Найти в Дзене
Альтернативная история

Почему послевоенные истребители Яковлева не повторили успех своих предков времён ВОВ. История не взлетевшего истребителя Як-45/47

Рассказ об этом самолёте уже был на страницах нашего ресурса, однако в далёком 2010 году. Так что думаю более свежая публикацию заинтересует большинство коллег. Во время Второй Мировой Войны истребители Яковлева, семейства Як-1 – Як-9 был наравне с истребителями Ла основой истребительной авиации СССР. Именно эти машины сломали хребет Люфтваффе и являлись одними из лучших в мире. Однако после войны, КБ Яковлева, утеряло свои позиции в области истребителей. Конечно, серийные истребители под маркой Як в ВВС СССР были, но ни по количеству не по своему значению они на уровень своих предков не выходили. Хотя попытки были, в частности в начале 70-х КБ приняло участие в конкурсе, но новый истребитель, победителем в котором стали МиГ-29 и Т-10 (будущий Су-27). То есть из 3-х самолётов принявшем в нём участие на вооружение приняли 2. Что же не хватило Як-45 для победы попробуем разобраться ниже. В 1972 году московские авиастроительные предприятия — заводы «Зенит», «Кулон» и «Скорость» — представ
Оглавление

Рассказ об этом самолёте уже был на страницах нашего ресурса, однако в далёком 2010 году. Так что думаю более свежая публикацию заинтересует большинство коллег.

Так в 70-е годы видели Як-47 в воздухе
Так в 70-е годы видели Як-47 в воздухе
Авиация реальная и альтернативная | Альтернативная история | Дзен

Во время Второй Мировой Войны истребители Яковлева, семейства Як-1Як-9 был наравне с истребителями Ла основой истребительной авиации СССР. Именно эти машины сломали хребет Люфтваффе и являлись одними из лучших в мире. Однако после войны, КБ Яковлева, утеряло свои позиции в области истребителей. Конечно, серийные истребители под маркой Як в ВВС СССР были, но ни по количеству не по своему значению они на уровень своих предков не выходили. Хотя попытки были, в частности в начале 70-х КБ приняло участие в конкурсе, но новый истребитель, победителем в котором стали МиГ-29 и Т-10 (будущий Су-27). То есть из 3-х самолётов принявшем в нём участие на вооружение приняли 2. Что же не хватило Як-45 для победы попробуем разобраться ниже.

Предыстория проекта

В 1972 году московские авиастроительные предприятия — заводы «Зенит», «Кулон» и «Скорость» — представили заказчику доработанные аванпроекты перспективных истребителей: МиГ‑29, Т‑10, Як‑45И и Як‑47. Все они в той или иной степени сохраняли конструктивную схему своих предшественников. При этом ОКБ Яковлева пошло особым путём: его специалисты параллельно разрабатывали два варианта истребителя — лёгкий Як‑45И и тяжёлый Як‑47.

Галерея фото модели Як-47:

Як‑45И: задачи и возможности

Лёгкий истребитель Як‑45И проектировался как многоцелевая машина, способная:

  • вести воздушный бой с истребителями противника;
  • уничтожать ударную авиацию на малых и средних высотах;
  • перехватывать воздушные цели на больших высотах (при наземном наведении);
  • атаковать наземные объекты, включая малоразмерные и подвижные цели.

Самолёт задумывался как всепогодный и круглосуточный: он должен был эффективно действовать при любых метеоусловиях.

Сравнительные преимущества:

  • Анализ проектных характеристик показывал, что Як‑45И (при взлётной массе на 500 кг больше, чем у МиГ‑29) обладал рядом ключевых преимуществ:
  • более высокой тяговооружённостью;
  • меньшей удельной нагрузкой на крыло.

Эти особенности сулили Як‑45И лучшие манёвренные качества — критически важные в ближнем воздушном бою. В проектной документации подчёркивалось: для полного господства в воздухе на всех высотах и по всей глубине прифронтовой зоны лёгкие истребители Як‑45И должны были дополняться всепогодными машинами с усложнёнными системами вооружения и оборудования. Именно эта концепция стала отправной точкой для разработки тяжёлого истребителя Як‑47, проект которого был представлен военным в том же 1972 году.

-3

Бортовое оборудование и системы

На Як‑45И планировалось установить интегрированный прицельно‑навигационный комплекс на базе БРЛС «Жемчуг». Он включал:

  • теплопеленгатор;
  • оптико‑телевизионный визир;
  • систему полуавтоматического управления полётом (в бою, на маршруте и при посадке).
-4

Информация отображалась на приборах ПКП‑72, ПНП‑72 и на индикаторе на лобовом стекле.

