Найти в Дзене
Альтернативная история

Первый и единственный реактивный самолёт Поликарпова. «Малютка» (Изделие 51). Что он из себя представлял и почему так и остался на бумаге

В статье «Первый реактивный самолёт Поликарпова», я отобразил альтернативный взгляд на гипотетические самолёты выжившего Николая Поликарпова. Однако наш выдающийся конструктор имел и реальный проект реактивной машины и о нём пойдёт речь ниже. Николай Николаевич Поликарпов — легенда советской авиаконструкторской школы, создатель знаменитых истребителей И‑15, И‑16, И‑153, разработчик учебно‑тренировочных самолётов У‑2 (По‑2). Однако в его портфолио есть и малоизвестный проект — первый (и единственный) реактивный самолёт конструктора, получивший неофициальное название «Малютка» (официальное обозначение — Изделие 51). Поликарпов, несмотря на репутацию «короля истребителей» поршневой эпохи, понимал неизбежность перемен. В 1943 году его ОКБ приступило к проектированию лёгкого реактивного истребителя, призванного стать недорогим и массовым самолётом для ВВС СССР. Однако самолёт так и не вышел из стадии эскизного проектирования, во многом из-за смерти нашего выдающегося конструктора. Без него
Оглавление

В статье «Первый реактивный самолёт Поликарпова», я отобразил альтернативный взгляд на гипотетические самолёты выжившего Николая Поликарпова. Однако наш выдающийся конструктор имел и реальный проект реактивной машины и о нём пойдёт речь ниже.

Николай Николаевич Поликарпов — легенда советской авиаконструкторской школы, создатель знаменитых истребителей И‑15, И‑16, И‑153, разработчик учебно‑тренировочных самолётов У‑2 (По‑2). Однако в его портфолио есть и малоизвестный проект — первый (и единственный) реактивный самолёт конструктора, получивший неофициальное название «Малютка» (официальное обозначение — Изделие 51).

Авиация реальная и альтернативная | Альтернативная история | Дзен

Контекст разработки: эпоха перехода на реактивную тягу

Поликарпов, несмотря на репутацию «короля истребителей» поршневой эпохи, понимал неизбежность перемен. В 1943 году его ОКБ приступило к проектированию лёгкого реактивного истребителя, призванного стать недорогим и массовым самолётом для ВВС СССР.

Однако самолёт так и не вышел из стадии эскизного проектирования, во многом из-за смерти нашего выдающегося конструктора. Без него проект зачах и был свёрнут.

Что представлял собой «Малютка»

«Малютка» задумывалась как компактный, манёвренный и технологичный реактивный истребитель. Его ключевые особенности:

  • Компактные размеры. Самолёт получил предельно обтекаемый фюзеляж и небольшое крыло, что снижало аэродинамическое сопротивление.
  • Один реактивный двигатель. В качестве силовой установки планировался отечественный жидкостно-реактивный двигатель НИИ-1 тягой в 1000 кгс.
  • Простая конструкция. Поликарпов сделал ставку на технологичность: широкое применение штамповки, точечной сварки и унифицированных узлов, чтобы ускорить серийное производство.
  • Лёгкое вооружение. Предполагалась установка двух 23‑мм пушек НС‑23 с боезапасом по 100 снарядов на ствол.
  • Минималистическая авионика. Приборное оборудование ограничивалось необходимым набором для полётов в простых метеоусловиях.
-3

Основные характеристики (проектные):

  • Экипаж: 1 человек.
  • Длина, м: 7,00
  • Размах крыла, м: 7,5
  • Площадь крыла, м²: 8,00

Масса, кг;

  • пустого: 1016
  • взлетная: 2795
  • Макс. скорость, км/ч: 890
  • Скорость практическая, км/ч: 845 (на высоте 15000 м)
  • Скороподъёмность, м/мин: 5000
  • Потолок, м: 16000
  • Двигатель: 1 х ЖРД НИИ-1
  • тяга, кгс: 1 х 1000
  • Вооружение: 2 х 23-мм пушки ВЯ-23.

История разработки: от замысла к закрытию

Разработка стартовала в 1943 году, общая схема повторяла ранее созданный ракетоплан БИ. Силовая установка была идентичной: жидкостный ракетный двигатель Д-1-А-1100 Л. С. Душкина, развивающий тягу в 1100 кгс и работающий на топливной паре «азотная кислота — керосин». Еще один ракетный истребитель с аналогичным двигателем был разработан М. К. Тихонравовым, который с начала работы в НИИ реактивных двигателей специализировался на беспилотных ракетных аппаратах. Речь идет об И-302, завершенном только в варианте планера.

По проектным расчётам, истребитель «Малютка» мог достигать скорости 845 км/ч при продолжительности полёта 8–14 минут, а его практический потолок составлял 16 километров — показатель, близкий к рекордному для того времени.

К моменту смерти Николая Поликарпова 30 июля 1944 года прототип истребителя находился в высокой степени готовности. Однако проект, вызывавший неоднозначную реакцию в авиационных кругах (у него имелись как сторонники, так и влиятельные оппоненты), после смерти конструктора был окончательно свёрнут.

-4

Значение проекта

На первый взгляд, данный проект так и остался без развития. Однако, «Малютка» (Изделие 51) всё же имела важное значение для развития отечественной авиации. Это был классический проект первых реактивных самолётов, когда об особенностях полёта на скоростях близких к скорости звука ещё ничего не знали.

Из менее очевидного на примере этого проекта была предложена новая технология сборки фюзеляжа, которая была использована в дальнейшем.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

БИЧ-26. Сверхзвуковой истребитель. Черановский. СССР. 1948 г. - Альтернативная История
Мог ли Поликарпов создать свой "Мессершмитт" Bf-109 еще в 1934 г.? - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/pervyj-i-edinstvennyj-reaktivnyj-samolyot-polikarpova-malyutka-izdelie-51-chto-on-iz-sebya-predstavlyal-i-pochemu-tak-i-ostalsya-na-bumage/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