Найти в Дзене

Море и горы Заполярья. Глава IX. Прощание с высокими широтами

На 68-ой параллели даже в середине августа ночи - практически белые. Может быть, в районе половины второго самую чуточку стемнело, но в два часа ночи уже начало светать. Зато температура под утро опустилась до четырёх градусов тепла. При ночёвке возле крупного водоёма вода выступает аккумулятором тепла - и не даёт воздуху охлаждаться совсем уж сильно. В этот раз мы ночевали на высоком берегу маленькой холодной реки Кунийок. Наверно, это сыграло свою роль в утреннем холоде. А холод, в свою очередь, сыграл свою роль в том, что мы проснулись только ближе к девяти часам (когда уже вышло солнышко и стало тепло) - хотя и планировали встать часов в шесть. Выехать хотелось всё-таки пораньше, поэтому мы начали быстро совершать уже привычные утренние процедуры: снятие и развешивание для просушки палатки, приготовление завтрака, умывание в ледяных водах реки Кунийок... Утреннее заполярное солнышко освещало уже западную часть Хибин. После завтрака и собирания лагеря я вспомнил, что взял с собой

На 68-ой параллели даже в середине августа ночи - практически белые. Может быть, в районе половины второго самую чуточку стемнело, но в два часа ночи уже начало светать. Зато температура под утро опустилась до четырёх градусов тепла. При ночёвке возле крупного водоёма вода выступает аккумулятором тепла - и не даёт воздуху охлаждаться совсем уж сильно. В этот раз мы ночевали на высоком берегу маленькой холодной реки Кунийок. Наверно, это сыграло свою роль в утреннем холоде. А холод, в свою очередь, сыграл свою роль в том, что мы проснулись только ближе к девяти часам (когда уже вышло солнышко и стало тепло) - хотя и планировали встать часов в шесть.

Выехать хотелось всё-таки пораньше, поэтому мы начали быстро совершать уже привычные утренние процедуры: снятие и развешивание для просушки палатки, приготовление завтрака, умывание в ледяных водах реки Кунийок...

-2

Утреннее заполярное солнышко освещало уже западную часть Хибин.

-3

После завтрака и собирания лагеря я вспомнил, что взял с собой в путешествие флаг нашей фирмы (как, собственно, всегда делаю). Было бы хорошо сфотографироваться с ним по пути в ущелье Рамзая или на перевале Кукисвумчорр, но в тот момент это не пришло в голову. Попросил дочь снять меня с развёрнутым флагом на высоком берегу реки Кунийок.

-4

Часов в одиннадцать мы сели в Ховер и начали движение. Это был восьмой день нашего путешествия, и в этот момент на этой уютной стоянке в сердце Хибин наступил старт обратного пути, дороги домой. Настало время прощаться с Хибинами, с Заполярьем, с Мурманской областью и вообще с высокими широтами - и это было грустно. Насколько я знаю, именно о Хибинах были написаны эти строки:

Тонкой лентой за перевал,
Растворившись в полярном дне,
Уведёт край заснеженных скал,
Свою душу открыв тебе.

-5

Проехали мы поворот на Умбозерский перевал, пересекли вброд реку Партомйок.

-6

Вплоть до базы спасателей "Куэльпорр" дорога шла неровная, из грунта торчали камни. Иногда в лес уходили объездные маршруты. Я поехал по одному такому. Только успел подумать, что дорожка какая-то ненаезженная - как услышал страшный скрежет из-под днища. В траве между колеями был скрыт огромный валун, и мы наехали прямо на него (координаты валуна - N67.813558, E33.625723). В тот момент я подумал: как же хорошо, что я заблаговременно установил на Ховер защиту картера. При её отсутствии, вероятно, валун бы сильно повредил поддон двигателя. Я аккуратно съехал с камня задним ходом, вернулся на основную дорогу - и уже больше с неё не сворачивал. Хоть там и торчат из земли камни, которые здорово замедляют движение - но их хотя бы видно.

Мы доехали до базы "Куэльпорр". Остановились и не спеша её рассмотрели. Обратили внимание на недавно построенную деревянную часовню, названную именем Николая Чудотворца. Вспомнили поговорку: "От Холмогор до Колы - тридцать три Николы". Ещё вспомнили, как в Кенозерском национальном парке экскурсовод
говорила: "У нас на Севере Никола считается первый после Бога!"

-7

Если севернее базы МЧС "Куэльпорр" местность всё-таки казалась глуховатой, то южнее её началась уже полная цивилизованность: много людей, много машин на дороге, включая легковушки. Снова появились встречные колонны квадроциклов, которые махали нам руками в знак приветствия. Наша скорость, составлявшая 7-8 км/ч до базы "Куэльпорр", после неё увеличилась примерно в два раза. На перевале Кукисвумчорр мы остановились для фото, я снова развернул корпоративный флаг.

-8

Последние сотни метров каменистой дороги мы проехали по руслу реки Кунийок. В середине августа воды было уже очень мало - намочили только шины. Говорят, ближе к началу лета, когда воды много - ехать бывает не так комфортно: под водой не видно, где камни.

-9

Наконец, мы закончили с каменным бездорожьем и выехали на грейдер до Кировска. От озёр Щучьего и Гольцового до грейдера - около 20 километров, которые проезжаются примерно за два часа.

-10

сПроехали Малый Вудъявр - и буквально через пару километров (возле санатория "Тирвас") появилась сотовая связь и быстрый мобильный Интернет. Получается, после ночёвки на Малом Вудъявре можно было проехать пять минут в сторону Кировска и выйти на связь, а потом уже ехать в Хибины. Мы остановились и всем позвонили и написали, что мы живы-здоровы, едем в Кировск.

