Экранизации произведений классика американской литературы Джеймса Фенимора Купера пришли в кино, как только полнометражные фильмы стали важными частями производственных программ большинства студий. 1920-й год ознаменовался выходом целых двух масштабных лент, снятых по мотивам самого популярного романа писателя - «Последний из могикан». Одна была сделана в Германии, другая в США. Обе пользовались зрительским успехом.
Все экранизации романов Купера оставались немыми до того момента, пока в 1932 г. у голливудского продюсера и владельца Mascot Pictures Ната Левина не вышел киносериал "Последний из могикан" с Гарри Кэри (легендарным наставником Джона Уэйна) в роли Соколиного Глаза. Лента была дешевой поделкой из 12 эпизодов по 20 минут для подростков, но оказалась достаточно успешной, чтобы подтвердить популярность книги. В 1936 г. у другого продюсера, Эдварда Смолла, созрела идея сделать полнометражную версию «Последнего из могикан» в цвете. Вышедшая в 1934 г при его участии экранизация романа А. Дюма «Монте-Кристо» оказалась очень прибыльной. Смолл желал повторить и приумножить успех.
Предварительные калькуляции показали, что небольшая производственная студия Reliance Picture Corporation, специально созданная (в 1932 г) им и Джозефом Шенком для съемок лент по литературным источникам, даже при поддержке крупной кинокомпании United Artists, взявшей на себя софинансирование и дистрибуцию, не может позволить миллионные затраты, требовавшиеся для цветных съемок, технология которых в те годы только-только начала проникать в американское кино. Поэтому изначальный план – поразить публику буйством красок – пришлось скорректировать: фильм решили снимать с качественным звуком, с большим количеством натурных сцен, но черно-белым.
В качестве режиссера Смолл нанял признанного мастера приключенческого кино Джорджа Б. Зейтца. Тот в 1924 году уже экранизировал приключения героев Купера в фильме «Кожаный чулок» (Leatherstoking), в 1925-м снял вестерн об индейцах «Исчезающий американец» (Vanishing American), а в 1930-е годы работал над недорогими криминальными драмами, вестернами и комедиями для студии Columbia и не требовал заоблачных гонораров. По большому счету, сорокашестилетний Зейтц был опытнейшим режиссером остросюжетных лент со средним бюджетом, и, относившийся к категории «А», «Последний из могикан» являлся для него шагом вверх по карьерной лестнице.
Сценаристами стали Филип Данн и Джон Балдерстон. Их самой сложной задачей стало добавление в сюжет романтических линий. Особенно это касается взаимоотношений индейца Ункаса и дочери полковника Манро - Алисы. У Купера ничего подобного даже в намёках нет. По воспоминаниям Данна изначально эта линия задумывалась как «поэтичная история любви между английской аристократкой и молодым могиканом». Для США той поры, почти скандальный сюжет о межрасовых отношениях. В тоже время, майор Дункан Хейворд и проводник Соколиный Глаз должны были стать соперниками за внимание старшей дочери полковника – Коры. Таким образом, простой приключенческий колониальный вестерн приобретал черты романтической костюмной драмы в антураже Англо-Французской Индейской войны.
Сценаристы выполнили поставленную задачу, но Смолл и Зейтц остались недовольны. Им хотелось больше действия и меньше разговоров. Филлип Данн позднее высказал неудовольствие тем, как они обошлись с оригинальным сценарием в период между его сдачей и началом съёмок, который затянулся из-за проблем с подбором актёров. «Эдди Смолл, продюсер, преуспел в превращении нашего подлинного XVIII века в третьесортный вестерн», — написал Данн в своей автобиографии «Дубль два: Жизнь в кино и политике». - «Персонажи даже разговаривали друг с другом слэнгом XX века, и каждый из них был обрисован невероятно банально». Стремясь избежать осквернения своего сценария, Данн вызвался присутствовать на съёмочной площадке и править его в соответствии с пожеланиями Смолла. Однако «лучшее, что я смог сделать, — это спасти наших бедных могикан от тотальной безграмотности», — вспоминал Данн. - «По крайней мере, полковник Манро не сказал Соколиному Глазу: «Я свяжусь с тобой на следующей неделе», а, Соколиный Глаз - Магуа: «Хочешь что-то предпринять?»». Данн явно не понял замысла продюсера сделать прежде всего зрелище, а уже потом историческую ленту.
