Винтажная статья из журнала «Air Trails» (июньский выпуск 1915 года), которая, думаю, заинтересует читателей и коллег. В квадратных скобках даны реальные названия советских самолетов и оборудования.
Россия — Колосс в авиации. Часть 2
Автор: «АРГУС»
Содержание:
Почему в Советском Союзе [1] внезапно стали уделять так много внимания морской авиации? Неужели советские военно-воздушные силы уступают позиции авианосцам и линкорам?
Представьте себе воздушную армаду численностью от 15000 до 20000 самолетов, поддерживаемую крупнейшими в истории человечества государственными научно-исследовательскими и производственными усилиями, и вы получите советские ВВС и ускоренную программу развития русской авиации.
В предыдущей статье мы рассмотрели техническое развитие России, учебные заведения, которые готовят инженеров, и некоторые достижения СССР в области авиационного вооружения, силовых установок и средств связи. Теперь давайте рассмотрим организацию и основные задачи советских военно-воздушных сил и морской авиации.
Все подразделения советской военной авиации, за исключением подразделений морской авиации, в первую очередь находятся в ведении военного министерства под руководством маршала Василевского. Более пристальный контроль осуществляет Главнокомандующий ВВС СССР генерал-полковник Жигарев, , который координирует деятельность двух главных командований ВВС на Востоке и на Западе. ВВС России между западной и восточной «сферами влияния», каждая из которых полностью обеспечена собственными производственными и сырьевыми ресурсами.
В состав каждой из этих двух частей входят воздушные армии военных округов, которые в свою очередь подразделяются на корпуса истребителей ПВО, непосредственного взаимодействия с наземными силами и тяжелой авиации. Эти корпуса состоят из нескольких авиационных полков, которые, в случае истребительного полка, оснащенного самолетами с поршневыми двигателями, включают в себя четыре эскадрильи, каждая из которых состоит из трех звеньев по четыре самолета в каждой. Численность полков и эскадрилий реактивных истребителей, бомбардировщиков и других типов самолетов, вероятно, различается в деталях, но их основная структура остается неизменной.
четырёхмоторный средний бомбардировщик, который, предположительно, получил обозначение Il-16 [Ил-22], разработан Сергеем Ильюшиным. Как на нашем B-47 его двигатели подвешены под крылом в обтекаемых гондолах
Если смотреть сверху вниз, то военно-воздушные силы выполняют преимущественно вспомогательные функции по отношению к имеющей крайне важное значение Красной Армии. Недавнее сокращение ассигнований (на 80000 000 рублей) для Советской Армии, от которой зависят военно-воздушные силы, и передача этой суммы авиации ВМФ вместе с передачей в ее ведение всех частей стратегической бомбардировочной авиации ВВС и с некоторыми базами бомбардировщиков ВВС, указывают на то, что эта политика проводится последовательно и, возможно, правильно, учитывая высокую эффективность тактической авиационной поддержки советских наступлений на заключительном этапе Второй Мировой войны.
Эта взаимосвязь между советской армией и военно-воздушными силами, хотя и хорошо известна, в последнее время, как правило, отодвигается на второй план угрозой русского атомного оружия, которое несут сильные стратегические бомбардировочные силы. Данное мнение подкреплено появлением большого количества самолетов Tupolev Tu-4 [Ту-4] (русская версия Boeing B-29). Однако передача этих самолетов в состав авиации военно-морского флота укрепляет наше мнение о том, что реальная опасность со стороны советских ВВС заключается и будет заключаться в их способности наносить сокрушительные удары по сухопутным силам противника и прокладывать путь наземным соединениям советских войск. По сути, советские ВВС являются тактическими военно-воздушными силами в истинном смысле этого слова, и перевооружение авиации Атлантического пакта должно быть направлено в первую очередь на нейтрализацию этой вспомогательной роли непосредственной поддержки сухопутных сил и обеспечения более сильной поддержки нашим слабым наземным силам.
До сих пор морская авиация составляла лишь незначительную часть общей численности советской авиации, и во время войны лишь небольшая часть военно-морской авиации действовала над морем. Все эскадрильи авиации ВМФ, за исключением нескольких эскадрилий, базировались на суше, поскольку у русских тогда не было авианосцев. Силы морской авиации были организованы в рамках отдельных командований, приданных соответственно Черноморскому, Северному [2], Балтийскому и Тихоокеанскому [3] флотам и Каспийской флотилии. За исключением подразделений летающих лодок, оснащенных в основном «Каталинами», самолёты были теми же, что и основная часть советских ВВС.
