Найти в Дзене

Японский метод решения проблемы с профориентацией учащихся. У них - практика, у нас - теория

Оглавление

Что правильнее: поступить в вуз, лишь бы было "высшее", или попрактиковаться в ряде профессий для выбора нужной? Чем отличается решение вопроса выбора профессии в Японии от российского?

Закончить МГУ, чтобы стать баристой?

Вернусь к высказанному ректором МГУ В.Садовничим недовольству, что лишь небольшая часть получивших высшее образование остаётся работать в соответствии с полученной специальностью, остальные уходят в неизвестном направлении. С дипломом МГУ идут работать баристой, фотографом или дизайнером.

Об этом в статье:

Вот какие данные выдал поисковик.

По результатам опроса компанией «Авито Работа» (март 2025 г.) только 31% россиян, получивших высшее или среднее профессиональное образование работают по специальности.

32% жителей России занимаются деятельностью, совершенно не связанной с полученной профессией.

Согласно исследованиям «Профи.ру» (май 2025), 40% россиян трудятся в соответствии с полученным образованием, а 36 % заняты в совершенно других сферах деятельности.

Профориентация в Японии

Предлагаю присмотреться к опыту Японии (поскольку своей головой мы думать не любим) в плане профориентации.

Японские школьники выбирают себе профессию по следующей методике профессиональных проб.

В ней три этапа:

I этап - изучение мира профессий;
II этап - профессиональные пробы;
III этап - самоанализ;
  • То, чем занимаются японские школьники на I этапе есть и у нас: ознакомление с профессиями идёт у нас с детского сада и начальной школы.

О том, какие бывают профессии, чем занимаются люди разных специальностей, дети узнают в процессе игр, посещая экскурсии, участвуя в беседах с приглашенными специалистами.

Игровой этап ознакомления с профессиями у японских школьниц.
Игровой этап ознакомления с профессиями у японских школьниц.
  • Но далее, на II этапе, профориентационная работа у японцев налажена немного по другому.

Уже с 7 класса японские школьники переходят к практике, пробуя свои силы в реальных профессиях. Помогают учащимся кураторы практики.

Каждый школьник испытывает себя в разных сферах деятельности, в 16 (!) различных профессиях, связанных с людьми, природными объектами, знаковыми системами и техникой.

В целом эта работа схожа со студенческими производственными практиками, имеющими место в нашей стране ещё со времён СССР и с работой в Учебно-производственных комбинатах.

Таким образом решается задача - "примерить на себя" разнообразные профессии.

  • На III этапе каждый японский ученик сам оценивает свой интерес и свои успехи в каждом виде профессиональной практики (профессиональных пробах). Педагоги и кураторы практики, со своей стороны, также выставляют свои оценки.

Заключительная беседа с психологом по результатам этих оценок, построение своего собственного рейтинга рабочих мест, выбор для себя наиболее привлекательной профессии, является завершением этапа самоанализа.

В России профориентация проводится в теории.

Как видим, профориентация в Японии осуществляется на практике. А в нашей стране примерно то же самое проходит в теории - это у нас называется профессиональной диагностикой, проводимой во время профессионального консультирования.

Профконсультанты с помощью специальных методик и тестов помогают клиентам определиться в своих профессиональных интересах, предпочитаемых видах деятельности (работа с людьми, животными, техникой и т.д.), выявляют специальные способности и личностные качества, необходимые для определённых профессий, и т.д..

Заметим, что у японцев то же самое выявляется во время практической деятельности, а не только теоретически.

Поскольку профориентация в нашей стране чаще всего имеет вид профанации, на ней начинают спекулировать очень опасные для общества организации, делящие людей на "слои", "страты", "классы", "касты", и уже, в зависимости от этого, а не от личностных качеств, предлагающие людям соответствующие профессии.

Я не считаю, что профессиональные пробы, особенно в 16 направлениях, какк в Японии, так уж нужны в нашей стране. Но возвращение системы УПК (пусть и под другим названием) жизненно необходимо.

Как Вы считаете?

#образование #профориентация #высшееобразование #профильныеклассы #профессии #практика #профориентацияЯпония #узкаяспециализация #детишкола #выпускники #поступлениевузы#стратыкастыклассы #школаобразование

-2

аа