Зато это прекрасно понял исполнитель главной роли – Соколиного Глаза – Рэндольф Скотт. По книге его персонаж - серьёзный и мрачный профессионал, делающий всё без тени улыбки. В фильме он стал веселым и атлетичным парнем, которому любые преграды ни по чём. Актер был выбран, поскольку являлся восходящей звездой приключенческого кино, прославившись в серии вестернов студии Paramount и популярном боевике «Она» (She, 1935). В последствии, Скотт причислял роль в «Последнем из могикан» к своим любимым. И большинство критиков сходится во мнении, что роль подошла ему идеально.
На роль, товарища-соперника Соколиного Глаза, майора Хейворда продюсер утвердил получившего образование в Великобритании Генри Уилкоксона. Он много снимался в историческом кино, играя аристократов. В «Клеопатре» (Cleopatra, 1934) Сесила ДеМилля он был Марком Антонием, в «Крестовых походах» (Crusades, 1935) того же режиссера он играл короля Ричарда Львиное Сердце. Театральный опыт Уилкоксона в Бирмингемском театре (где он играл с Лоуренсом Оливье) также способствовал выбору актёра на роль чопорного англичанина.
Роли сестер Манро достались актрисам британского происхождения. Смолл искал исполнительниц, способных передать «викторианскую хрупкость» и контрастную энергичность. Хрупкостью наделили Кору. Изначально в фильм пригласили Мерл Оберон, сыгравшую Анну Болейн в британской костюмной драме «Частная жизнь Генриха VIII» (Private Life of Henry The Eights, 1933) и ряд других благородных дам в исторических лентах. В 1935 г она даже получила номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Однако актриса отказалась от участия в проекте. Эту роль получила Хизер Энджел, часто игравшая аристократок и чувствительных нежных барышень в среднебюджетных фильмах. Химия между Скоттом и Энджел стала ключевым элементом романтической составляющей «Последнего из могикан».
Энергичной сестрой стала Алиса. Её сыграла Бинни Барнс, специализировавшаяся, в первую очередь, на комедийных персонажах. При её выборе, скорее всего, имел значение опыт, полученный при участии в «Частной жизни Генриха VIII» (Private Life of Henry The Eights, 1933) в образе распутницы Кэтрин Говард. Следует заметить, что Алиса оказалась её первой по-настоящему драматической ролью в кино. Нельзя сказать, что актриса не справилась с ней. Но её романтическая линия получилась менее выразительной, чем у Энджел.
На роль Чигачгука, благодаря опыту воплощения образов волевых персонажей, был приглашён актер Роберт Баррат. Его харизматичная внешность и способность передавать мудрость через минималистичную игру идеально соответствовали образу вождя могикан. До «Последнего из Могикан» Баррат сотрудничал со Смоллом в фильме «Граф Монте-Кристо», где сыграл аббата Фариа. Продюсер ценил его за надёжность и глубину трактовки характеров.
Ункаса сыграл Филип Рид. В ту пору ему было 24 года, и это оказалась его первая и самая значительная роль в кино. До «Последнего из могикан» Рид снимался в массовке, больше как каскадер, чем актёр. Он отлично умел ездить на лошади и выполнять сложные трюки. Его мускулистое тело отлично смотрелось в одежде индейца. Баррат и Рид специально тренировались вместе, чтобы создать ощущение единства. Они изучали движения индейцев по книгам этнографов и консультировались с представителями племени юрок.
Роль Магуа, главного злодея, досталась Брюсу Каботу. Он получил её, благодаря своей репутации специалиста по харизматичным отрицательным персонажам. Продюсер Эдвард Смолл искал актера, способного передать жестокость и коварство вождя гуронов, и выбор пал на Кабота после его успеха в ролях злодеев - Джо Кифера в криминальной драме «Пусть получат» (Let 'Em Have It, 1935) и поджигателя Питча в триллере «Не щади!» (Show Them No Mercy!, 1935).