В начале прошлого года ситуация с морскими силами Советского Союза приняла новый оборот после того как было образовано военно-морское министерство, которое было выделено из военного ведомства и которое возглавил адмирал И.С. Юмашев. Это изменение подтвердило неоднократные сообщения о том, что советский военно-морской флот обретает новую жизнь. Формируется крупный, модернизированный подводный флот, который уже насчитывает 350-400 подводных лодок различных размеров, а также ведется строительство крупных боевых кораблей, первые из которых уже сданы своему заказчику.
Эти новые линкоры известны как корабли класса «Союз» (Sojus; Union), и к числу построенных кораблей относятся «Союз» (Sojus), «Советский» (Sovietski), «Страна Советов» (Strana Sovietov) и «Белоруссия» (Belo Russia). В настоящее время все эти крупные боевые корабли базируются в арктических водах, не рискуя быть обнаруженными при проходе через балтийские проливы, и в отчетах указывается, что они оборудованы для запуска дальнобойных ракет типа V-2.
Военно-морская авиация, безусловно, играет важную роль в этом расширении, и, как известно, недавно было завершено строительство первого из трех крупных авианосцев (водоизмещением 20000, 23000 и 25000 тонн соответственно). Типы самолетов, которые будут нести эти корабли, неизвестны, но, поскольку необходимость сокращения военно-морского превосходства стран Атлантического пакта на Севере является одной из самых серьёзных задач, которые стоят перед Россией, то можно не сомневаться, что будут предприняты серьезные усилия по созданию подходящих палубных реактивных самолетов.
Недавний перевод всех стратегических бомбардировщиков в ведение военно-морской авиации уже упоминался, и хотя этот шаг, возможно, не имеет особого значения, за исключением того, что теперь военно-воздушные силы сконцентрируются исключительно на выполнении тактических задач, этот перевод вполне может быть связана с возросшей активностью советского ВМФ, особенно в отношении наращивания крупных подводных сил. Эти дальние бомбардировщики, большинство из которых составляют Tupolev Tu-4, предположительно, находятся в процессе подготовки к комбинированному воздушно-подводному наступлению на жизненно важные транспортные пути главного западного бастиона в Европе – Великобритании.
Истребительная авиация советских военно-воздушных сил
Часть современной техники советских ВВС по-прежнему состоит из поршневых тактических истребителей, выпущенных в конце войны и после нее. Несомненно, вскоре они будут полностью заменены более новыми типами самолетов, уже находящимися на вооружении или находящимися в разработке, но в настоящий момент они по-прежнему представляют серьёзную угрозу. Хотя советские поршневые самолеты сильно устарели по-сравнению с самолетами Атлантического пакта, но малочисленные военно-воздушные силы западных стран будут легко связаны новейшими советскими реактивными самолетами, оставляя поршневым машинам свободно и беспрепятственно оказывать непосредственную поддержку сухопутным войскам.
Использование этих поршневых истребителей во взаимодействии с бронетанковыми и танковыми соединениями достигло высокой степени эффективности во время последней войны, а истребители-штурмовики получали по радио приказы непосредственно от командира задействованного танкового подразделения.
Количество машин, используемых русскими таким образом, естественно, зависит от тактической воздушной и наземной обстановки, но типичным примером русских подразделений военного времени (которые используются до сих пор), предназначенных для непосредственной поддержки наземных сил, является эскадрилья из восьми самолетов. В этой эскадрилье одна пара машин (a) летает на высоте от 1300 до 5500 футов (от 396 до 1676 м), одно звено из четырех самолетов летает на высоте от 6500 до 10000 футов (от 1981 до 3048 м) и еще одна пара (b) – на высоте от 6000 до 12000 футов (от 1829 до 3658 м). Первая пара и звено должны были оставаться над танками, в то время как вторая пара патрулировала окрестности с задачей обнаружения приближающихся вражеских самолетов, которые должны были быть перехвачены звеном, в то время как вторая пара должна была оставаться в резерве, если ситуация не станет серьезной.
