Найти в Дзене

Как легко решить сразу обе проблемы высшего образования: давать его всем желающим и обеспечивать осознанность выбора будущей профессии

Высшее образование всё более заходит в тупик, но, при этом, делает попытки не показывать это слишком явно. Давно уже надо было принимать решительные меры, видя, что только 30 % выпускников остаются работать по специальности. Впрочем, меры принимаются... Чтобы оказаться в тупике ещё быстрее. Вот две последние инициативы: вернуть систему распределения для выпускников медвузов; ужесточить приём в вузы, повысив количество проходных баллов по некоторым профильным предметам. У меня на канале тоже бывают предложения, касающиеся выхода высшего образования из кризиса: Выходов только два. Или платное образование для всех или отработка 5 лет. Почему-то все меры бывают связаны с какими-либо ограничениями или ужесточениями по отношению к выпускникам школ и вузов? А ведь это говорит лишь о том, что толку от этих мер не будет никаких, а вот время будет потеряно. Однако, есть и реальный выход из кризиса высшего образования. Но прежде разберём комментарий от другого комментатора, он к этой стать
Оглавление

Высшее образование всё более заходит в тупик, но, при этом, делает попытки не показывать это слишком явно.

Какие меры предлагаются для выхода из кризиса системы высшего образования.

Давно уже надо было принимать решительные меры, видя, что только 30 % выпускников остаются работать по специальности.

Впрочем, меры принимаются... Чтобы оказаться в тупике ещё быстрее.

Вот две последние инициативы:

вернуть систему распределения для выпускников медвузов;

ужесточить приём в вузы, повысив количество проходных баллов по некоторым профильным предметам.

У меня на канале тоже бывают предложения, касающиеся выхода высшего образования из кризиса:

Выходов только два. Или платное образование для всех или отработка 5 лет.

Почему-то все меры бывают связаны с какими-либо ограничениями или ужесточениями по отношению к выпускникам школ и вузов?

А ведь это говорит лишь о том, что толку от этих мер не будет никаких, а вот время будет потеряно.

Однако, есть и реальный выход из кризиса высшего образования.

Нужно ли в школе 12-летнее образование?

Но прежде разберём комментарий от другого комментатора, он к этой статье о предложении введения 12-летнего школьного образования:

Конечно нужно сделать 12 лет - с шести до восемнадцати!

Три ступени по четыре класса.

Отменить ОГЭ и аттестаты о неполном среднем - вот нет аттестата за четырёхлетку - и за восьмилетку не нужен. Все четырнадцатилетние должны по определению считаться получившими восьмилетнее образование.

Третья ступень - гимназия - только по конкурсу, для 15% самых умных. Остальных - в колледжи, получать профессию ПЛЮС профильные общеобразовательные дисциплины.

Третью ступень разделить на две части:

- три года 9-11 - собственно систематическое обучение по ВСЕМ предметам, без разделения на профили - образование 15% интеллектуальной элиты должно быть всесторонним, чтобы не было ни "технарей" которые не знают историю ни "гуманитариев" которые не умеют решать уравнения; поэтому нужно ТРИ года а не два как теперь с профилями;

- выпускной 12-й класс - необязательный - чистая подготовка к ЕГЭ по выбранному профилю: ничего нового - только усиленное повторение с целью подготовки к экзаменам:

-- ЛИБО русский, математика, физика, химия и биология

-- ЛИБО русский, математика, история, география и английский

(русский и математика на "профильном" уровне - для всех, как при Сталине были два обязательных вступительных экзамена в ЛЮБОЙ вуз плюс профильные)

То же самое в колледжах: три года - осваивать профессию и профильные общеобразовательные дисциплины, четвёртый год - необязательный - подготовка к ЕГЭ (только для тех кто хочет продолжить образование в вузе). Этот четвёртый год можно отложить - поработать по специальности несколько лет, а потом воспользоваться правом на подготовку в вуз.

Почему я этот комментарий о школьном образовании предложила обсудить в статье о высшем образовании?

Да потому, что хочу показать, что вузы всегда слишком озабочены вопросами приёма в свои стены выпускников школ, , при этом, ничуть не задумываются о проблеме осознанности выбора старшеклассниками будущей специальности.

Разберём комментарий.

Отменить ОГЭ и аттестаты о неполном среднем - вот нет аттестата за четырёхлетку - и за восьмилетку не нужен. Все четырнадцатилетние должны по определению считаться получившими восьмилетнее образование.

Вопрос не принципиальный. Но, поскольку кое-где ещё требуют документы о неполном среднем - пусть они будут.

Третья ступень - гимназия - только по конкурсу, для 15% самых умных. Остальных - в колледжи, получать профессию ПЛЮС профильные общеобразовательные дисциплины.