Функции БРЛС «Жемчуг»:

  • обнаружение и захват целей;
  • выдача целеуказания теплопеленгатору, оптико‑электронному визиру и головкам самонаведения ракет;
  • поддержка второго канала целеуказания через нашлемный визир.
Одна из моделей Як-45
Одна из моделей Як-45

Дополнительные системы:

  • Информационный полукомпас (часть системы директорного управления) — рассчитывал автономную траекторию посадки и обеспечивал полуавтоматический полёт на высотах до 200 м при уклоне рельефа до 10–15°.
  • Навигационный комплекс — определял местоположение относительно наземных радиомаяков, позволял пилотировать по приводным и широковещательным станциям, передавал данные в систему УВД.
  • Связное оборудование (радиостанция «Журавль‑10») — обеспечивало бесподстроечную связь в УКВ‑ и ДЦВ‑диапазонах, а также работу системы опознавания госпринадлежности (ответчик «Озон»).
  • Комплекс обороны — сигнализировал об облучении РЛС (станция «Берёза‑Л»), создавал активные и пассивные радиопомехи (станция «Герань‑УФК»), а также ИК‑помехи (средства выброса дипольных и ИК‑помех входили в боевую нагрузку).
  • Система контроля — автоматизировала проверку самолётных систем и регистрировала аварийные параметры (самописец «Тестер‑И»).

Общая масса оборудования достигала 1460 кг.

Вооружение

Конструкторы пересмотрели артиллерийское оснащение: вместо двух пушек ГШ‑23 калибра 23 мм установили одну ТКБ‑645 калибра 30 мм. При этом орудие переместили из носовой части в закабинный отсек с смещением на правый борт. Боекомплект (200 патронов) разместили перед передним фюзеляжным топливным баком.

Дополнительно под крылом можно было подвесить четыре контейнера УПК‑23 с пушками ГШ‑23.

Варианты подвесного вооружения:

  • УР класса «воздух‑воздух» ближнего боя: К‑60 (6 шт.), К‑55 (4 шт.) или К‑13 (4 шт.);
  • авиабомбы (до четырёх калибром до 500 кг);
  • НАР: четыре 20‑ствольных блока 80‑мм С‑8, либо четыре 5‑ствольных блока 122‑мм С‑13, либо НАР семейства С‑25;
  • зажигательные баки.

Итоги проектирования

По оценкам разработчиков, такая комплектация позволяла Як‑45И:

  • успешно вести манёвренный визуальный бой с истребителями противника;
  • уничтожать ударную авиацию на малых и средних высотах в простых и сложных метеоусловиях (днём и ночью).

В проектной документации особо отмечалось, что ключевыми факторами превосходства Як‑45И в воздушном бою должны стать:

  • высокая манёвренность;
  • большая энерговооружённость;
  • относительно малая нагрузка на крыло;
  • наличие эффективных воздушных тормозов.

Расчётные ТТХ:

  • экипаж – 1 человек,
  • длина – 18,52 м,
  • размах крыла – 10,3 м,
  • высота – 4,65 м,
  • площадь крыла – 40 м²,
  • силовая установка – два ТРДД Р-53Ф-300 с тягой на форсаже по 8200 кгс и 4860 кгс без форсажа,
  • максимальная скорость – 1440 км/ч у земли и 2500 км/ч на высоте 11000 м,
  • вес пустого – 8830 кг,
  • нормальный взлётный вес – 13900 кг,
  • вес топлива (внутренний) – 4100 кг,
  • потолок – 20000 м,
  • практическая дальность без ПТБ – 1000 км у земли и 2500 км (на высоте при скорости 800-900 км/ч).
Внутренняя компоновка ЯК-45
Внутренняя компоновка ЯК-45

Так что же помешало Як-45 одержать победу в конкурсе?

Казалось бы, по проектным характеристикам Як‑45 уж точно не худший из троицы, а возможно и лучший. Однако никто даже не строил опытный образец что бы их проверить.

Дело в том, что, перед тем как строить опытный образец той или иной машины, который стоит не дёшево, проекты оценивались, в скажем так, независимых авиаНИИ. Судя по всему (точной информации об этом в сети нет), вердикт этих учреждений для Як-45/47 был неутешительным. При предлагаемой аэродинамической схеме самолёт в принципе не мог достичь заявленных характеристик, поэтому опытный образец строить смысла нет.

А вот неудачная аэродинамическая схема в сети упоминается.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Самолет Яковлева Як-45 - так и не состоявшаяся альтернатива Су-27 и МиГ-29 - Альтернативная История
Невзлетевший шедевр советской авиации. Лёгкий ударный самолет Сухого С-37 - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/pochemu-poslevoennye-istrebiteli-yakovleva-ne-povtorili-uspeh-svoih-predkov-vremyon-vov-istoriya-ne-vzletevshego-istrebitelya-yak-45-47/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