После грейдера начался асфальт, на котором наши шины загудели: по пути к ущелью Рамзая я их стравил до полутора атмосфер. Мы въезжали в Кировск не по Апатитовому шоссе, а по улице Кольской, которая идёт существенно выше. Остановились на смотровой площадке с видом на Большой Вудъявр и надули все колёса до давления 2.6 атмосферы. Ещё один атрибут приближения конца путешествия: раз шины накачиваются до асфальтного давления - значит, внедорожных приключений больше не будет. Зато в процессе мы любовались очень красивым пейзажем.

-11

В Кировске мы подъехали к станции канатной дороги, откуда можно доехать в горы на подъёмнике. Там тоже есть определённые достопримечательности. Изначально я хотел подняться по этой канатной дороге и дойти до вершины Айкуайвенчорр, высота которой - больше километра. Но дочь сильно натёрла ноги: не столько из-за ходьбы по горам, сколько из-за укусов мошки Терского берега. В районе волдырей кожа содралась, ходить ей было больно. Да и в целом она устала как физически, так и психологически - от долгого путешествия, от пребывания вдали от дома. Так что в горы мы не поехали - только убедились, что канатная дорога работает и летом тоже (насколько я знаю, раньше она работала только зимой, когда был горнолыжный сезон).

-12

Станция канатной дороги находится на улице Олимпийской - неподалёку от дома, в квартире в котором мы ночевали за пару дней до того.

-13

Поскольку горно-туристическая активность нам была недоступна (из-за натёртых стоп дочери), мы решили отыграться на гастрономической части. Снова заехали в ресторан "Хибины в тарелке" и снова там замечательно отобедали: оказалось, что в ресторане не только чёрные пельмени с олениной хороши. Для ночлега я забронировал через "Островок" квартиру в Кеми, до которой оставалось больше 400 километров.

Мы выехали из Кировска. Заправились в Апатитах на "Роснефти" на дороге, потеряв минут двадцать в очереди: лучше было бы заехать на "Газпромнефть", которая ближе к центру города, но там нет таких очередей. Поехали дальше, наша высота над уровнем моря постепенно уменьшалась. После нескольких дней посреди каменистых горных пейзажей показалось совершенно необычным увидеть рядом с дорогой обычный луг, на котором растёт зелёная трава, привычная для равнинной местности средней полосы России. При этом на горизонте виднелись горы.

-14

Мы доехали до федеральной трассы Р-21 "Кола" и повернули налево, на юг. Как это обычно бывает во время дороги домой, спираль нашего путешествия начала раскручиваться в обратную сторону. Проехали мы мимо Полярных Зорь и Кандалакши, пересекли по мосту губу Канду, попрощавшись с Кольским полуостровом. Через некоторое время покинули Мурманскую область и въехали в Карелию - и тут же пересекли Северный полярный круг. Долгие годы автопутешественники, приветствуя Заполярье либо прощаясь с ним, могли съехать на асфальтированную площадку рядом с шоссе и сфотографироваться рядом со стелой "Полярный круг". Но в 2023 году в этом месте произошло ДТП со смертельным исходом, в результате чего стелу демонтировали, а съезд на площадку перекрыли мощным стальным ограждением. Однако на Ховере мы заехали на эту асфальтовую площадку прямо через кювет. Я сфотографировал дочку за рулём автомобиля: и она, и Ховер в этом путешествии побывали в Заполярье впервые.

-15

Через пару часов монотонное движение на юг по прекрасному асфальту трассы Р-21 "Кола" было прервано дорожным происшествием: впереди какой-то грузовик умудрился съехать в кювет. Образовалась небольшая пробка.

-16

Минут через пять другой грузовой автомобиль помог своему товарищу вернуться на ровный асфальт, мы все поехали дальше. Это происшествие было почти ровно на 65-ой параллели - так что в тот момент мы покинули высокие широты, ещё больше приблизившись к привычной местности и к привычному образу жизни. Уже близко был поворот на Кемь, перед которым мы заехали поужинать на АЗС "Альпи". Кафе при заправке - вроде бы простенькое, столовского типа. Но в меню обнаружилось несколько блюд традиционной карельской кухни (в том числе, блюда из лосятины). А ещё с заправки открывался вид на восхитительный золотистый северный закат. Будто территория высоких широт из-за 65-ой параллели прощалась с нами, желая доброго пути домой и приглашая вернуться, приехать в новое путешествие на Север.

-17

Ещё с заправки я позвонил хозяину арендованной в Кеми квартиры - тот подтвердил, что жилище готово и ждёт нас. Сразу после АЗС мы свернули с федеральной трассы налево и почти 20 километров проехали по шоссе "Калевала - Кемь" вниз по реке Кеми. Перед въездом в Кемь-город немного постояли в пробке на железнодорожном переезде.

-18

В Кеми по навигатору быстро нашли нужный дом. Оставили Ховер возле подъезда, в тёмном дворе. Было немного тревожно за автомобиль, хоть рядом и улёгся тут же местный пёс - будто собрался сторожить. Заселение было бесконтактным: как и в Кировске, ключ мы забрали в мини-сейфе рядом с квартирой. Дочь снова обрадовалась возможности принять душ. По сути, это был второй раз за всё путешествие, когда мы имели возможность помыться в ванной и поспать на настоящей постели.

-19

Засыпали мы под шум поездов и переговоры по громкой связи: наше временное пристанище находилось рядом с вокзалом. От Кемской губы Белого моря мы находились в нескольких километрах. До дома оставалось ехать меньше 1300 километров. Мы планировали через двое суток уже оказаться в Кинешме.

P.S. Фотографии, видеоролики и короткие текстовые заметки из моих путешествий всех раньше появляются в моём Телеграм-канале:
https://t.me/beacon1143/

Оглавление