На 68-ой параллели даже в середине августа ночи - практически белые. Может быть, в районе половины второго самую чуточку стемнело, но в два часа ночи уже начало светать. Зато температура под утро опустилась до четырёх градусов тепла. При ночёвке возле крупного водоёма вода выступает аккумулятором тепла - и не даёт воздуху охлаждаться совсем уж сильно. В этот раз мы ночевали на высоком берегу маленькой холодной реки Кунийок. Наверно, это сыграло свою роль в утреннем холоде. А холод, в свою очередь, сыграл свою роль в том, что мы проснулись только ближе к девяти часам (когда уже вышло солнышко и стало тепло) - хотя и планировали встать часов в шесть.
Выехать хотелось всё-таки пораньше, поэтому мы начали быстро совершать уже привычные утренние процедуры: снятие и развешивание для просушки палатки, приготовление завтрака, умывание в ледяных водах реки Кунийок...
Утреннее заполярное солнышко освещало уже западную часть Хибин.
После завтрака и собирания лагеря я вспомнил, что взял с собой в путешествие флаг нашей фирмы (как, собственно, всегда делаю). Было бы хорошо сфотографироваться с ним по пути в ущелье Рамзая или на перевале Кукисвумчорр, но в тот момент это не пришло в голову. Попросил дочь снять меня с развёрнутым флагом на высоком берегу реки Кунийок.
Часов в одиннадцать мы сели в Ховер и начали движение. Это был восьмой день нашего путешествия, и в этот момент на этой уютной стоянке в сердце Хибин наступил старт обратного пути, дороги домой. Настало время прощаться с Хибинами, с Заполярьем, с Мурманской областью и вообще с высокими широтами - и это было грустно. Насколько я знаю, именно о Хибинах были написаны эти строки:
Тонкой лентой за перевал,
Растворившись в полярном дне,
Уведёт край заснеженных скал,
Свою душу открыв тебе.
Проехали мы поворот на Умбозерский перевал, пересекли вброд реку Партомйок.
Вплоть до базы спасателей "Куэльпорр" дорога шла неровная, из грунта торчали камни. Иногда в лес уходили объездные маршруты. Я поехал по одному такому. Только успел подумать, что дорожка какая-то ненаезженная - как услышал страшный скрежет из-под днища. В траве между колеями был скрыт огромный валун, и мы наехали прямо на него (координаты валуна - N67.813558, E33.625723). В тот момент я подумал: как же хорошо, что я заблаговременно установил на Ховер защиту картера. При её отсутствии, вероятно, валун бы сильно повредил поддон двигателя. Я аккуратно съехал с камня задним ходом, вернулся на основную дорогу - и уже больше с неё не сворачивал. Хоть там и торчат из земли камни, которые здорово замедляют движение - но их хотя бы видно.
Мы доехали до базы "Куэльпорр". Остановились и не спеша её рассмотрели. Обратили внимание на недавно построенную деревянную часовню, названную именем Николая Чудотворца. Вспомнили поговорку: "От Холмогор до Колы - тридцать три Николы". Ещё вспомнили, как в Кенозерском национальном парке экскурсовод говорила: "У нас на Севере Никола считается первый после Бога!"
Если севернее базы МЧС "Куэльпорр" местность всё-таки казалась глуховатой, то южнее её началась уже полная цивилизованность: много людей, много машин на дороге, включая легковушки. Снова появились встречные колонны квадроциклов, которые махали нам руками в знак приветствия. Наша скорость, составлявшая 7-8 км/ч до базы "Куэльпорр", после неё увеличилась примерно в два раза. На перевале Кукисвумчорр мы остановились для фото, я снова развернул корпоративный флаг.
Последние сотни метров каменистой дороги мы проехали по руслу реки Кунийок. В середине августа воды было уже очень мало - намочили только шины. Говорят, ближе к началу лета, когда воды много - ехать бывает не так комфортно: под водой не видно, где камни.
Наконец, мы закончили с каменным бездорожьем и выехали на грейдер до Кировска. От озёр Щучьего и Гольцового до грейдера - около 20 километров, которые проезжаются примерно за два часа.
сПроехали Малый Вудъявр - и буквально через пару километров (возле санатория "Тирвас") появилась сотовая связь и быстрый мобильный Интернет. Получается, после ночёвки на Малом Вудъявре можно было проехать пять минут в сторону Кировска и выйти на связь, а потом уже ехать в Хибины. Мы остановились и всем позвонили и написали, что мы живы-здоровы, едем в Кировск.
После грейдера начался асфальт, на котором наши шины загудели: по пути к ущелью Рамзая я их стравил до полутора атмосфер. Мы въезжали в Кировск не по Апатитовому шоссе, а по улице Кольской, которая идёт существенно выше. Остановились на смотровой площадке с видом на Большой Вудъявр и надули все колёса до давления 2.6 атмосферы. Ещё один атрибут приближения конца путешествия: раз шины накачиваются до асфальтного давления - значит, внедорожных приключений больше не будет. Зато в процессе мы любовались очень красивым пейзажем.
