Найти в Дзене

Царский подарок. За что Николай II волжскому лоцману Петру Опарину часы подарил?

В семье волжского лоцмана Петра Опарина сохранилась уникальная вещь с многолетней историей — наградные часы, которые подарил Петру Ивановичу император Николай II. Реликвия передается из поколения в поколение. История одной вещи и судьба парохода «Межень», построенного на Волге 140 лет назад, — в нашей статье. ➡️Читайте удивительные, важные и порой забавные факты из жизни волгарей и судоходной отрасли России в новой рубрике «Вот так история!». Петр Иванович Опарин родился в селе Черное Нижегородской губернии. Черноречье — старинное название местности на левом берегу Оки, выше Нижнего Новгорода, ныне городской округ Дзержинск. По данным историков, в 1722 году Петр I во время второго визита в Нижний Новгород основал в Черноречье судоверфь. Здесь строили расшивы, одни из самых известных грузовых судов на Волге. Это яркий пример самобытного русского судостроения. Подробнее о них читайте в нашей статье👇 ➡️ Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге». Одни местные жите
Оглавление
Петр Иванович Опарин — волгарь с Оки. Фото подарено потомками лоцмана Музею речного флота ВГУВТ в Нижнем Новгороде. Фото из архива Галины Абаевой.
Петр Иванович Опарин — волгарь с Оки. Фото подарено потомками лоцмана Музею речного флота ВГУВТ в Нижнем Новгороде. Фото из архива Галины Абаевой.

В семье волжского лоцмана Петра Опарина сохранилась уникальная вещь с многолетней историей — наградные часы, которые подарил Петру Ивановичу император Николай II. Реликвия передается из поколения в поколение. История одной вещи и судьба парохода «Межень», построенного на Волге 140 лет назад, — в нашей статье.

➡️Читайте удивительные, важные и порой забавные факты из жизни волгарей и судоходной отрасли России в новой рубрике «Вот так история!».

Волгарь с Оки

Петр Иванович Опарин родился в селе Черное Нижегородской губернии. Черноречье — старинное название местности на левом берегу Оки, выше Нижнего Новгорода, ныне городской округ Дзержинск. По данным историков, в 1722 году Петр I во время второго визита в Нижний Новгород основал в Черноречье судоверфь. Здесь строили расшивы, одни из самых известных грузовых судов на Волге. Это яркий пример самобытного русского судостроения. Подробнее о них читайте в нашей статье👇

➡️ Как на картине: рассказываем, какое судно тянут «Бурлаки на Волге».

Одни местные жители строили суда для Волги и Оки, другие нанимались на волжский флот матросами, шкиперами, штурвальными, масленщиками, среди них было немало лоцманов. Некоторым удалось дослужиться до капитанов. По сведениям второй половины XIX века, на Волге трудилось около 80% трудоспособного мужского населения Чернорецкой волости. Существовали целые династии чернореченцев-речников, в том числе Опарины.

О Петре Ивановиче Опарине сохранилось совсем немного информации. Известно, что до революции он работал лоцманом на волжском судне «Межень». Как отмечают нижегородские краеведы, лоцманы из Черноречья славились знанием речной обстановки, хорошо ориентировались среди многочисленных отмелей и перекатов и были крайне востребованы у судовладельцев по всей Волге.

«Лоцманы пользовались в среде речников особым уважением. Для них очень важно было уметь все мели, как тогда говорили, «счесть по пальцам на руке», провести судно по руслу реки, не зацепив дна. Ремесло лоцмана было наследственным. Пароходные компании старались переманить лучших знатоков к себе. Река капризничала, часто менялся ее фарватер. Потому зорким и наблюдательным должен быть лоцман. Зрительная память и внимание — вот и вся его наука, приобретаемая исключительно практикой, никаких специальных школ тогда не было. В лоцманах ходили мужчины от сорока лет и старше, внешне выделявшиеся среди судовой команды степенным видом, солидностью и строгостью. Звали их обычно «дядя лоцман», — писал об окских и волжских лоцманах нижегородский краевед Станислав Шальнов.