Почему только для 15 % самых умных. А вдруг кто-то даже с неполным средним решил взяться за ум и получить полное среднее - неужели нельзя позволить ему это сделать? Пусть учатся все желающие.

Третью ступень разделить на две части:
- три года 9-11 - собственно систематическое обучение по ВСЕМ предметам, без разделения на профили - образование 15% интеллектуальной элиты
должно быть всесторонним, чтобы не было ни "технарей" которые не знают историю ни "гуманитариев" которые не умеют решать уравнения; поэтому нужно ТРИ года а не два как теперь с профилями;

Самое ценное для меня утверждение: образование без деления на "технарей" и "гуманитариев". (недавно читала работы одной известнейшей учёной. Она сделала глубокую ошибку в своих выводах, потому что не знала физики. Видимо, считала, что этот предмет ей не понадобится в жизни).

- выпускной 12-й класс - необязательный - чистая подготовка к ЕГЭ по выбранному профилю: ничего нового - только усиленное повторение с целью подготовки к экзаменам:

Только для подготовки к экзаменам удлинять школьное обучение на целый год считаю нерациональным.

Важнее поставить перед школой решение проблемы "качества образования". Тогда, в скором времени, и экзамены не будут нужны.

Два направления развития образования в исторической перспективе

Если мы посмотрим на развитие системы образования в России (да и в любой другой стране) в исторической перспективе, вычленяются два больших направления: удовлетворения потребностей государства в специалистах (гражданских и военных) и удовлетворение потребностей населения в повышении грамотности и общей культуры.

То есть, для нужд государства (особенно со времён Петра I) открывались инженерные, горнозаводские, артиллерийские, морские школы и училища и т.д., которые выпускали специалистов для промышленных и военных отраслей. Шло развитие СПЕЦИАЛЬНОГО образования.

Параллельно открывались народные школы и училища, общеобразовательные гимназии и пансионы. В рамках подобных заведений развивалось ОБЩЕЕ образование.

Общее и специальное образования существовали рядом, во многом дополняя друг друга, пересекаясь, но чётко сохраняя свои цели и получая свои результаты.

И вот - наступил XXI век и появилась необходимость разрешить противоречие: когда люди хотят иметь и высшее образование, и специальность, к которой бы лежала душа.

Но, увы, система образования у нас сегодня не отличается гибкостью, и вынуждает молодых людей прежде получить высшее образование по определённой специальности, а потом решать: а нравится ли им данная профессия? Готовы ли они годами и десятилетиями работать по специальности, на которую учились, получали высшее образование?

Кто-то, разумеется, остаётся работать по выбранной специальности (с детства к ней стремился, или, наоборот, не было особых предпочтений), но большинство, как показала практика - 70 %, получали свою специальность зря. Тратили время, силы, средства (свои и государственные). Всё зря.

Что же делать?

Вносить изменения в систему образования.

Система образования, ориентированная на общеразвивающие и профессиональные потребности гражданина.

Как же должна выглядеть система образования, учитывающая общеразвивающие и профессиональные потребности каждого гражданина?

Как ни странно - очень просто, как логическое завершение развития образования в исторической перспективе.

Как шло развитие образования?

Вначале обязательным было начальное образование. Только подумать: совсем недавно, благодаря развитию советского образования ликвидировали неграмотность!

Сегодня обязательным является среднее образование (11 классов).

Скоро обязательным будет высшее образование (в СССР это предложение обсуждалось).

! Внимание ! Почему, говоря о высшем образовании, мы сразу понимаем под ним высшее специальное?

Почему бы высшее не подразделить на высшее общее и высшее специальное?

И тогда, все, кому необходимо высшее - получат его как высшее общее.

Параллельно они могут пробовать свои силы и способности в разных профессиях, чтобы, сделав осознанный выбор, поступать на высшее специальное!

Не буду больше писать лишнего, сразу нарисую схему.

В ней - учебные заведения общего и специального образования, а также, учреждения профессиональной практики (УПП).

УПП - учреждения профессиональной практики - нечто похожее на существовавшие у нас УПК (о них надо поговорить отдельно).

УПП необходимы для пробы себя в разных видах профессий, чтобы определиться с самой предпочтительной для себя.

Также мне очень понравилось существование подобных учреждений в Японии.

Читайте об этом здесь:

Схема системы образования, обеспечивающая бескризисную работу.

Но начинать нужно, в любом случае, с решения проблемы "качества образования".

/продолжение следует/

Проблемы школы, педагогики, общего образования и воспитания | За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 ! | Дзен

#образование #высшееобразование #кризис #профессии #специальноеобразование #выпускники

-2