Индейцев первого плана сыграли белые. Такова тогда была голливудская практика. Актеры-европейцы, игравшие индейцев, проводили в гримёрке по 3 часа ежедневно. Гримёр Эдгар Джордж использовал темный воск и искусственную кожу для создания «индейской» внешности. Баррат позже жаловался, что грим вызывал зуд, а в сцене боя в реке частично растворился в воде.
Для массовки привлекли 150 представителей индейских племён, которым платили по $5 в день. Согласно репортажу Пола Харрисона из New York World-Telegram, смешанная группа из сиу, команчей, ютов, осейджей, чероки и черноногих не смогла (не захотела?) развести костёр для фильма. Для этого был нанят бойскаут, который показал им, как это делается. Индейцы доставили Смоллу и Зейтцу немало хлопот, отказавшись брить головы за обычную плату. Они потребовали увеличения гонорара до $7,50 в день, за ещё два доллара сверху оказались готовы раздеться догола.
Съемки проходили в мае-июне 1936 года, большей частью на натуре. Далеко от Голливуда не уезжали. Использовали калифорнийские локации близ озёр Биг-Бэр и Сидар в округе Сан-Бернардино, а также на реке Смит и озере Эрл в округе Дель-Норте. Водоёмы были необходимы, поскольку значительная часть приключений в фильме связана с водой. Эпизод погони на каноэ специально снимали, дождавшись засухи, чтобы снизить риск для каскадеров. Для повышения градуса опасности, позднее в ленту добавили спецэффекты. Были созданы миниатюрные модели каноэ и проведены комбинированные съёмки с бурными потоками воды. Зейтц очень ответственно отнесся к трюковой части ленты. Действию было уделено чуть ли не большее внимание, чем развитию персонажей. Изначальный сценарий требовал около 3 часов экранного времени. Его сократили до 92 минут. Причем, значительную часть заняли погони и бои. В фильм включили сложную сцену атаки форта, где использовали взрывчатые вещества для имитации обстрела.
Интерьерные эпизоды снимали в студии RKO-Pathé в Калвер-Сити. Монтаж закончили в августе и 4-го сентября 1936-го года состоялась премьера в США. Затем фильм вышел в Аргентине, Австралии и Европе.
Точные данные о бюджете и сборах не сохранились. Однако известно, что фильм стал кассовым хитом компании United Artists и принёс Скотту первый безусловный успех в главной роли категории «А». The New York Times (3 сентября 1936 г.) писала: «Рэндольф Скотт, надо признать, наш оживший Соколиный Глаз». New York Evening Journal (3 сентября 1936 г.) уверяла: «Молодой мистер Рэндольф Скотт по-настоящему лих в роли героического Соколиного Глаза». New York Sun (3 сентября 1936 г.) заключала: «Рэндольф Скотт, никогда не выделявшийся актёрским мастерством, идеально вписался в образ независимого колониального разведчика». London Times (4 октября 1936 г.) добавляла немного скептицизма: «Мистеру Скотту почти удалось сделать из Соколиного Глаза нечто человеческое». Единодушно критики 1930-х хвалили динамику, но ругали упрощение сюжета.
До 1937 года включительно у премии «Оскар» была номинация «Лучший ассистент режиссера». В 1936 г на неё был заявлен Клем Бошом, работавший с Зейтцем над «Последним из могикан». Интересно, но он уже выигрывал эту номинацию в 1935 г за фильм «Жизнь бенгальского улана» (The Lives of Bengal Lancer). Снова премию ему не дали. Однако «Последний из могикан», таким образом, попал в списки фильмов, имевших номинации на главную голливудскую кинопремию.
В настоящее время кинокартина занимает важное место в ряду классических американских фильмов. Она оказала значительное влияние на рост интереса публики к колониальным вестернам, а как следствие, развитию этого поджанра. Снятый в 1992 г «Последний из могикан» Майкла Манна многое заимствовал у экранизации 1936 г. И учитывая его успех, это пошло на пользу. До сих пор классическая лента является образцом работы на основе литературного источника в жанровом кино.
(с) Свен Железнов
Ваши лайки и поддержка очень важны для нас!
Читайте также:
Приключения отчаянных телеграфистов: “Вестерн Юнион” (1941)