В Кировске мы подъехали к станции канатной дороги, откуда можно доехать в горы на подъёмнике. Там тоже есть определённые достопримечательности. Изначально я хотел подняться по этой канатной дороге и дойти до вершины Айкуайвенчорр, высота которой - больше километра. Но дочь сильно натёрла ноги: не столько из-за ходьбы по горам, сколько из-за укусов мошки Терского берега. В районе волдырей кожа содралась, ходить ей было больно. Да и в целом она устала как физически, так и психологически - от долгого путешествия, от пребывания вдали от дома. Так что в горы мы не поехали - только убедились, что канатная дорога работает и летом тоже (насколько я знаю, раньше она работала только зимой, когда был горнолыжный сезон).
Станция канатной дороги находится на улице Олимпийской - неподалёку от дома, в квартире в котором мы ночевали за пару дней до того.
Поскольку горно-туристическая активность нам была недоступна (из-за натёртых стоп дочери), мы решили отыграться на гастрономической части. Снова заехали в ресторан "Хибины в тарелке" и снова там замечательно отобедали: оказалось, что в ресторане не только чёрные пельмени с олениной хороши. Для ночлега я забронировал через "Островок" квартиру в Кеми, до которой оставалось больше 400 километров.
Мы выехали из Кировска. Заправились в Апатитах на "Роснефти" на дороге, потеряв минут двадцать в очереди: лучше было бы заехать на "Газпромнефть", которая ближе к центру города, но там нет таких очередей. Поехали дальше, наша высота над уровнем моря постепенно уменьшалась. После нескольких дней посреди каменистых горных пейзажей показалось совершенно необычным увидеть рядом с дорогой обычный луг, на котором растёт зелёная трава, привычная для равнинной местности средней полосы России. При этом на горизонте виднелись горы.
Мы доехали до федеральной трассы Р-21 "Кола" и повернули налево, на юг. Как это обычно бывает во время дороги домой, спираль нашего путешествия начала раскручиваться в обратную сторону. Проехали мы мимо Полярных Зорь и Кандалакши, пересекли по мосту губу Канду, попрощавшись с Кольским полуостровом. Через некоторое время покинули Мурманскую область и въехали в Карелию - и тут же пересекли Северный полярный круг. Долгие годы автопутешественники, приветствуя Заполярье либо прощаясь с ним, могли съехать на асфальтированную площадку рядом с шоссе и сфотографироваться рядом со стелой "Полярный круг". Но в 2023 году в этом месте произошло ДТП со смертельным исходом, в результате чего стелу демонтировали, а съезд на площадку перекрыли мощным стальным ограждением. Однако на Ховере мы заехали на эту асфальтовую площадку прямо через кювет. Я сфотографировал дочку за рулём автомобиля: и она, и Ховер в этом путешествии побывали в Заполярье впервые.
Через пару часов монотонное движение на юг по прекрасному асфальту трассы Р-21 "Кола" было прервано дорожным происшествием: впереди какой-то грузовик умудрился съехать в кювет. Образовалась небольшая пробка.
Минут через пять другой грузовой автомобиль помог своему товарищу вернуться на ровный асфальт, мы все поехали дальше. Это происшествие было почти ровно на 65-ой параллели - так что в тот момент мы покинули высокие широты, ещё больше приблизившись к привычной местности и к привычному образу жизни. Уже близко был поворот на Кемь, перед которым мы заехали поужинать на АЗС "Альпи". Кафе при заправке - вроде бы простенькое, столовского типа. Но в меню обнаружилось несколько блюд традиционной карельской кухни (в том числе, блюда из лосятины). А ещё с заправки открывался вид на восхитительный золотистый северный закат. Будто территория высоких широт из-за 65-ой параллели прощалась с нами, желая доброго пути домой и приглашая вернуться, приехать в новое путешествие на Север.
Ещё с заправки я позвонил хозяину арендованной в Кеми квартиры - тот подтвердил, что жилище готово и ждёт нас. Сразу после АЗС мы свернули с федеральной трассы налево и почти 20 километров проехали по шоссе "Калевала - Кемь" вниз по реке Кеми. Перед въездом в Кемь-город немного постояли в пробке на железнодорожном переезде.
В Кеми по навигатору быстро нашли нужный дом. Оставили Ховер возле подъезда, в тёмном дворе. Было немного тревожно за автомобиль, хоть рядом и улёгся тут же местный пёс - будто собрался сторожить. Заселение было бесконтактным: как и в Кировске, ключ мы забрали в мини-сейфе рядом с квартирой. Дочь снова обрадовалась возможности принять душ. По сути, это был второй раз за всё путешествие, когда мы имели возможность помыться в ванной и поспать на настоящей постели.
Засыпали мы под шум поездов и переговоры по громкой связи: наше временное пристанище находилось рядом с вокзалом. От Кемской губы Белого моря мы находились в нескольких километрах. До дома оставалось ехать меньше 1300 километров. Мы планировали через двое суток уже оказаться в Кинешме.
P.S. Фотографии, видеоролики и короткие текстовые заметки из моих путешествий всех раньше появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/
Оглавление