Найти в Дзене
BFM.ru

Конкуренты обвиняют «Билайн» в нарушении рыночных правил

«Мегафон», МТС и Tele2 требуют от оператора прекратить две новые акции, которые они считают нарушающими принципы добросовестной конкуренции. В случае отказа они намерены обратиться в суд и в ФАС. Сам «Билайн» считает свои программы экономически обоснованными и отказываться от них не планирует

   Донат Сорокин/ТАСС
Донат Сорокин/ТАСС

«Билайн» переманивает скидками клиентов других операторов. Конкуренты недовольны. «Мегафон», МТС и Tele2 направили в «Билайн» письмо, в котором потребовали прекратить две промоакции, пригрозив в случае отказа обратиться в суды и в Федеральную антимонопольную службу.

Во второй половине года «Билайн» отметился сразу несколькими акциями для новых и уже существующих клиентов. Возмущение других участников рынка вызвали две. «Платим за входящие», где оператор обещает начислять абонентам по 50 копеек за минуту разговора при входящих звонках из сетей других операторов. Другая акция — «Гарантия лучшей цены»: «Билайн» предоставит новым клиентам, перешедшим со своим номером от других операторов, бессрочную 50-процентную скидку на услуги связи.

В письме, копия которого есть у радиостанции, говорится, что «Мегафон», МТС и Tele2 считают подобные действия компании «Билайн» «недопустимыми, противоречащими требованиям закона, добропорядочности, разумности и справедливости».

«Билайн» письмо получил. Отменять акции, о которых в нем идет речь, оператор не намерен. Говорит генеральный директор «Билайна» Сергей Анохин:

Сергей Анохин генеральный директор «Билайна»

«Механика акции опирается на уже зарекомендовавшие себя практики и адаптирует их для телеком-рынка. В банковской среде, например, аналогичные принципы реализованы через кешбэк — банк делится с клиентом частью межбанковской комиссии, которую получает за обработку входящего запроса на авторизацию платежа. А маркетплейсы и агрегаторы возвращают покупателям часть комиссии от продаж в виде баллов. Мы уверены, что рынок связи уже созрел для моделей, в которых выгода формируется не за счет лишних обещаний, а за счет реальной экономики услуги и честных условий. Такой подход делает конкуренцию более здоровой, помогает рынку развиваться».

Сложно сказать, какой ущерб могут нанести акции «Билайна» конкурентам. Наверное, какая-то часть абонентов действительно может уйти к нему от конкурентов, соблазнившись вечной скидкой в 50%.

Другие операторы тоже предлагали различные скидки и бонусы за переход к ним со своим номером. Вопрос не в самих скидках, а в их размерах. Продолжает главный редактор Vilianov.com Сергей Вильянов:

Сергей Вильянов главный редактор Vilianov.com

«Плюшки» были в пределах разумного. Действительно, операторы предлагают и выгодные тарифы с заморозкой на пару лет, и переход на точно таких же условиях от бывшего оператора, какими бы прекрасными они ни были. Но все-таки это рыночная модель. Она понятная, и так действительно можно работать. А когда ты предлагаешь просто практически все бесплатно, это наводит на определенные мысли. Операторы сейчас не могут позволить себе роскошь сжигания денег. То есть если кто-то начинает этим заниматься, возникают вопросы, а зачем он это делает и как долго это продлится, и к чему это может привести? И, в общем-то, это уникальная, на самом деле, история. Я не помню, чтобы хоть раз кто-то из операторов поднимал голос против другого».

Что же касается платы за входящие звонки от других операторов, то, по словам экспертов рынка связи, такое практиковалось примерно четверть века назад. Сейчас это уже неактуально, но «Билайн» почему-то решил возродить эту традицию. И вряд ли клиенты массово побегут от «Мегафона», МТС и Tele2 к «Билайну» в надежде заработать 4 тысячи рублей — а это максимальная сумма, которую по этой акции можно получить.

Может ли какая-то из этих двух акций «Билайна» заинтересовать ФАС, куда грозят обратиться конкуренты? Мнение адвоката бюро «Деловой фарватер» Артема Раевского:

Артем Раевский адвокат бюро «Деловой фарватер»

«Предполагаю, акция с обещанием бессрочной скидки является наиболее уязвимой для атаки со стороны ФАС, потому что расхождение между рекламным обещанием стабильности и контрактным правом на одностороннее изменение цен квалифицируется как введение потребителя в заблуждение. То есть нарушение закона о рекламе, недобросовестная конкуренция. В моем понимании все-таки вопрос бессрочности — это очень тонкая грань, на которую пристально обращает внимание Федеральная антимонопольная служба. «Вымпелком», запуская агрессивные дисконтные программы, сознательно, мне кажется, идет на регуляторный риск, и это все понимают. Вероятно, оценивая даже потенциальные штрафы, предположу, как приемлемую стоимость привлечения клиента в условиях сейчас, наверное, даже стагнирующего рынка».

В письме конкуренты «Билайна» сообщают, что ранее подобные акции признавались антимонопольным органом недобросовестной конкуренцией. О регуляторе какой страны идет речь, не уточняется. «Мегафон», Tele2 и МТС от комментариев для Бизнес ФМ воздержались.

Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»