Штурмовые и тактические бомбардировочные соединения, действующие днём, всегда обеспечиваются истребительным эскортом; численность эскортных соединений варьируется, но, как правило, используется соотношение 1:1. Типичная тактика сопровождения действующим в полном составе истребительным полком (четыре эскадрильи по двенадцать самолётов в каждой) заключается в следующем: первая и вторая эскадрильи летят выстроившимися в колонну звеньями (построение самолетов в звене «четыре пальца»), формируя штурмовые эскадрильи, ответственные за немедленное уничтожение вражеских соединений. Третья эскадрилья действует в качестве средневысотного прикрытия штурмовых эскадрилий, а четвёртая – в качестве прикрытия на больших высотах и резерва.
На протяжении всего боя советским пилотам-истребителям предписывается стараться сохранять строй «четыре пальца», и самовольное или необоснованное нарушение строя карается военным трибуналом для «уклонившихся». Хотя построение и тактика реактивных истребителей, вероятно, всё ещё находятся в стадии разработки, значительный успех, достигнутый советской авиацией при использовании этих построений, вероятно, повлияет на будущее развитие.
Современными поршневыми одноместными истребителями первой линии являются Lavochkin La-9 [Ла-9], Lavochkin La-11 [Ла-11] и Yakovlev Yak-9P [Як-9П]. Обе машины Лавочкина представляют собой низкопланы, оснащенные радиальным двигателем ASH-82FNV [АШ-82ФН] мощностью 1850 л.с., при этом La-11 является более компактной машиной с максимальной скоростью около 410 миль в час (660 км/ч), что более чем на десять миль в час (16 км/ч) больше, чем у более раннего La-9. Вооружение La-9 состоит из двух 12,7-мм пулеметов Березина и одной 20-мм пушки Sh-VAK [ШВАК] [4], а вооружение La-11 – из трех 20-мм пушек [5]. Истребитель Yak-9P оснащен 1600-сильным рядным двигателем VK—107A [ВК-107А], позволяющим развивать максимальную скорость около 370 миль в час (595 км/ч), и имеет пулеметно-пушечное вооружение, аналогичное вооружению его современника с радиальным двигателем.
Другие варианты истребителя Yak-9, такие как Yak-9D [Як-9Д], Yak-9T [Як-9Т] и Yak-9U [Як-9У] различаются силовой установкой и вооружением, но Yak-9P является последней серийной версией, поступившей на вооружение.
Последние пять лет оказались исключительно успешными в деле разработки и совершенствования советских реактивных истребителей, и их производство превышает производство любого другого типа боевого самолета. Теперь мы достаточно хорошо знаем о конструкции русских послевоенных истребителей, чтобы иметь возможность с достаточной ясностью проследить прогресс, достигнутый Советским Союзом в разработке этого чрезвычайно важного типа боевых самолётов с момента ввоза из Германии первых, сравнительно хорошо зарекомендовавших себя турбореактивных двигателей.
Сразу после войны Советскому Союзу потребовались реактивные истребители, и поспешность, с которой советские конструкторы приступили к решению этой задачи, подтверждается примитивностью их ранних разработок. Тем не менее, какими бы примитивными ни были эти первые советские реактивные самолеты, с их помощью можно было накапливать резерв пилотов реактивной авиации для того момента, когда с конвейеров будет сходить более совершенная техника. Этот день наступил в 1948 году, когда первые MiG-15 [МиГ-15] были поставлены в лучшие истребительные полки, и западным союзникам повезло, что в небе Кореи они познакомились с этим новым советским истребителем лишь постепенно и в ограниченных масштабах. Появление в больших количествах этого ультрасовременного истребителя должно послужить нам предостережением об опасности недооценки технических возможностей нашего потенциального противника.
Первыми двумя реактивными истребителями, поступившими на вооружение, были Yak-15 [Як-15] и MiG-9 [МиГ-9], созданные соответственно Александром Яковлевым, самым молодым советским авиаконструктором высшего ранга, и командой Микояна-Гуревича. Yak-15, появившийся за несколько месяцев до MiG-9, возвестил о своем появлении в Москве в 1946 году на параде в честь Дня авиации, пролетев, к большому удовлетворению собравшихся москвичей, над аэродромом Тушино, этим особо интересным уголком русского неба.
Изначально Yak-15 задумывался исключительно как промежуточный тип, позволяющий пилотам и наземному персоналу приобрести опыт летной эксплуатации реактивных самолетов и их технического обслуживания. О поспешности, с которой Яковлев разрабатывал свой проект, свидетельствует тот факт, что хорошо зарекомендовавший себя фюзеляж, сваренный из стальных труб, и крыло из стали и дерева поршневого истребителя Yak-9 были использованы без каких-либо серьёзных изменений, но передняя часть фюзеляжа была перепроектирована для размещения реактивного двигателя Junkers Jumo 004B с выводом раскаленных газов ниже задней кромки крыла.