Модель парохода «Межень» и портрет лоцмана Опарина, подаренный Музею речного флота потомками Петра Ивановича. https://www.tripadvisor.ru
Модель парохода «Межень» и портрет лоцмана Опарина, подаренный Музею речного флота потомками Петра Ивановича. https://www.tripadvisor.ru

От Столыпина до императорских особ: высокие гости парохода «Межень»

В 1885 году по заказу Министерства путей сообщения нижегородские корабелы построили два колесных парохода-близнеца «для служебных поездок» — их назвали «Межень» и «Стрежень», что означает низкий уровень воды в реке и самое глубокое место в русле соответственно.

Пароход «Межень» длиной 64 м, шириной 8,4 м был оснащен паровой машиной Compaund мощностью 560 л.с. и развивал скорость около 16 км/ч. По документам, его главной задачей были буксировочные операции на Волге. Но его ждала очень интересная судьба.

«Межень» была красивой яхтой, с благородными пропорциями и легким, изящным наклоном мачты и трубы, хотя по бумагам и называлась буксиром со стальным корпусом. Всем своим видом пароход демонстрировал, что создан для «представительской» службы, которая началась в 1899 году. Прошел слух, что очень высокопоставленное лицо изъявило желание прокатиться вверх по Волге. Поэтому «Межень» экстренно преобразился.

«Вся внутренняя отделка судна была переделана в стиле Людовика XIV, стены украсили картинами французских художников, изобразивших жизнь на Волге. В навигацию 1899 года на «Межени» из Ярославля в Углич проследовал великий князь Владимир Александрович, дядя императора Николая II. Затем от Астрахани до Самары и обратно на «Межени» плавал принц Александр Ольденбургский (супруг родной сестры государя)… В 1910 году на «Межени» совершила паломническую поездку великая княгиня Елизавета Федоровна, затем премьер-министр Петр Столыпин объехал на «Межени» города Поволжья, чтобы на местах познакомиться с ходом реформ», — писал в книге «Речфлот. История речного флота Российской империи и Советского Союза» Алексей Иванов.

Великая княгиня посетила Елабугу, Казань, Козьмодемьянск, другие города Волги, Камы, в том числе Нижний Новгород. Специально для нее на пароходе организовали походную церковь.

Поездка Столыпина была посвящена реализации аграрной реформы, поэтому прямо на борту парохода «Межень» премьер-министр вместе с главным управляющим земледелия и землеустройства России Александром Кривошеиным встречался с представителями дворянства, земства и городского самоуправления.

Вот в такие ответственные рейсы приходилось выходить команде парохода «Межень». А Петр Иванович Опарин, опытный лоцман, смотрел в оба, чтобы судно с высокими особами на борту прошло по Волге спокойно и гладко. За свою блестящую работу экипаж судна пользовался авторитетом на реке.

Представительский пароход «Межень», на котором лоцманом служил Петр Опарин. Фото из журнала «Нива» № 24 за 1913 год.
Представительский пароход «Межень», на котором лоцманом служил Петр Опарин. Фото из журнала «Нива» № 24 за 1913 год.

Путешествие императора по Волге

Звездный час парохода и его команды пробил в 1913 году. Эта история из жизни Петра Ивановича Опарина передается в семье из уст в уста. Россия праздновала 300-летие династии Романовых. К большой дате была приурочена поездка императора Николая II с венценосной супругой и всеми детьми по городам, исторически связанным с воцарением Романовых: Владимир, Боголюбово, Суздаль, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Москва.

Путешествие включало поездку по железной дороге от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода и обратный путь по Волге на пароходе до Ярославля с остановкой в Костроме, где венчался на царство первый представитель дома Романовых. Из Ярославля императорская чета вернулась поездом в Царское Село.

Для этого сформировали специальную эскадру в составе путейских (казенных) пароходов «Нижний Новгород», «Межень», «Стрежень», «Екатерина», «Орел», а также больших пассажирских пароходов общества «Самолет» — «Император Александр Благословенный» и «Царь Михаил Федорович».

В качестве флагмана, на котором собирались разместить императора с семьей, выбрали пароход «Межень». Судно было отремонтировано, на нем обновили с небывалой роскошью обстановку кают и салонов. Удалось даже установить ванны для купания высочайших особ.

