Согласно информации "АиФ - Урал":
"На форуме «Университетское образование 2030» ректор МГУ Виктор Садовничий сделал предложение: вносить в дипломы выпускников вузов список разрешённых профессий, в соответствии с полученной квалификацией."
Чтобы закончившие вузы шли работать только по той специальности, на которую учились. Выбирать работу по специальности, не входящей в список, будет запрещено (вплоть до определённых санкций).
Вспомним существовавшее в СССР "распределение", когда выпускникам нужно было отработать 3-5 лет по специальности. Порой молодые специалисты оставались и дальше работать в месте распределения, закреплялись, заводили семьи.
Ректор привёл примеры, недопустимые на его взгляд, когда историк работает баристой, инженер – ландшафтным дизайнером, а йтишник - фотографом.
И это при том, что государством затрачены огромные ресурсы на обучение этих специалистов.
Предполагалось, что выпускники проявят себя именно в той сфере, для которой получали образование.
Почему же надежды государства не оправдываются?
Поэтому, В.Садовничий и внёс предложение по ограничению списка профессий в соответствии с полученным образованием и закреплению его в дипломе.
Чем не "узаконенное крепостное право"?
Такое нарушение свободы человека допускать, разумеется, нельзя.
Сегодня Россия является одной из самых свободных стран по выбору профессии после вуза.
Понять ректора МГУ и сделать выводы.
Но, попробуем понять ректора МГУ.
Затраченные государством немалые средства на образование студента-специалиста ушли впустую?
Да, ушли. Садовничий прав.
От 50 до 70% (по разным источникам) выпускников вузов не работают по специальности - это так.
И даже не в цифрах дело. Они, в любом случае огромны.
Профессионально обученные молодые люди не вносят свой вклад в развитие страны, нуждающейся в их "умелых руках и думающих головах".
В.Садовничий переживает за страну, недополучающую профессионалов для её стремительного движения вперёд.
Вывод: нельзя считать, что предложение В.Садовничего ничем не обосновано.
Главная причина отсутствия профессионального выбора у выпускников вузов.
Главная причина подобного положения дел: для большинства молодых людей профессиональный выбор в возрасте 17-18 лет является случайным, если не ошибочным.
Я об этом, о неготовности молодёжи сегодня выбрать будущую специальность поле 11 класса, постоянно говорю. И постоянно наталкиваюсь на какие-то безосновательные оправдания. (не всегда, кое-кто прекрасно понимает, что у молодых пока ещё "свистит в голове"))) ) и больше ничего.
Я об этом же отметила в статье, где обсуждали ЕГЭ:
Так почему выпускники вузов не работают по специальности? Какую причину назвали бы Вы?
Как и когда в СССР выбирали профессию?
Предлагаю немного вспомнить прошлое или просто порассуждать на эту тему.
Лично у меня первым образовательным учреждением был техникум.
Почему?
Чётких представлений о будущей профессии у меня не было, зато было желание стать взрослой; пожить без родителей (техникум был в другом городе); поучиться где-то, а не только в школе и т.д.
Но уже в техникуме, многие одногруппницы стали говорить, что работать по профессии они не пойдут, что образование выбрали стихийно.
Но, уже учась в техникуме (даже не в вузе!), я видела какие большие затраты вкладывает в нас государство: оборудование, лаборатории, специальные предметы, преподаватели, учебники, разного рода экскурсии, и даже три производственные практики!
Лично я задумалась: для чего всё это, если никто и работать-то даже не думает по специальности?
И, действительно, какие там 50-70% работающих по специальности?
Возможно, вообще, никто по специальности не остался работать, хотя, по распределению, съездили. /быть может, ошибаюсь, не о всех имею сведения. Но те, кого встречаю...
Про вуз писать не буду, но история примерно такая же... Хотя, процент работающих по специальности может оказаться близким к 30.
Но что же делать? Обсуждение этого вопроса оставлю для будущей статьи.
А Вы работаете в соответствии с дипломом?
Как Вам предложение, которое сделал ректор МГУ В.Садовничий?
_____________
А теперь читайте о том, что всё написанное в статье, сегодня опровергается:
#выпускниквуза #диплом #специальность #профессиональный выбор #распределениеСССР