Чтобы избежать задержек производства было решено отказаться от каких-либо существенных изменений в конструкции исходного планера поршневого истребителя Yak-9, и Yak-15 сохранил шасси с хвостовой стойкой. Яковлев лишь увеличил ход основных стоек шасси, чтобы обеспечить достаточный зазор для подвешенного к нижней части фюзеляжа. Интересно, как часто русские заменяли хвостовую стойку шасси, которая на протяжении всего пробега по земле находилась в реактивной струе.
Использование хвостовой стойки шасси дало пилоту чрезвычайно плохой обзор во время взлета, но несмотря на множество недостатков Yak-15 представлял собой компактный и эффективный истребитель-перехватчик, появившийся в кратчайшие сроки и одновременно ставший столь необходимым инструментом пропаганды для внутренней и зарубежной аудитории. Один из самых маленьких реактивных истребителей в мире – его длина составляет всего тридцать футов (9,1 м) – Yak-15 сохранил некоторые черты своего предшественника с поршневым двигателем (читатели, без сомнения, помнят, что Як-9 мог превзойти очень манёвренный истребитель Focke-Wulf FW 190), а его низкорасположенное крыло, малая удельная нагрузка на крыло и большая тяговооруженность обеспечивали ему высокую маневренность.
Вооружение Yak-15 по современным меркам считается недостаточным и состоит из 20-мм пушки Sh-VAK и двух 12,7-мм пулеметов Березина [6], а его летные характеристики не впечатляли: максимальная скорость составляла приблизительно 505 миль в час (813 км/ч) при крейсерской скорости 370 миль в час (595 км/ч).
В конце 1947 года после завершения выпуска первых партий Yak-15 в серийное производство была запущена модифицированная версия, включавшая в свою конструкцию множество усовершенствований, продиктованных опытом эксплуатации в войсках первой серийной модели. Эта более поздняя разработка, получившая обозначение Yak-15B [Як-17], широко эксплуатируется советскими ВВС, хотя, вероятно, в ближайшем будущем будет заменена более поздними машинами. Однако, поскольку самолеты, состоявшие на вооружении ВВС СССР, будут переданы странам-сателлитам, Yak-15B заслуживает особого внимания.
первый русский реактивный учебно-тренировочный самолет [Як-17УТИ]. Созданный на базе Yak-15, он отличается от него только наличием второй кабины для инструктора
Основные стойки шасси более поздней серийной модели идентичны основным стойка более раннего варианта, но вместо хвостовой стойки используется передняя. Передняя стойка шасси убирается в большой выступ под воздухозаборником в передней части фюзеляжа, а небольшой хвостовой амортизатор устанавливается на месте, где ранее была хвостовая стойка. Характерный изогнутый контур вертикального оперения, характерный для всех ранних истребителей Яковлева, уступил место более угловатым очертаниям, а вооружение теперь состоит из двух пушек калибра 20 или 30 мм [7].
Пока Александр Яковлев готовил свой Yak-15 к серийному производству, известная конструкторская группа Михаила Гуревича и Артема Микояна работала над тем, что должно было стать первым успешным русским истребителем, изначально спроектированным под установку реактивных двигателей. MiG-9 представляет собой среднеплан с двумя турбореактивными двигателями, подвешенными под носовой частью фюзеляжа. MiG-9 имеет цельнометаллическую конструкцию и оснащается двумя осевыми турбореактивными двигателями M-003 [РД-20] (созданы на базе немецкого BMW 003), выбрасывавшими раскаленные газы под нижнюю часть фюзеляжа. Самолет оснащается мощным вооружением, которое варьировалось в зависимости от модификации, но обычно состояло из комбинации одной 43-мм пушки и трех 20-мм пушек или одной 30-мм пушки и комбинации 20-мм пушек и 12,7-мм пулеметов [8].
При размахе крыла 34 фута (10,4 м) и длине 32 фута 9 дюймов (10,0 м) MiG-9 продемонстрировал совершенно исключительные для своего времени (конец 1946 года) летные характеристики: максимальная скорость на малой высоте составляла 595 миль в час (957 км/ч), а крейсерская — около 450 миль в час (724 км/ч).
