Утром мы с дочерью проснулись в квартире и немного посмотрели на Кемь при свете дня. Дом наш располагался возле вокзала. Всю ночь было слышно вокзальные объявления и переговоры по громкой связи, а утром мы в окно увидели товарные вагоны с надписями "ФосАгро" (это организация, занимающаяся добычей апатитовой руды в Хибинах). В вагонах, наверно, как раз были апатиты из Хибин, которые потом используются для производства фосфорных удобрений.
Позавтракав, мы погрузили вещи в Ховер и выехали из квартиры. В Кеми много достопримечательностей: есть, что посмотреть. Но я решил ограничиться деревянным Успенским собором, находящемся на Лепострове. Туда мы и поехали от вокзала. По пути отметили, что в Кеми меняют на улицах бордюры! Я-то думал, что "бордюрная мафия" орудует только в Москве и, возможно, каких-то других крупных городах.
Деревянному трёхшатровому храму Успения Пресвятой Богородицы более 300 лет - он был построен в самом начале XVIII века, как раз во время побед над шведами при Петре Первом. Любопытно, что шведы претендовали на Кемскую волость ещё при Иване Грозном, в XVI веке (это показано даже в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"). Но по-настоящему мирно и спокойно эта территория начала себя чувствовать только спустя полтораста лет, после разгрома шведов в Северной войне. И величественный деревянный православный храм был построен как раз в этот период - будто в ознаменование окончания шведских набегов на русскую землю.
С 2016 по 2019 годы Успенская церковь реставрировалась путём полной разборки и замены сгнивших брёвен. Когда мы подъехали, из собора выходила группа туристов: говорят, в эту церковь приглашает на экскурсию едва ли не сам священник. Мы в храм уже не пошли - только сфотографировали снаружи и успешно взяли геокешерский тайник.
Полюбовавшись Успенским собором, мы снова проехали через всю Кемь в обратном направлении - в сторону выезда. На выезде, как и вечером, постояли перед шлагбаумом, пропуская длинный-длинный товарный поезд. На некоторых вагонах было написано: "ФосАгро".
После железнодорожного переезда заехали на АЗС "Роснефть" и залили полный бак. В отличие от заправок на федеральной трассе Р-21 "Кола", на этой АЗС вообще не было ни одной машины. Поэтому я, заправляясь до полного бака, не спеша вливал и вливал бензин в горловину, чтобы создать запас топлива побольше. После первой отсечки влезло ещё около пяти литров.
Доехали мы до федеральной трассы, повернули налево - и два с половиной часа ехали на юг, практически не выключая круиз-контроль. Когда ехали в Заполярье - мне хотелось остановиться и сфотографировать разные интересные природные объекты, находящиеся возле шоссе: озёра, болота, леса, камни. Но тогда мы спешили и нервничали, поэтому не останавливались. А тут, на обратном пути - я ничего интересного почему-то уже и не видел.
Через двести с чем-то километров мы свернули с трассы Р-21 "Кола" в Медвежьегорске - и заехали в известное кафе "Едем и едим". Предыдущая попытка отобедать в этом заведении нами предпринималась годом ранее - но тогда из-за наплыва клиентов нам посулили ожидание заказа аж в целый час, и мы поехали в столовую "Арго". В этот раз нас предупредили о получасовом ожидании - но первое блюдо принесли минут через двадцать. Тем не менее, наш обед занял около часа. Но кормят в этом кафе очень неплохо! В меню присутствовали блюда карельской кухни.
Отобедав, мы заехали в "Пятёрочку" на углу улиц Дзержинского и Карла Либкнехта, пополнили запасы продуктов. Затем, проезжая Повенец, купили хлеба в местной пекарне по наводке подписчика из Карелии. Там продают и чёрный, и белый хлеб в буханках, а также разную сладкую выпечку. А пекарня находится на улице Ленина - ровно напротив аптеки, в которой я годом ранее покупал капли для своих глаз, воспалённых от вождения и недосыпания.
После Повенца на дороге мы видели торговцев ягодами, но не стали останавливаться. Только потом я вспомнил, что где-то читал: именно в районе Повенца на шоссе А-119 продают морошку! Ни я, ни дочь никогда её не пробовали: в наших широтах эта северная ягода не растёт. А тут был шанс купить её и отведать.
