В послевоенные годы, когда Советский Союз активно осваивал реактивную авиацию, в конструкторских бюро развернулась напряженная борьба за право создания первого отечественного реактивного истребителя. Наряду с реально воплощенными в металле машинами, такими как Як-15 и МиГ-9, существовало множество проектов, оставшихся лишь на бумаге, или дошедших до стадии опытных образцов, но так и не пошедших в серийное производство. Среди этих малоизвестных разработок особое место занимает проект Як-40 – истребителя, предложившего весьма неординарные технические решения.
Отличия от Як-15
Основным отличием Як-40 от его более известного «собрата» Як-15 являлась силовая установка. Вместо одного турбореактивного двигателя, на Як-40 предполагалось установить два прямоточных воздушно-реактивных двигателя (ПВРД). Это решение, хотя и сулило определенные преимущества в скорости, влекло за собой и ряд серьезных технических сложностей.
Другим важным отличием являлось наличие стреловидных крыльев. Дело в том что в то время ещё не знали о проблемах которые ждут самолёты на скоростях близких или превышающих скорость звука, для решения которых и применялись стреловидные крылья. Первые реактивные самолёты были по сути такими же как их поршневые предшественники, но с новыми силовыми установками. Эксперименты со стреловидными крыльями начались несколько позже. По каким причинам Яковлев решил на своей машине использовать такую конструкцию крыла остаётся загадкой. То ли гениальное прозрение, то ли после ознакомления с немецкими проектами реактивных самолётов, где стреловидные крылья уже начали применяться.
Технические особенности
Проект Як-40 отличался рядом интересных особенностей:
- Стреловидное крыло: Для достижения высоких скоростей, на самолете было применено стреловидное крыло с углом стреловидности 45°.
- Два двигателя ПВРД: Два ПВРД, каждый с тягой 850 кгс, размещались в гондолах под крылом.
- Гондолы ПВРД: Гондолы ПВРД имели длину 2,50 м и максимальный диаметр 0,55 м.
- Компактные размеры: Размах крыла составлял 5,05 м, а длина самолета – 7,50 м.
- Малая взлетная масса: Полетная масса Як-40 оценивалась в 1800 кг.
- Взлет с ускорителями: Предполагался взлет с помощью пороховых ускорителей, установленных на отделяемой тележке (в варианте Як-40), либо с помощью двух ускорителей У-93-1 под крылом, тягой 750 кгс каждый (в варианте Як-40А).
- Вооружение: Вооружение должно было состоять из двух пушек, размещенных в носовой части фюзеляжа. Конкретный тип пушек не уточнялся, но, скорее всего, речь шла о 23-мм орудиях.
Варианты самолёта
В 1948 году прорабатывались два варианта Як-40 и Як-40А. Различия между ними заключались в способе взлета и наличии/отсутствии вооружения. Рассматривалась возможность создания варианта без вооружения, вероятно, для использования в качестве скоростного разведчика или тренировочного самолета.
Возрождение «цирка Вахмистрова»
В СССР после войны продолжили вести изыскания по способу использовать тяжелые бомбардировщики в качестве импровизированных авианосцев.
Такие идеи были ещё до войны. Когда в так называемом «цирке Вахмистрова» испытали связку бомбардировщика Тб-3 и истребителя И-16.
После войны была задумка продолжить испытания в этом направлении, где в качестве самолёта носителя, авиаматки использовать Ту-4. Ну а истребитель Як-40 должны были подвешиваться под крылья.
Данная идея были слишком сложна в реализации. А появление крылатых ракет вообще поставило на ней крест так как в авиаматках пропала необходимость.
Трудности сбора информации и малоизвестность проекта
Информация о проекте истребителя Як-40 крайне скудна и разрознена. Это связано с несколькими факторами.
Во-первых, проект так и не был реализован, что предопределило его второстепенное значение в истории советской авиации.
Во-вторых, большая часть архивных материалов, касающихся разработок того периода, не дошли до наших дней, или были утеряны.
В-третьих, в сети интернет информация о проекте истребителя Як-40 зачастую «забивается» информацией о знаменитом пассажирском самолете с таким же названием, что затрудняет поиск и идентификацию материалов.
Характеристики Як-40 (предполагаемые):
ХарактеристикаЗначениеРазмах крыла6,3 мДлина8,64 мПлощадь крыла8,0 м²Полетная масса2300 кгУдельная нагрузка на крыло~300 кгс/м²
PS. Поражает небольшая площадь хвостового оперения. Думается если бы был создан опытный образец, то оно было увеличено.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