Подводя итог, можно сказать, что MiG-9 – это простая, прочная и мощная машина, выполненная в лучших традициях советских ВВС. MiG-9 считался достаточно хорошим, чтобы в 1947 году его создатели были удостоены Сталинской премии первой степени. MiG-9 активно используется советскими ВВС для штурмовки наземных целей и завоевания господства в воздухе на малых и средних высотах и является, пожалуй, самым многочисленным из реактивных истребителей, летающих в настоящее время в России.
Другой выдающийся русский конструктор истребителей, Семён Алексеевич Лавочкин, в первые послевоенные годы, похоже, добился меньших успехов, чем его соотечественники. Первый реактивный истребитель Лавочкина, La-15 [Су-9], был более традиционным по своему подходу. Он появился сразу же после MiG-9, но, как говорят, детские болезни помешали крупносерийному производству. Имея заметное сходство с Me 262 Sturmvogel, La-15 оснащался двумя турбореактивными двигателями M-003 [РД-20], установленными, как и на Me 262, под консолями крыла. В носовой части самолёта располагалось тяжёлое вооружение из 20-мм и 30-мм пушек [9], что делало La-15 подходящим для непосредственной поддержки сухопутных войск. Однако считается, что истребителями La-15 оснащены лишь несколько подразделений.
Lavochkin La-17 [Ла-15] создан позднее его конкурента MiG-15; он несколько крупнее и тяжелее, имеет высокорасположенное крыло со стреловидностью примерно 30°. Максимальная скорость составляет около 630 миль в час (1014 км/ч)
Всесторонние исследования, проводившиеся с 1945 года, привели к осознанию того, что использование в самолете стреловидного крыла является синонимом околозвуковых характеристик. Кроме того, считалось, что предназначенные для выполнения одной определенной задачи специализированные истребители (ночные и всепогодные истребители с радиолокационными станциями, истребители объектовой ПВО) были жизненно необходимы для достижения Советским Союзом технического паритета с США.
В мае 1947 года появились первые сообщения об успешных полетах советского экспериментального самолета со скоростью в один Мах и выше. Как и в случае с любыми другими новостями из советских источников, это сообщение было воспринято западным миром с некоторым скептицизмом. В более поздних сообщениях упоминалось существование высокоскоростного экспериментального самолета со стреловидным крылом, появившегося на проведенном в Подмосковье первомайском воздушном параде 1948 года. Многие предполагали, что эта машина была сверхзвуковым летательным аппаратом; его усовершенствованная компоновка, безусловно, подтверждала более ранние сообщения. Однако сейчас представляется маловероятным, что именно в Советском Союзе эта машина впервые достигла числа Маха, равного единице. Рисунки этого экспериментального самолета (сделанные на основе серии факсимильных сообщений и наиболее точные из опубликованных на сегодняшний день) показывают, насколько далеко зимой 1947-48 годов продвинулись советские исследования в области достижения скорости звука.
Этот самолет часто упоминается как вариант немецкого сверхзвукового проекта DFS 8-346, но в свете последних фотоматериалов данное утверждение не находит подтверждения. Общеизвестно, что русские уделили особое внимание заводу компании Siebel в Галле, которому было поручено изготовление DFS 8-346. Этот факт в сочетании со смутным сходством видов сверху крыла и горизонтального оперения привел к предположению, что советский самолет и немецкий проект были связаны между собой.
Конструктор этой машины неизвестен, но самолет, несомненно, был создан после 1945 года, и программа исследований, выполненная с помощью этой машины, вероятно, оказала существенное влияние на разработку новейших русских реактивных истребителей.
Пока строились и испытывались подобные экспериментальные самолеты советские истребительные авиагруппы переоснащались новой и усовершенствованной авиатехникой. Однако эти самолёты представляли собой не что иное, как переходный этап развития советской концепции высокоскоростных самолётов и в своей конструкции, несмотря на множество заметных улучшений, не демонстрировали радикально новых особенностей.