Откуда-нибудь из Москвы (или из Кинешмы) кажется, что Медвежьегорск, Повенец и Чёлмужи - это где-то рядом: в северной части Онежского озера. На самом деле, от Медвежьегорска до Чёлмужской косы - около 100 километров. А мы ехали как раз примерно в тот район. У нас обоих из памяти не выходил первый вечер нашего путешествия: безлюдная полоска песчаного берега, тепло, нет дождя и комаров, мы пьём чай с замечательными видами, а перед сном с удовольствием купаемся в тёплых водах Онежского озера. Тогда очень хотелось остаться в этом месте ещё на денёк: просто купаться, загорать - и ничего не делать, никуда не спешить. Но по пути в Заполярье мы не могли себе этого позволить из-за жёсткого графика путешествия. А вот на обратном пути спешить уже было некуда, при этом прогноз погоды показывал в Медвежьегорске 26 градусов тепла. Поэтому в шестом часу мы съехали с шоссе и оказались на песчаном берегу Онежского озера на замечательной стоянке посреди сосен.
Несмотря на вечер пятницы, берег был почти пуст. Мы планировали расслабленное окончание дня: до вечера купаться в озере, разбить палатку, приготовить ужин - и лечь спать засветло, чтобы на следующий день с утра пораньше одним марш-броском доехать до дома. Я уже присмотрел место под палатку, а дочь стала есть купленную в Повенце плюшку, запивая её купленным в Медвежьегорске соком.
Но мы быстро поняли, что ни купания, ни уютного отдыха на берегу у нас не получится. С озера дул неприятный холодный ветер, да и само Онего было холодное. Дочь только помочила в нём ножки и сказала:
- Папа, давай поедем дальше!
Учитывая некомфортную погодную обстановку, поехать дальше было довольно разумно: до Кинешмы оставалось 900 километров, а на часах было только шесть вечера - прекрасная возможность проехать ещё какое-то расстояние, сократив пробег на следующий день. Сели мы в Ховер, вернулись на асфальт - и поехали дальше на юг по шоссе А-119. Через час с небольшим и 100 километров въехали на заправку "Роснефть" в Пудоже. Там не наливали 95-ый бензин: сказали, что сломался какой-то насос, а заменят его в лучшем случае к утру. Пришлось залить полный бак 92-го.
В силу позднего времени нужно было подумать о ночёвке. Трасса ушла далеко от берега озера, поэтому поехать ночевать на Онего не получилось бы. Мои товарищи-джиперы посоветовали поехать на Мурмозеро и там поискать стоянку. Мы так и сделали - продолжили путь на юг и... тут-то и начались неприятности. В районе Нигижмы, когда уже нужно было сворачивать с шоссе, я почувствовал: автомобиль временами тянет вправо, как будто правое переднее колесо подтормаживает. Свернули направо, проехали Красноборский, стали искать место стоянки на берегу Мурмозера. Остановившись, я сразу пощупал все четыре колёсных диска. Три были нормальной температуры, а вот правый передний - ощутимо теплее...
Я ещё весной, по пути с майских праздников заметил, что из района правого переднего колеса раздаётся нездоровый гул. В сервисе, где я постоянно обслуживаюсь, подтвердили мою мысль, что правый передний ступичный подшипник просит замены - и заменили его. Гул тогда не прошёл, но мастера сказали: это у тебя грязевые шины так гудят при езде по асфальту. Соответственно, я продолжал спокойно ездить - и так же спокойно уехал с дочкой в путешествие в Заполярье. По пути туда где-то перед Кандалакшей или перед Кировском из правого переднего колеса в какой-то момент раздался совсем сильный гул, пошла вибрация. Но я привык, что такое иногда происходит вследствие самопроизвольного замыкания колёсного хаба на ходу. И вот теперь, за 800 километров от дома стало понятно: со ступичным подшипником что-то не так, его нужно менять. Оставался вопрос, как так получилось, что заменённый подшипник через какие-то пять тысяч километров пробега снова пришёл в негодность - но этот вопрос точно не был первоочередным.
Нашли мы с дочерью ровную площадку на берегу Мурмозера, остановились. Неподалёку от нас уже разбили палатку такие же ночующие автотуристы, молодая пара. Мы тоже поставили палатку, вскипятили чай. Местность вокруг Мурмозера - населённая. Из Красноборского раздавались звуки музыки (был вечер пятницы), по дороге рядом периодически проезжали машины и проходили люди. Двое молодых парней шли прямо по берегу озера, мимо нас - и почему-то поинтересовались, не продам ли я им зажигалку.
Ещё и комаров налетело много, а вот нормальный доступ к воде практически отсутствовал: берег весь был заросший. Но не это больше всего беспокоило меня в тот вечер. В голове крутилась мысль: что делать с Ховером, как его ремонтировать? В этом месте не ловил МТС, поэтому дочка раздала мне свой мобильный Интернет от "Мегафона" - и я стал искать автосервис в Вытегре, ближайшем районном центре на нашем пути. Нашёл один с неплохими отзывами, но спокойнее от этого не стало. Дочь меня успокаивала, но засыпал я в тот вечер с очень тревожными мыслями.
P.S. Фото, видео и краткие заметки из моих путешествий раньше всех (во возможности - вообще в режиме реального времени) появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/
Оглавление