К важной поездке готовили не только судно, но и реку. По словам историка Александра Широкорада, начиная с апреля 1913 г., весь фарватер шириной в 50 саженей от Нижнего до Ярославля неоднократно протралили на предмет мин и естественных препятствий (корчей, топляков, камней и т. д.). Выставили сотни бакенов и вех. Между Нижним и Ярославлем организовали 200 специальных постов, на каждом из которых имелось по две лодки и не менее трех сторожей.

«За три дня до приезда высочайших особ по Волге и прилегающим рекам остановили сплав леса, а за 12 часов — прекратили движение всех грузовых и пассажирских судов, поставив их на якоря вне фарватера под наблюдением полиции. Населению строго-настрого запретили пользоваться лодками и разжигать на берегу костры», — писала Галина Абаева, много лет возглавлявшая Музей речного флота.

Император Николай II и императрица Александра Федоровна во время своей поездки по Волге. Фото: Карл Булла, фотограф царской семьи.
Император Николай II и императрица Александра Федоровна во время своей поездки по Волге. Фото: Карл Булла, фотограф царской семьи.

Царскую семью, приехавшую в Нижний Новгород на поезде, приветствовал весь город. Николай II отправился на коляске от вокзала до кремля. После торжественных мероприятий, прошедших на протяжении всего дня, царская семья покинула город на пароходе. В качестве пристани установили баржу, на которой местные судовладельцы встречали и чествовали императорскую семью. На иллюминированной палубе они вручили царю альбом с акварельными рисунками всех волжских пароходов, цесаревичу Алексею — серебряную аршинную модель парохода, выполненную мастерами Фаберже, императрице и великим княжнам — украшения от Фаберже.

«17-го мая. Пятница. Перешли с радостью на приготовленный для нас пароход пут. сообщ. „Межень“. Уютно и со тщанием устроены наши каюты… Простившись со всеми, вернулись к себе и отвалили при иллюминации города и всех судов и пошли вверх по матушке-Волге. Пройдя ярко освещенный Сормовский завод, спустился в свою каюту и рано лег спать», — записал император в дневнике.

Награда за службу

Золотые часы, подаренные Николаем II лоцману Петру Опарину. Фото из архива Галины Абаевой.
Золотые часы, подаренные Николаем II лоцману Петру Опарину. Фото из архива Галины Абаевой.

Путешествие царской семьи прошло успешно и завершилось 22 мая. Кстати, во время поездки царь всегда ночевал на борту «Межени». Император отблагодарил капитана С.А. Калентьева, его помощников и лоцманов, в том числе Петра Ивановича Опарина, золотыми часами, а остальных членов команды — серебряными, с черным императорским орлом на крышке. Так простой волжский лоцман получил в награду за службу царский подарок — карманные часы русской часовой компании Павла Буре, поставщика двора его величества.

По словам Галины Абаевой, реликвия хранится в семье Петра Ивановича более ста лет. 23 августа 2021 года правнуки лоцмана Опарина, живущие в Москве, — Андрей Владиславович, Ольга Игоревна и Наталья Львовна — посетили Музей речного флота ВГУВТ, передали в дар портрет своего прадеда П.И. Опарина и групповое фото команды парохода «Межень».

Кстати, после той знаменитой поездки пароход «Межень» еще долгие годы работал на Волге. После революции он участвовал в Гражданской войне на волжском театре боевых действий. В частности, на борту был организован штаб командующего Волжской флотилией Федора Раскольникова. В 1919 году «Межень» тралила Волгу от мин, затем вошла в состав Волжско-Каспийской флотилии красных. В 1924 году пароход переименовали в «Память Ильича», а в начале 1930-х — в «Ногина», в честь российского революционера, государственного деятеля и философа Виктора Ногина. Судно было переоборудовано в буксир — после капитального ремонта больше ничего не напоминало о былом величии. Пароход списали в 1959 году (данные специализированного сайта «Водный транспорт»).

Читайте также:

➡️ Две легенды Волги: капитан Павел Умнов и пароход «Володарский».