать на мелководье, она «забеспокоилась, запнулась, упала и захлебнулась водой. Второй прыжок прошел точно так же, как первый, только лошадь была доставлена на берег в идеальном состоянии, что указывает на то, что после первого прыжка произошел несчастный случай».
Скандал с защитниками животных, также как бродвейская новинка сентября 1938 года, комедия Элизабет Гинти “Легенда Миссури”, посвященная Джесси Джеймсу, сыграли на руку создателям фильма. Публика была разогрета перед премьерой и с нетерпением ожидала выхода ленты на экран. После того как это случилось (14 января 1939 г.), Los Angeles Times написала: «Историков может сильно раздражать то, что происходило во время раскрутки “Джесси Джеймса” .... Но публика, которой интересны развлечения, найдёт в этой стремительной мелодраме приключения, острые ощущения и интересные характеры.... Цвета в этой ленте яркие, а локации необычные».
При бюджете в 1,6 миллиона долларов лента собрала более 3 миллионов долларов. Она оказалась на третьем месте по сборам в 1939 г. Это очень большое достижение, поскольку тот год считается самым успешным в Золотом Веке Голливуда. Он подарил нам массу фильмов, ставших классическими. Проиграл “Джесси Джеймс” только “Унесенным ветром” ( Gone With The Wind ) и “Волшебнику страны Оз” ( The Wizard of the Oz ).
(с) Свен Железнов
Если интересны статьи про вестерны - ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Больше интересных статей вы можете прочитать в журнале Vintage Pictures https://boosty.to/vintage_pictures
Также читайте:
Революция – это как большая любовь: вестерн “Профессионалы” (1966)
Вестерн в заснеженной Калифорнии: “След кошки” (1954)
Вестерн про городок-призрак и спрятанное золото: “Жёлтое небо” (1948)
Старый добрый вестерн нуар: “Территория Колорадо” (1949)
Линчевать нельзя помиловать: “Случай в Окс-Боу” (1943)
Вестерн по-аргентински: “Путь Гаучо” (1952)
Целлулоидная жизнь “Мужа индианки”: история забытого вестерна
Последнее рандеву Рауля Уолша и Эролла Флинна: вестерн “Серебряная река” (1948)