Начну с анекдота: "Система высшего образования в России похожа на деревообрабатывающий завод: поступают - "дубы", а выпускаются - "липовые" специалисты".
/Исключения, конечно, есть. Но, лишь исключения. Иначе, никакого разговора о кризисе высшей школы не было бы.
Чтобы в вузы не поступали "дубы", нужно позаботиться о качестве образования на всех ступенях образования, расположенных ниже. Никто не перестраивает дом, начиная с верхних этажей. Это - первая ошибка - начинать реформу сверху. В реформе нуждаются все этажи/
Какие произойдут изменения в структуре высшего образования?
В России с 1 сентября 2027 года ожидается появление новой модели высшего образования. Сейчас идёт её апробация в шести университетах страны (уже с 2023 года).
Уже два десятилетия российские студенты учатся по Болонской системе, придуманной для облегчения "утечки мозгов" с родины на запад.
Болонская система - это трехуровневая структура образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года) и докторантура (до 3 лет). Каждую последующую степень нельзя получить без предыдущей.
В 2022 году Россия поняла, что необходимо отказаться от европейской системы, и разработала свою, в которой систему "бакалавриат-магистратура" заменят двумя уровнями высшего образования: базовым и специализированным.
Уровни высшего образования:
Базовое высшее образование ( в течение 4-6 лет ) позволит осуществить полноценную подготовку специалиста.
Специализированное высшее образование (продолжительностью в 1–3 года ) будет включать магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку. Для получения узкой специализации.
Аспирантура - уровень профессионального высшего образования, предназначенный для подготовки научно-педагогических кадров.
Следует отметить, что сроки обучения в новой системе будут различными и будут зависеть от сложности подготовки специалистов. Так учителя, врачи, инженеры будут учиться 5 лет, а, например, специалисты в сфере туризма - 4 года.
Разве достаточно - называть реформой высшего образования лишь замену некоторых названий?
Пока что ничего, кроме смены вывесок (вторая ошибка), заметить невозможно. Несмотря на то, что "бакалавриат" считался неполным высшим образованием ("бакалавров" называли "недоучками"), а заменивший его "базовый уровень" будет считаться полноценным.
Приведу слова специалиста одного из шести вузов, в которых осуществляется "пилотный проект".
"По поводу грядущих изменений: радикально нового ничего не внедряется. И преподаватели останутся прежние, и вести будут так же, и сам набор основных предметов тот же.
Единственное, что могут заметить студенты — срок их обучения в большинстве случаев увеличится. И для каждого направления он будет свой и будет зависеть от реальных потребностей. В остальном это будут просто учебные программы, которые будут просто по-другому называться — вместо слова «бакалавриат» будет «базовое высшее образование» или просто «высшее»."
Отработка по специальности - с помощью принудительных методов.
Система высшего образования хочет справиться с перекосом в выпуске некоторых специалистов, когда шел "перебор", например, с юристами, экономистами и менеджерами, и "недобор", к примеру инженеров. Но методы будут использоваться "принудительные" (третья ошибка): закрывать направления обучения или неэффективные вузы; повышать пороговые баллы ЕГЭ при поступлении; внедрять систему "отработки по специальности" после вуза (хотя система "распределения" выпускников после вуза на гарантированные рабочие места, сама по себе - хорошая вещь, но это другое).
Система высшего образования не собирается решать проблему необходимости практико-ориентированного подхода.
Глава Минобрнауки В.Фальков высказал, казалось бы, довольно правильные слова:
«В современном образовании не хватает практико-ориентированности.
...Вообще надо практику переосмыслить. Это должно быть не просто время, когда ты ходишь только потому, что это предусмотрено учебным планом, и ты никому не нужен на производстве. А это должно быть знакомство с лучшими передовыми технологиями, которые внедряют компании, либо с лучшими практиками организации труда, знакомство с лучшими наставниками, которые тебя могут, действительно, погрузить в самое передовое знание».
С одной стороны, "вузовская практика" часто проходит именно так, как описал министр.
С другой стороны, высшее образование часто критикуют за выпуск тех самых "липовых" специалистов, не готовых полноценно к работе на новом месте.
/Кроме общих слов В.Фальков по вопросу о практико-ориентированном образовании ничего не сказал, то есть, основной вопрос полноценной подготовки специалистов для работы (а для чего ещё существуют вузы?) совершенно не продуман реформаторами (четвёртая ошибка). А документы о реформе торопятся передать в Госдуму!/
Что предлагает реформа высшего образования против получения "дипломов ради дипломов"?
Также министр высшего образования и науки В.Фальков отметил:
"целый ряд университетов дают не образование хорошее, а просто дипломы о высшем образовании».
Это ли не пятая ошибка? Полное непонимание чиновниками от образования, что сегодня в вуз идут не за профессией, а за "корочками"; учатся не ради знаний, а ради "дипломов" (вот на решение этого вопроса должны были обратить внимание реформаторы!).
Кстати, многие преподаватели вузов, оставляющие комментарии к статьям о реформе высшего образования, пишут, что у новой системы появляется больше возможностей для более глубоко изучения специальности.
Это что: наваждение или добросовестное заблуждение? Зачем студентам глубже изучать специальность, если работать по ней они не собираются? Если они учатся лишь для того, чтобы получить "диплом ради диплома"? А вуз им в этом способствует. (этот абзац я написала с сарказмом)
Без понимания всей сложности сложившейся в высшем образовании ситуации, без анализа всех допущенных ошибок, без поиска способов их преодоления - какая может быть реформа высшего образования?
На сегодня в высшей школе произошел только отказ от Болонской системы. Но можно ли назвать его реформой?
#образование #реформа #высшееобразование #министрфальков #высшаяшкола #новаясистема #болонскаясистема