В статье «Первый реактивный самолёт Поликарпова», я отобразил альтернативный взгляд на гипотетические самолёты выжившего Николая Поликарпова. Однако наш выдающийся конструктор имел и реальный проект реактивной машины и о нём пойдёт речь ниже.
Николай Николаевич Поликарпов — легенда советской авиаконструкторской школы, создатель знаменитых истребителей И‑15, И‑16, И‑153, разработчик учебно‑тренировочных самолётов У‑2 (По‑2). Однако в его портфолио есть и малоизвестный проект — первый (и единственный) реактивный самолёт конструктора, получивший неофициальное название «Малютка» (официальное обозначение — Изделие 51).
Контекст разработки: эпоха перехода на реактивную тягу
Поликарпов, несмотря на репутацию «короля истребителей» поршневой эпохи, понимал неизбежность перемен. В 1943 году его ОКБ приступило к проектированию лёгкого реактивного истребителя, призванного стать недорогим и массовым самолётом для ВВС СССР.
Однако самолёт так и не вышел из стадии эскизного проектирования, во многом из-за смерти нашего выдающегося конструктора. Без него проект зачах и был свёрнут.
Что представлял собой «Малютка»
«Малютка» задумывалась как компактный, манёвренный и технологичный реактивный истребитель. Его ключевые особенности:
- Компактные размеры. Самолёт получил предельно обтекаемый фюзеляж и небольшое крыло, что снижало аэродинамическое сопротивление.
- Один реактивный двигатель. В качестве силовой установки планировался отечественный жидкостно-реактивный двигатель НИИ-1 тягой в 1000 кгс.
- Простая конструкция. Поликарпов сделал ставку на технологичность: широкое применение штамповки, точечной сварки и унифицированных узлов, чтобы ускорить серийное производство.
- Лёгкое вооружение. Предполагалась установка двух 23‑мм пушек НС‑23 с боезапасом по 100 снарядов на ствол.
- Минималистическая авионика. Приборное оборудование ограничивалось необходимым набором для полётов в простых метеоусловиях.
Основные характеристики (проектные):
- Экипаж: 1 человек.
- Длина, м: 7,00
- Размах крыла, м: 7,5
- Площадь крыла, м²: 8,00
Масса, кг;
- пустого: 1016
- взлетная: 2795
- Макс. скорость, км/ч: 890
- Скорость практическая, км/ч: 845 (на высоте 15000 м)
- Скороподъёмность, м/мин: 5000
- Потолок, м: 16000
- Двигатель: 1 х ЖРД НИИ-1
- тяга, кгс: 1 х 1000
- Вооружение: 2 х 23-мм пушки ВЯ-23.
История разработки: от замысла к закрытию
Разработка стартовала в 1943 году, общая схема повторяла ранее созданный ракетоплан БИ. Силовая установка была идентичной: жидкостный ракетный двигатель Д-1-А-1100 Л. С. Душкина, развивающий тягу в 1100 кгс и работающий на топливной паре «азотная кислота — керосин». Еще один ракетный истребитель с аналогичным двигателем был разработан М. К. Тихонравовым, который с начала работы в НИИ реактивных двигателей специализировался на беспилотных ракетных аппаратах. Речь идет об И-302, завершенном только в варианте планера.
По проектным расчётам, истребитель «Малютка» мог достигать скорости 845 км/ч при продолжительности полёта 8–14 минут, а его практический потолок составлял 16 километров — показатель, близкий к рекордному для того времени.
К моменту смерти Николая Поликарпова 30 июля 1944 года прототип истребителя находился в высокой степени готовности. Однако проект, вызывавший неоднозначную реакцию в авиационных кругах (у него имелись как сторонники, так и влиятельные оппоненты), после смерти конструктора был окончательно свёрнут.
Значение проекта
На первый взгляд, данный проект так и остался без развития. Однако, «Малютка» (Изделие 51) всё же имела важное значение для развития отечественной авиации. Это был классический проект первых реактивных самолётов, когда об особенностях полёта на скоростях близких к скорости звука ещё ничего не знали.
Из менее очевидного на примере этого проекта была предложена новая технология сборки фюзеляжа, которая была использована в дальнейшем.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