Одним из таких промежуточных типов, изготовленных в ограниченном количестве, был истребитель, который часто называют Red Thunderjet из-за его некоторого сходства с F-84. Предполагается, что он получил обозначение Yak-17 [Як-19], и его конструкция показывает, что Яковлев быстро перенимал западные тенденции в области реактивных истребителей. Этот простой одномоторный реактивный истребитель представлял другой, чем F-84, класс машин. Yak-17 значительно легче, возможно, более манёвренный и простой в техническом обслуживании, но вместе с тем обладает меньшими мощностью силовой установки, дальностью полёта и скоростью. Обладая хорошей аэродинамической формой, Yak-17 представлял собой свободнонесущий моноплан со свободнонесущим крылом большого размаха, с лобовым воздухозаборником и разделенным каналом, подающим воздух одному турбореактивному двигателю с осевым компрессором, раскаленные газы которого выходили через сопло в задней оконечности фюзеляжа. Кабина пилота расположена близко к передней оконечности фюзеляжа, и шасси имело переднюю стойку. Известно о существовании версии этого самолёта со стреловидными крылом и хвостовым оперением [Як-30 (первый)], и считается, что именно эта машина получила широкую огласку около двенадцати месяцев назад.
этот изящный истребитель, получивший название «Русский Тандерджет» из-за сходства с Republic F-84 Thunderjet (хотя имеет меньшие размеры), получил обозначение Yak-17 [Як-19]
Другим истребителем, появившимся примерно в то же время, был небольшой самолет реданной схемы, получивший обозначение MiG-11 [?]. Он был заметно более округлый, чем более ранний MiG-9. О принятии MiG-11 на вооружение не сообщается и, вполне возможно, от него отказались в пользу более поздних конструкций стреловидного крыла. Вполне вероятно, что эта машина с высокорасположенным крылом небольших площади и размаха оснащена одним осевым турбореактивным двигателем, расположенным в нижней части фюзеляжа под кабиной пилота.
В числе послевоенных трофеев России вошло небольшое количество истребителей-перехватчиков объектовой ПВО Junkers Ju 8-248. В Советском Союзе быстро оценили потенциал ракетного перехватчика, и около двух с половиной лет назад подполковник Григорий Александрович Токаев, бежавший в Великобританию бывший сотрудник разведывательного отдела советских ВВС в Германии, подчеркнул высокий приоритет, который в Советском Союзе имеет разработка самолетов данного типа. Его заявление неоднократно подтверждалось сообщениями из-за железного занавеса, а описание советской машины, которая, как утверждается, несколько лет назад превысила скорость в один Мах, совпадает с тем, что известно о разработке в России самолета Junkers Ju 8-248.
Сообщается, что этот истребитель-перехватчик объектовой ПВО был разработан группой конструкторов под руководством Александра Яковлева; в ходе разработки самолета, получившего обозначение Yak-21 [?] и, возможно, уже запущенного в серийное производство, советские конструкторы тесно сотрудничали с работниками бывшей компании Junkers, полностью перемещенной на восток от Железного занавеса. Опытный машины были поставлены в экспериментальные подразделения сил ПВО, отвечающих за противовоздушную оборону внутренних районов России и состоящих из истребительных полков, радиолокационных станций раннего обнаружения, подразделений наблюдателей, зенитных орудий и прожекторных установок. Предположительно, подразделения перехватчиков Yak-21 будут базироваться вблизи районов тяжёлой промышленности к западу от Уральских гор, в зоне досягаемости американских и британских тяжёлых бомбардировщиков.
Junkers Ju 8-248 (или Me 8-263) представлял собой значительно улучшенную версию Messerschmitt Me 163 Schwalbe, которую Люфтваффе использовали в отчаянной попытке отразить наши смертельные удары с воздуха, и Yak-21 отличается от своего немецкого предшественника прежде всего стабилизатором, установленным на верхней части вертикального оперения с большим рулем направления. Силовая установка представляет собой усовершенствованный вариант жидкостного ракетного двигателя Walter HWK 509C, развивающего тягу около 4500 фунтов (2040 кгс). Маловероятно, что Яковлеву или его немецким коллегам удалось увеличить продолжительность полёта значительно больше 15-20 минут. Вопрос о том, оправдывает ли ограниченная продолжительность боевого вылета серийное производство перехватчиков Yak-21 может быть решен только после их эксплуатационных испытаний. При скорости около 670 миль в час (1078 км/ч) и скороподъемности около 12000 футов в минуту (3658 м/мин) Yak-21 без особого труда догонит и перехватит самые скоростные и высотные бомбардировщики.
В следующей статье мы подробно рассмотрим широко разрекламированный MiG-15 [МиГ-15], а также другие истребители-перехватчики со стреловидным крылом.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