В истории мировой архитектуры есть здания, которые, так и не будучи построены, оставили неизгладимый след. Один из самых грандиозных проектов в истории человечества — московский Дворец Советов, задуманный как символ победы социализма и величия новой эпохи. Его история — это смесь инженерного гения, политической воли и трагических обстоятельств, не позволивших гиганту подняться над Москвой...
Идея строительства грандиозного дворца для нужд советского правительства родилась практически одновременно с образованием СССР. Уже 30 декабря 1922 года на Первом Всесоюзном съезде Советов Сергей Киров предложил построить новое здание для проведения съездов. Первоначально скромный «Дом съездов» к лету 1931 года превратился в монументальный «Дворец Советов» — проект, призванный затмить все существующие сооружения мира.
К началу 1930-х годов советская власть, укрепившись, искала новый архитектурный язык, который бы отразил её амбиции и идеологию. Период радикального авангарда и конструктивизма подходил к концу. Государство обратилось к монументальным, вечным формам, способным внушать трепет и почтение. Дворец Советов должен был стать зримым воплощением мощи социалистического строя, его архитектурной «иконой».
Для выбора лучшего проекта был проведен масштабный международный конкурс, ставший настоящей архитектурной битвой! В нём приняли участие 272 концепции, включая работы 136 советских и 24 иностранных архитекторов. Среди знаменитостей, представивших свои проекты, были Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Эрих Мендельсон, итальянец Армандо Бразини и многие другие.
Победителем в 1933 году была признана команда под руководством Бориса Иофана, к которой присоединились архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Интересно, что, согласно архивным данным, Иосиф Сталин фактически выбрал проект Иофана ещё в августе 1932 года, лично указав на необходимость сделать башню выше и увенчать её статуей Ленина. Этот конкурс ознаменовал собой резкий поворот в советской архитектуре — отход от конструктивизма к монументальному историзму, который позже назовут «сталинским ампиром».
Иофан и его соавторы создали проект, поражавший воображение. В его окончательном варианте 1937 года Дворец должен был достигать 416 метров в высоту, став самым высоким зданием в мире. Венчать его должна была гигантская 100-метровая статуя Владимира Ленина. Один только палец на руке вождя достигал бы 4 метров, а сама фигура была бы видна за десятки километров в ясный день.
Архитектурный стиль представлял собой смесь ар-деко, неоклассицизма и сталинской архитектуры. Здание представляло собой ступенчатую пирамиду из цилиндров, что создавало эффект монументальной устремлённости вверх. Главный зал дворца, предназначенный для сессий Верховного Совета, должен был иметь диаметр 130 метров и высоту 100 метров, вмещая до 21 000 человек.
Помимо главного, проектом предусматривался малый зал на 5 000–6 000 человек, а также парадные галереи — Зал Конституции, Зал Героики Гражданской войны и Зал Героики Социалистического Строительства. Дворец планировалось оснастить по последнему слову техники: 187 лифтами, системами кондиционирования, медиаэкранами и даже сценой-трансформером, которая могла превращаться в плавательный бассейн.
Для строительства символа новой эпохи требовалось соответствующее место. Выбор пал на участок, где стоял Храм Христа Спасителя — главный собор дореволюционной России. Это было глубоко символично: новая советская власть демонстрировала победу над старым миром и религией. В 1931 году храм был взорван, а расчистка территории заняла более года...
Несмотря на масштабную подготовку, Дворцу Советов не суждено было увидеть свет. Работы начались в 1933 году, к 1939 был готов фундамент, а к июню 1941 года смонтирована часть стального каркаса. Начавшаяся Великая Отечественная война поставила крест на проекте. Стальные конструкции были разобраны и использованы для строительства укреплений и мостов для обороны Москвы.
После войны к проекту ненадолго вернулись, но Иофан представил лишь переработанные, уменьшенные варианты. Интерес Сталина к дворцу угас, а при Хрущёве, с его борьбой с «архитектурными излишествами», о гиганте окончательно забыли. В 1960 году на оставшемся фундаменте открыли открытый бассейн «Москва» — самый большой в СССР. По иронии судьбы на месте уничтоженного храма и недостроенного символа атеистического государства появилась купальня, просуществовавшая до 1994 года, после чего Храм Христа Спасителя был воссоздан.
Хотя Дворец Советов так и не был построен, его влияние на советскую и мировую архитектуру огромно. Проект вдохновил на создание знаменитых сталинских высоток, композиция которых выстраивалась вокруг несуществующего дворца как центральной доминанты.
Даже сегодня макет Дворца Советов продолжает будоражить умы посетителей, напоминая о том, как амбиции и мечты, даже нереализованные, способны формировать реальность.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: